В наше время интернет-технологии позволяют обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей.
Внедрение дистанционного обучения позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность, а также применения цифровых образовательных технологий. Индивидуальная траектория обучения подразумевает:
1) самостоятельное определение график обучения студента;
2) обеспечение доступности образовательных материалов в удобное время;
3) мобильность системы дистанционного обучения;
4) возможность получения высшего образования удаленно;
5) студент сможет формировать индивидуальную траекторию своего обучения [24].
Система дистанционного образования состоит из 2 функциональных подсистем в соответствии с основными группами пользователей:
|
|
1 группа: студент. Пользователи данной группы в системе могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, распределяя время на изучение теоретического материала (при этом уделяя больше времени, блокам тем, которые менее изучены студентом) и выполнение практических заданий по своему усмотрению [24].
2 группа: разработчик курса, (функции в системе выполняет научно-педагогический сотрудник). Пользователи данной группы в системе определяют структуру курса дисциплины, формируют контрольные задания в рамках дисциплины, отслеживают прогресс студента и обеспечивают необходимым для обучающихся контентом [24].
В соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использование 2 группы функциональных подсистем.
Так как индивидуальный образовательный маршрут основан на трех концептуальных элементах: индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная программа; индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим подробнее каждый элемент.
В индивидуальный учебный план обязательно входят следующие составляющие:
1) инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы;
2) вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы);
3) региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
4) компонент образовательной организации (требования к обучающимся конкретной образовательной организации).
Дистанционный курс «Финансовая математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если студенты обучаются на направлении подготовки «Менеджмент» или может быть внесен в компонент образовательной организации.
|
|
Следующий элемент – это проектирование индивидуальной образовательной программы. Нами разработана индивидуальная образовательная программа в соответствии с включением курса «Финансовая математика» в инвариантную часть индивидуального учебного плана.
Область применения программы: программа дистанционного курса «Финансовая математика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по экономическим специальностям.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: курс входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Целями освоения дисциплины (модуля) «Финансовая математика» являются:
· получение базовых знаний и овладение основами математического аппарата современных методов финансовых вычислений для решения прикладных финансово-экономических задач;
· развитие теоретико-практической базы и формирование уровня математической подготовки, необходимых для понимания основных идей применения финансовых вычислений в экономике и финансах;
· развитие возможностей построения и сравнительного анализа различных типов финансовых операций;
· ознакомление со свойствами моделей и методов финансового анализа, используемых в финансовых, экономических и управленческих задачах;
· формирование основных навыков использования методов финансовых вычислений для осуществления широкого спектра финансово-экономических расчетов при принятии обоснованных управленческих решений.
В результате освоения курса обучающийся должен уметь:
1) выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов;
2) корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции;
3) рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;
4) вычислять параметры финансовой ренты;
5) производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.
В результате освоения курса обучающийся должен знать:
1) виды процентных ставок и способы начисления процентов;
2) формулы эквивалентности процентных ставок;
3) методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции;
4) виды потоков платежей и их основные параметры;
5) методы расчета платежей при погашении долга;
6) показатели доходности ценных бумаг;
7) основы валютных вычислений.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК-4. Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-5. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-6. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-7. Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-8. Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;
ОК-9. Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-10. Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК-11. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
|
|
ОК-12. Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ОК-13. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях,
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-1. Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-2. Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-3. Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
ПК-4. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-5. Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
ПК-6. Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-7. Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
|
|
ПК-8. Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-9. Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-10. Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-11. Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
ПК-12. Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-13. Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать, и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных последствий.