Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий:
• развитие критического мышления;
• проектная и исследовательская деятельность;
• педагогическая мастерская;
• игровые технологии;
• ориентированно-личностное обучение;
• здоровьесберегающие технологии;
• педагогика сотрудничества.
В своей практике я и мои коллеги активно используем технологию развития критического мышления. Более подробно остановлюсь на данной технологии. ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные. Приведу примеры приемов и стратегий, которые я и мои коллеги наиболее эффективно и часто используются в урочной и внеурочной деятельности:
|
|
1. Разбивка на кластеры.
2. Скрайбинг
3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».
4. Пятиминутное эссе.
5. Приём «Диаманта»
6. Метод шести шляп.
7. Инсерт – чтение с пометками.
8. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.
9. Сводная таблица.
10. Прием «Фишбоун».
11. Понятийное колесо.
12. Прием «ПОПС»
Все эти приемы направлены на более эффективное усвоение информации учащимися в урочной и внеурочной деятельности. В своем выступлении я хочу остановиться на одном из новейших техник – Скрайбинг.
Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.
Скрайбинг технология предполагает реализацию 10 шагов:
1. Тема
2. Коллективная работа
3. Поиск и анализ информации
4. Визуализация, общая композиция
5. Выступление перед классом
6. Рисование
7. Обработка видео и корректировка текста
8. Аудиозапись
9. Обработка видео и представление
|
|
10. Публикация проекта
Скрайбинг – "это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации" и приводятся основные шаги при создании скрайбинга:
Четыре основных шага для создания скрайба:
1. Составить план работы. Запишите все, что хотите осветить.
2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.
3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные.
4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.
Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.
Плюсы скрайб-презентации:
1. Необычность, оригинальность
2. Краткость и образность
3. Большая степень усвоения материала аудиторией
Минусы:
1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж фильма могут занять у вас несколько дней.
2. Технические трудности
Преимущества скрайбинга:
1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем.
3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры.
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации.
5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении всего выступления.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
Ø Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Ø Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Ø Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю.
Ø Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Ø Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
|
|
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.