ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Планы семинарских занятий
(2 раздел)
Тема 1
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40 – 90-х ГОДОВ
План
1. Пути развития музыкальной культуры в первое послевоенное десятилетие. Трудности и противоречия.
2. Новаторские черты в музыкальном искусстве 60 – 90-х годов:
а) проблема трактовки музыкальных жанров;
б) характерные стилевые тенденции.
3. Основные темы и жанры в песенном творчестве второй половины 40 – 50-х годов.
4. Песенное творчество в контексте музыкального искусства 60 – 90-х годов.
Литература
1. История современной отечественной музыки. – Вып. 2, 3. – М.: Музыка, 1999, 2001.
2. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века. – Магнитогорск: МаГК, 2000.
3. История музыки народов СССР. – Т. IV, V. – М.: Сов. композитор, 1973. 1974.
4. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. – М.: Сов. композитор, 1989.
5. Журнал «Советская музыка», 1948. – № 1.
6. Конькова Г. Некоторые тенденции развития советской музыки
60 – 70-х годов // Музыкальная культура братских республик СССР. – К., 1982. – С. 3 – 29.
|
|
7. Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70 – 80-х годов: стиль и стилевые диалоги. – М., 1986. – Вып. 82. – С. 9 – 30.
8. Никитина Л. Советская музыка. История и современность. – М., 1991. – Гл. 5, 6. – С. 143 – 152, 188 – 202.
9. Раабен Л. Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки. – Л., 1983. – С. 5 – 37.
10. Сохор А. Некоторые идейно-эстетические проблемы советской музыки 70-х годов // Вопросы теории и эстетики музыки. – М., 1977. – Вып. 15. – С. 3 – 15.
11. Алексеева Л. О некоторых тенденциях в советской песне 60 – 70-х годов // Советская музыкальная культура. – М.: Сов. композитор, 1980. – С. 136 – 154.
Тема 2
ОПЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО С. С. ПРОКОФЬЕВА
План
1. Характерные черты оперного творчества С. С. Прокофьева.
2. «Война и мир» – вершина оперного наследия композитора:
а) история создания и постановления оперы;
б) литературный первоисточник и либретто;
в) драматургия оперы;
г) лирическая линия;
д) героико-эпическая линия.
3. Прокофьевские традиции в оперном творчестве.
Литература
1. Сабинина М. Об оперном стиле С. Прокофьева // С. Прокофьев. Статьи и материалы. – М., 1965.
2. Полякова Л. «Война и мир» С. Прокофьева (путеводитель). – М., 1969.
3. Данько Л. Оперы Прокофьева. – М., 1963. – С. 3 – 11, 50 – 64.
4. Сабинина М. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии
С. Прокофьева (заключение). – М., 1965.
5. Данько Л. Прокофьевские традиции в советской опере //
С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. – М., 1972. – С. 37 – 58.
6. Волков А. «Война и мир» Прокофьева. – М., 1976. – С. 135.
7. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1973. –
|
|
Т. IV. – С. 105 – 12
8. Мартынов И. Сергей Прокофьев. – М., 1974. – С. 446 – 468.
9. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973. – С. 512 – 519.
Музыкальный материал
Опера С. С. Прокофьева «Война и мир».
Тема 3
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40 – 80-х ГОДОВ
План
1. Процесс развития симфонической творчества в первое послевоенное десятилетие.
2. Пути обновления симфонического жанра в 60 – 80-е годы:
а) вокальная симфония;
б) камерная симфония.
3. Симфоническое творчество С. Прокофьева.
4. Симфония № 5 С. Прокофьева – образец нового драматизированного эпоса.
Литература
1. История современной отечественной музыки. – Вып. 2, 3. – М.: Музыка, 1999, 2001.
2. Арановский М. Симфонические искания. – Л.: Сов. композитор, 1979.
3. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века. – Магнитогорск: МаГК, 2000.
4. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1973. –
5. Советская симфония за 50 лет. – М., 1967 (вступительная статья).
6. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. – М.-Л., 1964.
7. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. – М., 1968.
8. Арановский М. Симфония и время // Русская музыка и ХХ век. М., 1997. Гл 9. – С. 303 –370.
9. Тукова Т.В. Симфонии С. С. Прокофьева: к проблеме жанровой типологии // Музыкальное искусство. – Донецк: ГОО ВПО ДГМА имени С. С. Прокофьева, 2016. – Вып. 15. – С. 46-58
Музыкальный материал
С. Прокофьев. Симфонии №№ 3, 5.
Тема 4
ПРОБЛЕМЫ
СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Д. ШОСТАКОВИЧА
План
1. Характерные черты музыкальной драматургии и композиции
симфоний Д. Шостаковича.
2. Симфония № 1 Д. Шостаковича в контексте творчества композитора.
3. Художественная концепция и ее воплощение в Симфонии № 5.
. Литература
1. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М.: Музыка, 1976. – С. 33 – 54, 114 – 142, 200 – 237, 278 – 315, 400 – 446 (введение, заключение).
2. Мазель Л. Симфонии Д. Шостаковича. – М.: Музгиз, 1960 (путеводитель).
3. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. – М.: Сов. композитор, 1986.
4. Советская симфония за 50 лет. – М.: Сов. композитор, 1967.
5. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. – Л.: Музгиз, 1961.
6. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов (статья вторая) // Музыка и современность. – М.: Сов. композитор, 1975. – Вып. 9.
7. Данилевич Л. Д. Шостакович. – М.: Музыка, 1980.
8. Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. – Л.: Сов. композитор, 1985. – Т. 1, 2.
9. Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича //
Русская музыка и ХХ век. – М.: Композитор 1997.
