Применение систем контроля доступа в гостиничном бизнесе имеет свои особенности, поскольку здесь все направлено на обеспечение комфорта и безопасности гостей. И при этом безопасность не может обеспечиваться в ущерб комфорту — это основное правило, которое определяет специфику систем безопасности для отелей. Именно поэтому гостиничные системы безопасности, как правило, отличаются от «обычных» применяемых в офисах и на предприятиях.
Система безопасности в гостинице включает в себя много компонентов. Это и люди (служба охраны), замки в номерах и других помещениях, сейфы, которыми могут пользоваться гости отеля, системы видеонаблюдения (наружного и внутреннего), системы контроля доступа, парковочные системы, системы пожарной и охранной сигнализации, системы контроля и управления средствами жизнеобеспечения.
Чтобы не вызывать у гостей дискомфорт от ощущения постоянного контроля, системы доступа в номерной фонд отелей строят по принципу автономности, когда все двери номеров не являются элементами общей централизованной сети. Контроль состояния номера применяется крайне редко. Для реализации необходимых сервисных функций (уборки номера, вызова персонала и др.) используются сервисные системы гостиничных номеров, которые позволяют гостю информировать обслуживающий персонал в необходимых случаях.
|
|
Система гостиничных замков подразделяется на следующие классы:
§ механические замки с обычными ключами;
§ механические замки с мастер-системой ключевых цилиндров;
§ механические замки с ключами-перфокартами;
§ кодовые механические или электромеханические замки;
§ электронные замки, использующие в качестве ключей магнитные, смарт (smart) или проксимити (proximity) карты, а также ключи Touch Memory, инфракрасные перфорированные ключи, штрихкодовые карточки.
Замки с мастер-системой имеют ключи нескольких уровней, если что-то случилось с ключом первого уровня, можно вставить в замок ключ второго уровня, и с этого момента он станет ключом данного замка. При этом прежний ключ первого уровня уже не сможет открыть этот замок.
Замки с ключами-перфокартами имеют свой уникальный ключ от номера (половина перфокарты) на момент проживания гостя в нем. В заднюю панель замка помещена кодовая часть карточки. Замки с перфокартами обязательно имеют цилиндр, который можно открывать механическим ключом. Все цилиндры таких замков, как правило, объединены в систему. Сотрудники отеля открывают двери номеров механическими ключами, к которым гости не имеют доступа. Это снижает риск подделки ключей.
|
|
Такие замки популярны в отелях с небольшим потоком клиентов. Более крупным отелям нужны дополнительные сотрудники, которые после отъезда гостей заменяют внутреннюю часть карточки на новую.
Кодовые замки имеют клавиатуру, которая состоит, как правило, из 10 цифр и двух-трех вспомогательных кнопок. Механический кодовый замок реагирует на один код, электронный — на несколько кодов. В гостевых номерах не применяется, используется для ограничения доступа в различные вспомогательные и служебные помещения.
Система электронных замков состоит:
§ из электронного замка (электронного считывателя, который предназначен для управления различными электромеханическими устройствами);
§ ключей-карт;
§ оборудования, необходимого для управления замками и считывателями, которое может включать в себя от одного контроллера до персонального компьютера;
§ программного обеспечения.
Электронные замки привносят уверенность и спокойствие в жизнь гостиницы, а в особенности ее гостей, с одной стороны, и ее руководства — с другой (рис. 3.4). Электронный замок знает, помнит и может сообщить, кто и когда его открывал. Гость открывает дверь своей карточкой, которая содержит уникальный код. Ни предыдущая, ни следующая гостевая карточка не откроет этот замок в течение того отрезка времени, когда он проживает в отеле.
Рис. 3.4.Электронные замки гостиничного номера
Замок состоит из механической и электронной частей. Механическая часть состоит из корпуса замка, наружной и внутренней накладки и механического ключевого цилиндра. Электронная составляющая замка по сути своей является микрокомпьютером. Замки могут работать автономно, а могут быть объединены в сеть. В любом случае предполагается, что при отключении питания замок будет продолжать работу. Поэтому и автономные, и объединенные в сеть замки питаются от батареек. Все современные замки имеют встроенные часы, что дает им возможность корректной работы с гостевой картой. На карту клиента записывается временно́е окно — отрезок времени, в течение которого он имеет право проживать в данном номере. Поскольку замок работает в режиме реального времени, он может пустить или не пустить гостя в помещение.
Каждый электронный замок хранит информацию обо всех открываниях двери карточкой или механическим ключом. Большинство замков хранит информацию обо всех неудачных попытках открыть дверь. Замки разных компаний хранят информацию в среднем о 100—1000 событиях (100 событий — это примерно 10—15 дней работы замка гостевого номера, так как подсчитано, что в среднем за сутки такая дверь открывается 6—10 раз).
В электронных системах именно магнитная карта (рис. 3.5) является гостевым ключом, т.е. позволяет открыть дверь. Магнитная карта-ключ имеет три дорожки. Большинство систем электронных замков записывает информацию о себе на третью дорожку. В первую очередь это связано с тем, что к моменту появления замков с магнитными картами вторую дорожку уже использовали банковские системы для безналичных платежей. Следовательно, на гостиничных карточках вторая дорожка стала использоваться для этих же операций.
|
|
Рис. 3.5.Магнитная карта
Следует заметить, что, как правило, «замочная информация», записанная на карту, чаще всего защищена нестандартным методом записи, чтобы она читалась другими системами, в том числе считывателями кассовых и POS-терминалов.
