Цель развития речи детей. Задачи развития речи детей. Методические принципы развития речи. Средства развития речи детей дошкольного возраста.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Задачи развития речи детей.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. По мнению Ф. А. Сохина, следует теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:
- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);
- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Содержание задач определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком, в первую очередь,
1. Развитие словаря.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
2. Воспитание звуковой культуры речи – это
задача, связанная с развитием восприятия звуков родной речи и про-
изношения (говорение, речепроизношение).
3. Формирование грамматическое строя предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса «освоение разных типов словосочетании и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Диалогическая р ечь является основной формой общения детей дошкольного возраста. У дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения.
6. Задача – ознакомление с художественной литературой.
Методические принципы развития речи.
Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, исходя из которых педагог выбирает средства обучения.
Принцип взаимосвязи ceнсорногo, умственного и речевого
развитии детей, который базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, что связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, которые составляют основу мышления, и развиваются в единстве с мышлением.
Принцип коммуникативно-деятсльностного подхода к развитию речи. Дан ный принцип основывается на. понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.
Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит, не только подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого доведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого приншша состоит в осуществлении освоения всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка, В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.
Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь воспитателя;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· художественная литература;
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.