Музыкальный материал
Д. Шостакович. Симфонии №№ 1, 5.
Тема 5
ПРОБЛЕМЫ
СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Д. ШОСТАКОВИЧА
План
1. Тема войны и мира в симфонической творчества Д. Шостаковича.
Симфония № 8.
2. Жанровые и драматургические особенности Симфонии № 10.
3. Вокальная симфония и ее трактовки в творчестве Д. Шостаковича.
Симфония № 14.
Литература
1. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М.: Музыка, 1976. – С. 33 – 54, 114 – 142, 200 – 237, 278 – 315, 400 – 446 (введение, заключение).
2. Мазель Л. Симфонии Д. Шостаковича. – М.: Музгиз, 1960 (путеводитель).
3. Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. – М.: Сов. композитор, 1986.
4. Советская симфония за 50 лет. – М.: Сов. композитор, 1967.
5. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. – Л.: Музгиз, 1961.
6. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов (статья вторая) // Музыка и современность. – М.: Сов. композитор, 1975. – Вып. 9.
7. Данилевич Л. Д. Шостакович. – М.: Музыка, 1980.
Хентова С. Шостакович: Жизнь и творчество. – Л.: Сов. композитор, 1985. – Т. 1, 2. – М., 1975.
9. Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича //
Русская музыка и ХХ век. – М.: Композитор 1997.
Музыкальный материал
Д. Шостакович. Симфонии №№ 8, 10, 14.
Те ма 6
КАМЕРНО-ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
План
1. Особенности развития жанра романса в послевоенное десятилетие.
2. Главные тенденции камерно-вокальной музыки 60 – 80-х годов.
3. Камерно-вокальное творчество Д. Шостаковича:
– вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» и традиции
|
|
М. П. Мусоргского.
4. Камерно-вокальное творчество Г. Свиридова: – поэзия С. Есенина в творчестве Г. Свиридова. Вокальный цикл «Отчалившая Русь».
5. Вокальный цикл. В. Гаврилина «Русская тетрадь» (к проблеме композитор и фольклор
Литература
1. Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. – М., 1980.
2. История современной отечественной музыки. – Вып. 2, 3. – М.: Музыка, 1999, 2001.
3. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века. – Магнитогорск: МаГК, 2000.
4. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1973. –
Т. IV. – С. 274 – 296.
5. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1974. –
Т. V. – С. 262 – 294.
6. Сохор А. Большая правда о «маленьком» человеке (цикл «Из еврейской народной поэзии» и его место в творчестве Шостаковича // Д. Шостакович. – М., 1967.
7. Ручьевская В., Кузьмина Н. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова / Музыкальный мир Георгия Свиридова. – М., 1990.
8. Сохор А. Две «тетради» В. Гаврилина // А. Сохор. Статьи о советской музыке. – М.-Л., 1974. – С. 170 – 177.
Музыкальный материал
Вокальний цикл Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии».
Вокальний цикл Г. Свиридова «Отчалившая Русь».
Вокальний цикл В. Гаврилина «Русская тетрадь».
Тема 7
БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40 – 80-х ГОДОВ
План
1. Проблемы развития балетного жанра в послевоенное десятилетие.
2. Новаторские тенденции в балетной творчества 60 – 80-х годов.
3. Балетное творчество А. Хачатуряна в аспекте эстетики и стиля
композитора.
4. Балет «Спартак» –высшее достижение А. Хачатуряна в балетном жанре:
а) общая характеристика балета;
б) лагерь Спартака
в) лагерь Красса.
5. Балетное творчество Г. Щедрина «Анна Каренина».
Литература
1. История современной отечественной музыки. – Вып. 2, 3. – М.: Музыка, 1999, 2001.
2. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века. – Магнитогорск: МаГК, 2000.
|
|
3. Катонова С. Музыка советского балета. – Л., 1990. – Ч. II, III.
4. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1973. –
Т. IV. – С. 137 –157.
5. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1974. –
Т. V. – С. 217 – 238.
6. Тигранов Г. Балеты А Хачатуряна. – Л., 1974. – Гл. 3.
7. Хубов Г. А. Хачатурян. – М., 1962. – Гл. II. – С. 330 – 398.
8. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1980.
9. Лихачева И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1979.
Музыкальный материал
А. Хачатурян. Балет «Спартак».
Р. Щедрин. Балет «Анна Каренина».
Тема 8
КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
План
1. Противоречия в развитии вокально-симфонической творчества второй половины 40 – 50-х годов.
2. Трактовка вокально-симфонических жанров в музыкальном искусстве 60 – 80-х годов.
3. Вокально-симфоническое творчество Г. Свиридова: –художественная концепция и музыкальная драматургия «Поэмы памяти С. Есенина».
4. Вокально-симфоническое творчество А. Шнитке («Реквием», «История доктора Иоганна Фауста», Концерт для хора).
Литература
1. История современной отечественной музыки. – Вып. 2, 3. – М.: Музыка, 1999, 2001.
2. Долинская Е. О русской музыке последней трети ХХ века. – Магнитогорск: МаГК, 2000.
3. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1973. –
Т. IV.
4. История музыки народов СССР. – М.: Сов. композитор, 1974. –
Т. V.
5. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. – М., 1990.
6. Элик М. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. – М., 1971.
7. Сохор А. Трактовка вокально-симфонических жанров в советской музыке 20 – 50-х годов / А. Сохор. Статьи о советской музыке. – Л., 1974. – С. 113 – 126.
Музыкальный материал
Г. Свиридов. «Поэма памяти С. Есенина».
А. Шнитке. «Реквием», «История доктора Иоганна Фауста», Концерт для хора.