Смарт-карты — это новый тип карт, которые сейчас становятся все более популярными ключами к электронным гостиничным замкам. На них можно записать на порядок больше информации, чем на магнитные карты. Но главное их достоинство — принципиально более высокая степень безопасности. Например, микропроцессорные смарт-карты подделать или раскодировать даже теоретически весьма затруднительно. Основной минус этих карт на сегодняшний день состоит в том, что они стоят на порядок дороже, чем магнитные карты. Кроме того, контакты считывателей требуют тщательного ухода и при загрязнении могут не читать карты.
Многие компании сделали новые модели замков, которые позволяют параллельно использовать как магнитные, так и смарт-карты. В этом случае магнитные карточки могут служить гостевыми ключами, а смарт-картами может пользоваться персонал гостиницы или VIP-гости.
Проксимити-карты (рис. 3.6) — этот тип карт по своей сути аналогичен смарт-картам. Для того чтобы замок открылся, карта должна быть поднесена к считывателю на расстояние от 5 до 20 см.
Рис. 3.6.Бесконтактная запирающая система с проксимити-картой
Ключи Touch Memory завоевали свою популярность в первую очередь в подъездных домофонах. Гость после регистрации ключа от своего подъезда может использовать его как ключ от своего номера. Минусами данного ключа является, во-первых, не очень низкая цена на ключи, а во-вторых, эти ключи нельзя использовать для организации системы безналичных расчетов.
|
|
В небольших отелях (10—50 номеров) существуют системы управления замками, которые используют специальные командные карты. Кроме того, в системах существует возможность приобретения дополнительного оборудования, которое дает возможность считывания 100 событий из памяти замка. Системы позволяют следить за состоянием замка в режиме реального времени. В таком случае все замки имеют связь с центральным компьютером-сервером, на который поступает информация о состоянии замка на данный момент.
Дополнительной возможностью систем гостиничных замков является введение системы безналичных расчетов на всей территории отеля (при наличии интерфейса между системой управления замками и автоматизированной системой управления). Во всех точках продаж устанавливаются специальные считыватели карточек. Гость при заезде помещает на карточку определенную сумму денег. В момент оплаты, например, обеда в ресторане, кассир проводит карточкой по считывателю, информация поступает в компьютер автоматизированной системы управления гостиницей, происходит проверка, достаточно ли денег на счете данного гостя. Компьютер в ресторане принимает подтверждение или отказ оплаты счета, информация о том, что оплата произведена, отправляется в АСУ, соответствующая сумма снимается со счета клиента и переводится на счет ресторана.
Считыватель карточки, установленный в номерном сейфе или минибаре, позволяет открыть его хозяину номера и уполномоченному обслуживающему персоналу. А подключение этих устройств к АСУ позволяет оплачивать эти услуги, не выходя из номера. Также с помощью карточки-ключа может производиться оплата за платное интерактивное телевидение. На карточке может быть также счетчик посещений, когда портье может установить, какое число раз гость может воспользоваться бассейном или сауной или же предоставить доступ в комнату один раз в день, например для завтрака.
Существует вариант, когда родители имеют право своей карточкой открывать номер детей, а дети в номер родителей прямого доступа не имеют. Вопросы оборудования гостиничных предприятий электронными системами безопасности особо важны для небольших гостиниц, где ограничено число персонала.
Установка системы электронных замков — одно из самых эффективных профилактических средств защиты от краж. Внедрение этой системы, по словам директоров московских гостиниц, сократило кражи вещей из гостиничных номеров на 95%. Практически невозможна подделка конкретного ключа, а также можно определить, какими карточками был открыт номер, в какое время и кто их выдал.
Американская автомобильная ассоциация, которая занимается присвоением категории гостиничным предприятиям, не классифицирует гостиницы, не имеющие карточных замков. Да, это дорогое удовольствие, увеличивающее издержки гостиничного предприятия. Но это надо делать сейчас, так как на следующий год установка системы электронных замков будет еще дороже. Можно привести много примеров, когда кражи в гостиницах влияют на прибыль предприятия, на качество предоставляемых услуг, и самое главное клиенты уходят к конкурентам, что снижает число постоянных гостей.
Так, в гостинице «Балчуг Кемпински Москва» электронный ключ от номера дает возможность открыть дверь лифтовой кабинки, дверей поэтажных холлов и многое другое. В результате доступ незнакомым людям, не проживающим в отеле, на жилые этажи исключен. Если приходят знакомые к проживающему в отеле гостю, то он спускается и принимает их в вестибюле или они идут в сопровождении гостя к нему в номер.
Высокие технологии позволили взглянуть на средства открывания гостиничных номеров шире традиционных пластиковых карт. Сейчас на гостиничном рынке существуют альтернативные средства, позволяющие открыть замок от номера с помощью бумажных карт (экологичная карта-ключ), мобильных телефонов (на основе технологии радиочастотной идентификации), по уникальным пропорциям лица, отпечатку пальца и сканированию радужной оболочки глаза.