Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Методические подходы к изучению темы «Сложение и вычитание в пределах 20»
Вариант 2 - а
Работу выполнила:
Гайсина Анна Андреевна
Студентка группы ЗНОу-118
Работу проверила:
Болотова Т.В.
Владимир 2020 г
После того как дети усвоили устное сложение и вычитание чисел в пределах 10 на уровне навыка, переходят к изучению приемов сложения и вычитания в пределах 20.
Если сложение и вычитание в пределах 10 – это сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд, то сложение и вычитание в пределах 20 – это сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.
|
|
Рассмотрим методику сложения и вычитания в пределах 20 на примерах разных программ.
Моро М.И. УМК «Школа России»
Разрядными случаями сложения и вычитания второго десятка считаются следующие случаи вида:
10+3 3+10 13-3 13-10
При нахождении значений данных выражений ссылаются на разрядный состав чисел второго десятка.
М1 Мч.2, стр 52.
Используем абак с двумя разрядами и представляем 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10+3.
М1 Мч.2, стр 53.
Так же ученикам предлагаются примеры, состоящие из нескольких действий. Действия выполняются последовательно слева направо.
7+3=10
10+5=15
М1 Мч.2, стр 64. Прием прибавления по частям. При изучении используется абак.
Алгоритм вычисления: (9+4)
1) Второе слагаемое раскладываем на составные части таким образом, чтобы одна из частей в сумме с первым слагаемым составила число 10. (4 это 3+1)
2) Первое слагаемое складываем с частью второго слагаемого, образуя промежуточное число 10. (9+1=10)
3) к промежуточному числу 10 прибавляем оставшуюся часть первого слагаемого. (10+3=13)
Для раскладывания второго слагаемого на сумму разрядных слагаемых используют стрелочки или рожки:
4
3 1
После изучения данного приема переходят к формированию вычислительного навыка. Работаем над правильностью и осознанностью действий, для этого используем упражнения с подробным объяснением. М1 Мч2, стр 64-65
|
|
Для овладения приёмом ребенок должен:
1) запомнить последовательность действий
2) уметь быстро подбирать подходящий случай разложения любого однозначного числа на составные части
3) уметь дополнять любое однозначное число до 10
4) уметь выполнять разрядное сложение в пределах второго десятка.
Ставится задача довести умение ребенка выполнять вычисления во втором десятке до автоматизма. Это значит, что нужно выучить результаты всех случаев сложения и вычитания этой темы наизусть. С этой целью в учебнике на каждом уроке дается по три случая для заучивания. Всего таких случаев 20. Во всех случаях второе слагаемое меньше, чем первое.
М1 М ч2, стр 66 +2, +3
С таким же объяснением даются остальные случаи сложения для запоминания.
Стр 67 +4
Стр 68 +5
Стр 69 +6
Стр 70 +7
Стр 71 +8, +9
М1 Мч2, стр 72
Ученикам предлагается рассмотреть всю таблицу сложения в пределах 20.
После нескольких уроков закрепления учеников знакомят с приемами вычитания с переходом через десяток.
Прием 1:
М1 Мч2 стр 80. При объяснении используется абак.
Алгоритм вычитания: (12-5)
1) вычитаемое раскладывается на составные части таким образом, чтобы одна из частей при вычитании из уменьшаемого составила 10. (5 это 2 + 3)
2) из уменьшаемого вычитается часть вычитаемого, образуя промежуточное число 10. (12-2=10)
3) Из промежуточного числа 10 вычитается оставшаяся часть вычитаемого для получения окончательного ответа. (10-3=7)
Прием 2:
М1 Мч2 стр 80. При объяснении используется абак.
Алгоритм вычисления: (12-5)
1) Уменьшаемое раскладывается на разрядные составляющие (12 это 5+7)
2) От десятка уменьшаемого отнимается вычитаемое, которое всегда меньше10,образуя промежуточное число. (12 -5 = 7)
После того, как изучены приемы вычитания, учащиеся приступают к постепенному заучиванию всех случаев вычитания.
М1 Мч2, стр 82 случай 11 –
Стр 83 12 –
Стр 84 13-
Стр 85 14-
Стр 86 15-
Стр 87 16-
Стр 88 17 -, 18-
К концу 1 класса дети должны знать все случаи сложения и вычитания в пределах 20 наизусть.