Алгоритмы деятельности учителя начальных классов по подготовке и проведению уроков

Подготовка к уроку – важный этап работы учителя.

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей учащихся класса:

· успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

· отношение учащихся к предмету;

· темп работы;

· сформированность учебных умений;

· общая подготовленность учащихся;

· отношение к разным видам учебной деятельности;

· отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

· общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

· тип нервной системы;

· коммуникативность;

· эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

· управление восприятием нового учебного материала учащимися;

· умение преодолеть плохое настроение;

· уверенность в своих знаниях, умениях;

· наличие умений импровизации;

· умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, выделить опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями; какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести детей к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах вашей организации деятельности детей.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Внимательно наблюдать за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

9. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

10. Стимулировать учащихся задавать вопросы, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

 

 

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Итак, в чем же специфика развития творческих способностей младших школьников? Развитие творческих способностей учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличию творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. В дальнейшем, специалисты, умеющие мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.

Многие родители уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни. Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности» ребёнка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения.

Необходимо помнить, что период младшего школьного возраста – очень ответственный и непростой. Ребёнок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает иной уровень в своей системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому возраст этот дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой – открывая простор для получения новых знаний и опыта.

Фантазия – один из базовых элементов развития творческого начала в ребёнке. Часто можешь услышать от родителей слова, обращённые к ребёнку: «ну и придумал же ты!», «какой же ты выдумщик, пойди лучше позанимайся русским языком», «эх, ну и фантазёр…» и так далее. Диапазон родительских оценок пристрастия ребёнка пофантазировать необычайно широк – от полного неприятия до отношения как к чему-то неизбежному.

    Практически все виды искусства, с которыми сталкивается младший школьник на занятиях в школе тем или иным образом будут развивать его творческую активность. Это, прежде всего, искусство слова – литература, и сопутствующие занятия – развитие речи, литературное чтение. Изобразительное искусство, включающее в свои виды деятельности не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же можно отнести занятия музыкой, все разновидности танцев и балет. Тем не менее, можно отметить, что школьная программа местами очень статична и не всегда предоставляет нужный простор развитию творческого потенциала ребёнка. Именно поэтому домашние занятия или занятия факультативные, в кружках и секциях помогут младшим школьникам реализовать их стремление к творческой активности в полной мере.

Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.

    А.В. Никитина организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);

- задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с этими требованиями, занятия А.В. Никитиной включают в себя четыре последовательных этапа:

1) разминку;

2) развитие творческого мышления;

3) выполнение развивающих частично-поисковых задач;

4) решение творческих задач.

Под руководством Е.Л. Яковлевой была разработана и апробирована развивающая программа, направленная на активизацию творческой деятельности младших школьников. Основным условием творческой работы, по ее мнению, является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:

1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:

а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;

б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.

2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.

3) Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Учитель начальных классов О.В. Кубасова использует возможности уроков для активизации творческой деятельности младших школьников, адаптируя игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления на материале учебных предметов и используя их в процессе обучения русскому языку:

- различные виды сочинений, изложений, творческих диктантов;

- конструирование (построение предложений, словесное рисование, составление планов, слов и предложений по схемам);

- составление таблиц, схем;

- «открытие» способов словообразования;

- анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения;

- распространение предложений;

- придумывание окончаний к рассказам;

- составление рисунков с помощью трафаретов;

- издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие);

- создание диафильмов к литературным произведениям;

- инсценирование, драматизация, «оживление» картинок;

- подбор характеристик (какой может быть улыбка, походка и так далее);

- создание зрительных, звуковых, вкусовых образов букв;

- подбор синонимов, антонимов;

- изучение фразеологических оборотов.

В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников выявлена, во-первых, значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов; во-вторых, по данной проблеме разработаны и апробированы программы, курсы, серии заданий, представленных в научно-методической литературе и периодических изданиях; в-третьих, низкая психолого-педагогическая компетентность педагогов по данной проблеме; в-четвертых, отсутствие систематической, целенаправленной работы по активизации творческой деятельности младших школьников из-за недостатка знаний приемов, средств, форм работы в этом направлении; и как следствие, невысокие уровни развития творческой деятельности младших школьников.

1.4 Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

8. Самостоятельность выполнения творческого задания.

Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

На основе изученной литературы по теме, в данной работе мы попытались определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте.

Также была проведена олимпиада по математике. Она способствует воспитанию познавательного интереса, развитию творческих способностей, учит самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить.

1. Которая из этих фигур лишня? Почему?

 

2. Чем сходим данные ряды? Чем они отличаются? (Ответ: сходны по количеству фигур. Отличаются тем, что в верхнем ряду - круги, а в нижнем - квадраты.)

3. Указать два признака различия в данных примерах:

8 + 2 =

8 - 2 =

4. Если Оля сидит левее Тони, то, как сидит Тоня по отношению к Оле?

5. Зина и Вера имеют фамилии Орлова в Скворцова. Какую фамилию имеет каждая из них, если известно, что Зина на два года моложе Орловой? Методический совет. Предлагая последнее задание, полезно на классной доске в один столбик записать оба имени и фамилии.

6. Сколько разных четырехугольников на чертеже?

7. Ответьте на вопрос: Все ученики II класса живут в деревне Ореховка. Толя - ученик II класса. Где живет Толя? Почему вы так думаете?

8. Нина живет на пятом этаже, Катя - на восьмом. Петя и Коли - ниже Кати, но выше Нины. Петя живет ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коли?

9. Толя ниже Юры, а Володя с Мишей одинаковые по росту. Юра ниже Миши. Кто выше - Толя или Володя? Кто ниже - Юра или Володя?

10. В одну из недель в кинотеатре показали 9 новых кинокартин. Был ли на этой неделе такой день, когда показали сразу 2 или 3 новые картины?

Также были проведены тест-игры, методики на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и русского языка:

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов. (пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: