Использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного типа

Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий:

• развитие критического мышления;

• проектная и исследовательская деятельность;

• педагогическая мастерская;

• игровые технологии;

• ориентированно-личностное обучение;

• здоровьесберегающие технологии;

• педагогика сотрудничества.

В своей практике я и мои коллеги активно используем технологию развития критического мышления. Более подробно остановлюсь на данной технологии. ТРКМ – это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов использовали в своей работе, только называли их иначе; часть приемов совершенно новые и интересные. Приведу примеры приемов и стратегий, которые я и мои коллеги наиболее эффективно и часто используются в урочной и внеурочной деятельности:

1. Разбивка на кластеры.

2. Скрайбинг

3. Маркированная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал».

4. Пятиминутное эссе.

5. Приём «Диаманта»

6. Метод шести шляп.

7. Инсерт – чтение с пометками.

8. «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

9. Сводная таблица.

10. Прием «Фишбоун».

11. Понятийное колесо.

12. Прием «ПОПС» 

     Все эти приемы направлены на более эффективное усвоение информации учащимися в урочной и внеурочной деятельности. В своем выступлении я хочу остановиться на одном из новейших техник – Скрайбинг.

      Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты.

        Скрайбинг технология предполагает реализацию 10 шагов:

1. Тема

2. Коллективная работа

3. Поиск и анализ информации

4. Визуализация, общая композиция

5. Выступление перед классом

6. Рисование

7. Обработка видео и корректировка текста

8. Аудиозапись

9. Обработка видео и представление

10. Публикация проекта

 

         Скрайбинг – "это новый уникальный способ привлечь внимание, завоевать аудиторию, обеспечить ее дополнительной информацией и усилить ключевые моменты презентации" и приводятся основные шаги при создании скрайбинга:

Четыре основных шага для создания скрайба:

1. Составить план работы. Запишите все, что хотите осветить.

2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.

3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные.

4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.

Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

Плюсы скрайб-презентации:

1. Необычность, оригинальность

2. Краткость и образность

3. Большая степень усвоения материала аудиторией

 

Минусы:

1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж фильма могут занять у вас несколько дней.

2. Технические трудности

Преимущества скрайбинга:

1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.

2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем.

 3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры.

4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации.

5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении всего выступления.

6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.

7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Ø Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках - пример классического скрайбинга. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

Ø Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Ø Скрайбинг «фланелеграфный» Для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю.

Ø Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Ø Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

   Таким образом, можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: