Методические принципы развития речи

Цель развития речи детей. Задачи развития речи детей. Методические принципы развития речи. Средства развития речи детей дошкольного возраста.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – это формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи развития речи детей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, спе­циальных задач. Основанием для их выделения является ана­лиз форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. По мнению Ф. А. Сохина, следует теоретически обосновать и сформу­лировать три аспекта характеристики задач развития речи:

  • структурный (формирование разных структурных уров­ней системы языка – фонетического, лексического, грам­матического);
  • функциональный, или коммуникативный (формиро­вание навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого об­щения – диалога и монолога);
  • когнитивный, познавательный (формирование способ­ности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Содержание задач определяется лингвистическими понятия­ми и психологическими особенностями овладения языком, в первую очередь,

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, ка­чества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с ок­ружающими.

2. Воспитание звуковой культуры речи – это
задача, связанная с развитием восприятия звуков родной речи и про-
изношения (говорение, речепроизношение).

3. Формирование грамматическое строя предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса «освоение разных типов словосочетании и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогичес­кой и монологической речи.

а) Диалогическая р ечь является основной формой об­щения детей дошкольного возраста. У дошкольников необходимо раз­вивать в первую очередь те коммуникативно-речевые уме­ния, которые не формируются без влияния взрослого.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые стано­вится для детей предметом изучения.

6. Задача – ознакомление с художественной литературой.



Методические принципы развития речи.

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, исходя из которых педагог выбирает средства обучения.

Принцип взаимосвязи ceнсорногo, умственного и речевого
развитии детей, который базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, что связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, которые составляют основу мышления, и развиваются в единстве с мышлением.

Принцип коммуникативно-деятсльностного подхода к раз­витию речи. Дан ный принцип основывается на. понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Язы­ковое чутье – это неосознанное владение закономернос­тями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются анало­гии, а затем он усваивает и закономерности.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит, не только подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил рече­вого доведения, которая позволяет ребенку не просто по­вторять, но и создавать новые высказывания.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого приншша состоит в осуществлении освоения всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грам­матического строя, развитие восприятия речи и произно­сительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, но вза­имосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка, В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

От мотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении моти­вы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

 

·       общение взрослых и детей;

·    культурная языковая среда, речь воспитателя;

·    обучение родной речи и языку на занятиях;

·      художественная литература;

·    различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Рассмотрим кратко роль каждого средства.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).

В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: