Система контроля доступа в помещения гостиницы

При­мене­ние сис­тем кон­тро­ля дос­ту­па в гос­ти­нич­ном биз­не­се име­ет свои осо­бен­ности, пос­кольку здесь все нап­равле­но на обес­пе­чение ком­форта и бе­зопас­ности гос­тей. И при этом бе­зопас­ность не мо­жет обес­пе­чиваться в ущерб ком­форту — это ос­новное пра­вило, ко­торое оп­ре­деля­ет спе­цифи­ку сис­тем бе­зопас­ности для оте­лей. Имен­но по­это­му гос­ти­нич­ные сис­те­мы бе­зопас­ности, как пра­вило, от­ли­ча­ют­ся от «обыч­ных» при­меня­емых в офи­сах и на пред­при­яти­ях.

Сис­те­ма бе­зопас­ности в гос­ти­нице вклю­ча­ет в се­бя мно­го ком­по­нен­тов. Это и лю­ди (служ­ба ох­ра­ны), зам­ки в но­мерах и дру­гих по­меще­ни­ях, сейфы, ко­торы­ми мо­гут пользо­ваться гос­ти оте­ля, сис­те­мы ви­де­онаб­лю­дения (на­руж­но­го и внут­ренне­го), сис­те­мы кон­тро­ля дос­ту­па, пар­ко­воч­ные сис­те­мы, сис­те­мы по­жар­ной и ох­ранной сиг­на­лиза­ции, сис­те­мы кон­тро­ля и уп­равле­ния средс­тва­ми жиз­не­обес­пе­чения.

Что­бы не вы­зывать у гос­тей дис­комфорт от ощу­щения пос­то­ян­но­го кон­тро­ля, сис­те­мы дос­ту­па в но­мер­ной фонд оте­лей стро­ят по прин­ци­пу ав­то­ном­ности, ког­да все две­ри но­меров не яв­ля­ют­ся эле­мен­та­ми об­щей цен­тра­лизо­ван­ной се­ти. Кон­троль сос­то­яния но­мера при­меня­ет­ся крайне ред­ко. Для ре­али­зации не­об­хо­димых сер­висных фун­кций (убор­ки но­мера, вы­зова пер­со­нала и др.) ис­пользу­ют­ся сер­висные сис­те­мы гос­ти­нич­ных но­меров, ко­торые поз­во­ля­ют гос­тю ин­форми­ровать об­слу­жива­ющий пер­со­нал в не­об­хо­димых слу­ча­ях.

Сис­те­ма гос­ти­нич­ных зам­ков под­разде­ля­ет­ся на сле­ду­ющие клас­сы:

§ ме­хани­чес­кие зам­ки с обыч­ны­ми клю­чами;

§ ме­хани­чес­кие зам­ки с мас­тер-сис­те­мой клю­чевых ци­лин­дров;

§ ме­хани­чес­кие зам­ки с клю­чами-пер­фо­кар­та­ми;

§ ко­довые ме­хани­чес­кие или элек­тро­меха­ничес­кие зам­ки;

§ элек­трон­ные зам­ки, ис­пользу­ющие в ка­чес­тве клю­чей маг­нитные, смарт (smart) или прок­си­мити (proximity) кар­ты, а так­же клю­чи Touch Memory, ин­фрак­расные пер­фо­риро­ван­ные клю­чи, штрих­ко­довые кар­точки.

Зам­ки с мас­тер-сис­те­мой име­ют клю­чи нес­кольких уров­ней, ес­ли что-то слу­чилось с клю­чом пер­во­го уров­ня, мож­но вста­вить в за­мок ключ вто­рого уров­ня, и с это­го мо­мен­та он ста­нет клю­чом дан­но­го зам­ка. При этом преж­ний ключ пер­во­го уров­ня уже не смо­жет от­крыть этот за­мок.

Зам­ки с клю­чами-пер­фо­кар­та­ми име­ют свой уни­кальный ключ от но­мера (по­лови­на пер­фо­кар­ты) на мо­мент про­жива­ния гос­тя в нем. В зад­нюю па­нель зам­ка по­меще­на ко­довая часть кар­точки. Зам­ки с пер­фо­кар­та­ми обя­зательно име­ют ци­линдр, ко­торый мож­но от­кры­вать ме­хани­чес­ким клю­чом. Все ци­лин­дры та­ких зам­ков, как пра­вило, объеди­нены в сис­те­му. Сот­рудни­ки оте­ля от­кры­ва­ют две­ри но­меров ме­хани­чес­ки­ми клю­чами, к ко­торым гос­ти не име­ют дос­ту­па. Это сни­жа­ет риск под­делки клю­чей.

Та­кие зам­ки по­пуляр­ны в оте­лях с не­большим по­током кли­ен­тов. Бо­лее круп­ным оте­лям нуж­ны до­пол­ни­тельные сот­рудни­ки, ко­торые пос­ле отъез­да гос­тей за­меня­ют внут­реннюю часть кар­точки на но­вую.

Ко­довые зам­ки име­ют кла­ви­ату­ру, ко­торая сос­то­ит, как пра­вило, из 10 цифр и двух-трех вспо­мога­тельных кно­пок. Ме­хани­чес­кий ко­довый за­мок ре­аги­ру­ет на один код, элек­трон­ный — на нес­колько ко­дов. В гос­те­вых но­мерах не при­меня­ет­ся, ис­пользу­ет­ся для ог­ра­ниче­ния дос­ту­па в раз­личные вспо­мога­тельные и слу­жеб­ные по­меще­ния.

Сис­те­ма элек­трон­ных зам­ков сос­то­ит:

§ из элек­трон­но­го зам­ка (элек­трон­но­го счи­тыва­теля, ко­торый пред­назна­чен для уп­равле­ния раз­личны­ми элек­тро­меха­ничес­ки­ми ус­тройства­ми);

§ клю­чей-карт;

§ обо­рудо­вания, не­об­хо­димо­го для уп­равле­ния зам­ка­ми и счи­тыва­теля­ми, ко­торое мо­жет вклю­чать в се­бя от од­но­го кон­трол­ле­ра до пер­со­нально­го компьюте­ра;

§ прог­рам­мно­го обес­пе­чения.

Элек­трон­ные зам­ки прив­но­сят уве­рен­ность и спо­койствие в жизнь гос­ти­ницы, а в осо­бен­ности ее гос­тей, с од­ной сто­роны, и ее ру­ководс­тва — с дру­гой (рис. 3.4). Элек­трон­ный за­мок зна­ет, пом­нит и мо­жет со­об­щить, кто и ког­да его от­кры­вал. Гость от­кры­ва­ет дверь сво­ей кар­точкой, ко­торая со­дер­жит уни­кальный код. Ни пре­дыду­щая, ни сле­ду­ющая гос­те­вая кар­точка не от­кро­ет этот за­мок в те­чение то­го от­резка вре­мени, ког­да он про­жива­ет в оте­ле.

Рис. 3.4.Электронные замки гостиничного номера

За­мок сос­то­ит из ме­хани­чес­кой и элек­трон­ной час­тей. Ме­хани­чес­кая часть сос­то­ит из кор­пу­са зам­ка, на­руж­ной и внут­ренней нак­ладки и ме­хани­чес­ко­го клю­чево­го ци­лин­дра. Элек­трон­ная сос­тавля­ющая зам­ка по су­ти сво­ей яв­ля­ет­ся мик­ро­компьюте­ром. Зам­ки мо­гут ра­ботать ав­то­ном­но, а мо­гут быть объеди­нены в сеть. В лю­бом слу­чае пред­по­лага­ет­ся, что при от­клю­чении пи­тания за­мок бу­дет про­дол­жать ра­боту. По­это­му и ав­то­ном­ные, и объеди­нен­ные в сеть зам­ки пи­та­ют­ся от ба­таре­ек. Все сов­ре­мен­ные зам­ки име­ют встро­ен­ные ча­сы, что да­ет им воз­можность кор­рек­тной ра­боты с гос­те­вой кар­той. На кар­ту кли­ен­та за­писы­ва­ет­ся вре­мен­но́е ок­но — от­ре­зок вре­мени, в те­чение ко­торо­го он име­ет пра­во про­живать в дан­ном но­мере. Пос­кольку за­мок ра­бота­ет в ре­жиме ре­ально­го вре­мени, он мо­жет пус­тить или не пус­тить гос­тя в по­меще­ние.

Каж­дый элек­трон­ный за­мок хра­нит ин­форма­цию обо всех от­кры­вани­ях две­ри кар­точкой или ме­хани­чес­ким клю­чом. Большинс­тво зам­ков хра­нит ин­форма­цию обо всех не­удач­ных по­пыт­ках от­крыть дверь. Зам­ки раз­ных ком­па­ний хра­нят ин­форма­цию в сред­нем о 100—1000 со­быти­ях (100 со­бытий — это при­мер­но 10—15 дней ра­боты зам­ка гос­те­вого но­мера, так как под­счи­тано, что в сред­нем за сут­ки та­кая дверь от­кры­ва­ет­ся 6—10 раз).

В элек­трон­ных сис­те­мах имен­но маг­нитная кар­та (рис. 3.5) яв­ля­ет­ся гос­те­вым клю­чом, т.е. поз­во­ля­ет от­крыть дверь. Маг­нитная кар­та-ключ име­ет три до­рож­ки. Большинс­тво сис­тем элек­трон­ных зам­ков за­писы­ва­ет ин­форма­цию о се­бе на третью до­рож­ку. В пер­вую оче­редь это свя­зано с тем, что к мо­мен­ту по­яв­ле­ния зам­ков с маг­нитны­ми кар­та­ми вто­рую до­рож­ку уже ис­пользо­вали бан­ков­ские сис­те­мы для без­на­лич­ных пла­тежей. Сле­дова­тельно, на гос­ти­нич­ных кар­точках вто­рая до­рож­ка ста­ла ис­пользо­ваться для этих же опе­раций.

Рис. 3.5.Магнитная карта

Сле­ду­ет за­метить, что, как пра­вило, «за­моч­ная ин­форма­ция», за­писан­ная на кар­ту, ча­ще все­го за­щище­на нес­тандар­тным ме­тодом за­писи, что­бы она чи­талась дру­гими сис­те­мами, в том чис­ле счи­тыва­теля­ми кас­со­вых и POS-тер­ми­налов.

Смарт-кар­ты — это но­вый тип карт, ко­торые сейчас ста­новят­ся все бо­лее по­пуляр­ны­ми клю­чами к элек­трон­ным гос­ти­нич­ным зам­кам. На них мож­но за­писать на по­рядок больше ин­форма­ции, чем на маг­нитные кар­ты. Но глав­ное их дос­то­инс­тво — прин­ци­пи­ально бо­лее вы­сокая сте­пень бе­зопас­ности. Нап­ри­мер, мик­ропро­цес­сорные смарт-кар­ты под­де­лать или рас­ко­диро­вать да­же те­оре­тичес­ки весьма зат­рудни­тельно. Ос­новной ми­нус этих карт на се­год­няшний день сос­то­ит в том, что они сто­ят на по­рядок до­роже, чем маг­нитные кар­ты. Кро­ме то­го, кон­такты счи­тыва­телей тре­бу­ют тща­тельно­го ухо­да и при заг­рязне­нии мо­гут не чи­тать кар­ты.

Мно­гие ком­па­нии сде­лали но­вые мо­дели зам­ков, ко­торые поз­во­ля­ют па­рал­лельно ис­пользо­вать как маг­нитные, так и смарт-кар­ты. В этом слу­чае маг­нитные кар­точки мо­гут слу­жить гос­те­выми клю­чами, а смарт-кар­та­ми мо­жет пользо­ваться пер­со­нал гос­ти­ницы или VIP-гос­ти.

Прок­си­мити-кар­ты (рис. 3.6) — этот тип карт по сво­ей су­ти ана­логи­чен смарт-кар­там. Для то­го что­бы за­мок от­крыл­ся, кар­та дол­жна быть под­не­сена к счи­тыва­телю на рас­сто­яние от 5 до 20 см.

Рис. 3.6.Бесконтактная запирающая система с проксимити-картой

Клю­чи Touch Memory за­во­ева­ли свою по­пуляр­ность в пер­вую оче­редь в подъез­дных до­мофо­нах. Гость пос­ле ре­гис­тра­ции клю­ча от сво­его подъез­да мо­жет ис­пользо­вать его как ключ от сво­его но­мера. Ми­нуса­ми дан­но­го клю­ча яв­ля­ет­ся, во-пер­вых, не очень низ­кая це­на на клю­чи, а во-вто­рых, эти клю­чи нельзя ис­пользо­вать для ор­га­низа­ции сис­те­мы без­на­лич­ных рас­че­тов.

В не­больших оте­лях (10—50 но­меров) су­щес­тву­ют сис­те­мы уп­равле­ния зам­ка­ми, ко­торые ис­пользу­ют спе­ци­альные ко­ман­дные кар­ты. Кро­ме то­го, в сис­те­мах су­щес­тву­ет воз­можность при­об­ре­тения до­пол­ни­тельно­го обо­рудо­вания, ко­торое да­ет воз­можность счи­тыва­ния 100 со­бытий из па­мяти зам­ка. Сис­те­мы поз­во­ля­ют сле­дить за сос­то­яни­ем зам­ка в ре­жиме ре­ально­го вре­мени. В та­ком слу­чае все зам­ки име­ют связь с цен­тральным компьюте­ром-сер­ве­ром, на ко­торый пос­ту­па­ет ин­форма­ция о сос­то­янии зам­ка на дан­ный мо­мент.

До­пол­ни­тельной воз­можностью сис­тем гос­ти­нич­ных зам­ков яв­ля­ет­ся вве­дение сис­те­мы без­на­лич­ных рас­че­тов на всей тер­ри­тории оте­ля (при на­личии ин­терфейса меж­ду сис­те­мой уп­равле­ния зам­ка­ми и ав­то­мати­зиро­ван­ной сис­те­мой уп­равле­ния). Во всех точ­ках про­даж ус­та­нав­ли­ва­ют­ся спе­ци­альные счи­тыва­тели кар­то­чек. Гость при за­ез­де по­меща­ет на кар­точку оп­ре­делен­ную сум­му де­нег. В мо­мент оп­ла­ты, нап­ри­мер, обе­да в рес­то­ране, кас­сир про­водит кар­точкой по счи­тыва­телю, ин­форма­ция пос­ту­па­ет в компьютер ав­то­мати­зиро­ван­ной сис­те­мы уп­равле­ния гос­ти­ницей, про­ис­хо­дит про­вер­ка, дос­та­точ­но ли де­нег на сче­те дан­но­го гос­тя. Компьютер в рес­то­ране при­нима­ет под­твержде­ние или от­каз оп­ла­ты сче­та, ин­форма­ция о том, что оп­ла­та про­из­ве­дена, от­прав­ля­ет­ся в АСУ, со­от­ветс­тву­ющая сум­ма сни­ма­ет­ся со сче­та кли­ен­та и пе­рево­дит­ся на счет рес­то­рана.

Счи­тыва­тель кар­точки, ус­та­нов­ленный в но­мер­ном сейфе или ми­ниба­ре, поз­во­ля­ет от­крыть его хо­зя­ину но­мера и упол­но­мочен­но­му об­слу­жива­юще­му пер­со­налу. А под­клю­чение этих ус­тройств к АСУ поз­во­ля­ет оп­ла­чивать эти ус­лу­ги, не вы­ходя из но­мера. Так­же с по­мощью кар­точки-клю­ча мо­жет про­из­во­диться оп­ла­та за плат­ное ин­те­рак­тивное те­леви­дение. На кар­точке мо­жет быть так­же счет­чик по­сеще­ний, ког­да портье мо­жет ус­та­новить, ка­кое чис­ло раз гость мо­жет вос­пользо­ваться бас­сейном или са­уной или же пре­дос­та­вить дос­туп в ком­на­ту один раз в день, нап­ри­мер для зав­тра­ка.

Су­щес­тву­ет ва­ри­ант, ког­да ро­дите­ли име­ют пра­во сво­ей кар­точкой от­кры­вать но­мер де­тей, а де­ти в но­мер ро­дите­лей пря­мого дос­ту­па не име­ют. Воп­ро­сы обо­рудо­вания гос­ти­нич­ных пред­при­ятий элек­трон­ны­ми сис­те­мами бе­зопас­ности осо­бо важ­ны для не­больших гос­ти­ниц, где ог­ра­ниче­но чис­ло пер­со­нала.

Ус­та­нов­ка сис­те­мы элек­трон­ных зам­ков — од­но из са­мых эф­фектив­ных про­филак­ти­чес­ких средств за­щиты от краж. Внед­ре­ние этой сис­те­мы, по сло­вам ди­рек­то­ров мос­ков­ских гос­ти­ниц, сок­ра­тило кра­жи ве­щей из гос­ти­нич­ных но­меров на 95%. Прак­ти­чес­ки не­воз­можна под­делка кон­крет­но­го клю­ча, а так­же мож­но оп­ре­делить, ка­кими кар­точка­ми был от­крыт но­мер, в ка­кое вре­мя и кто их вы­дал.

Аме­рикан­ская ав­то­мобильная ас­со­ци­ация, ко­торая за­нима­ет­ся прис­во­ени­ем ка­тего­рии гос­ти­нич­ным пред­при­яти­ям, не клас­си­фици­ру­ет гос­ти­ницы, не име­ющие кар­точных зам­ков. Да, это до­рогое удо­вольствие, уве­личи­ва­ющее из­дер­жки гос­ти­нич­но­го пред­при­ятия. Но это на­до де­лать сейчас, так как на сле­ду­ющий год ус­та­нов­ка сис­те­мы элек­трон­ных зам­ков бу­дет еще до­роже. Мож­но при­вес­ти мно­го при­меров, ког­да кра­жи в гос­ти­ницах вли­яют на при­быль пред­при­ятия, на ка­чес­тво пре­дос­тавля­емых ус­луг, и са­мое глав­ное кли­ен­ты ухо­дят к кон­ку­рен­там, что сни­жа­ет чис­ло пос­то­ян­ных гос­тей.

Так, в гос­ти­нице «Бал­чуг Кем­пин­ски Мос­ква» элек­трон­ный ключ от но­мера да­ет воз­можность от­крыть дверь лиф­то­вой ка­бин­ки, две­рей по­этаж­ных хол­лов и мно­гое дру­гое. В ре­зульта­те дос­туп нез­на­комым лю­дям, не про­жива­ющим в оте­ле, на жи­лые эта­жи ис­клю­чен. Ес­ли при­ходят зна­комые к про­жива­юще­му в оте­ле гос­тю, то он спус­ка­ет­ся и при­нима­ет их в вес­ти­бюле или они идут в соп­ро­вож­де­нии гос­тя к не­му в но­мер.

Вы­сокие тех­но­логии поз­во­лили взгля­нуть на средс­тва от­кры­вания гос­ти­нич­ных но­меров ши­ре тра­дици­он­ных плас­ти­ковых карт. Сейчас на гос­ти­нич­ном рын­ке су­щес­тву­ют альтер­на­тив­ные средс­тва, поз­во­ля­ющие от­крыть за­мок от но­мера с по­мощью бу­маж­ных карт (эко­логич­ная кар­та-ключ), мо­бильных те­лефо­нов (на ос­но­ве тех­но­логии ра­ди­очас­тотной иден­ти­фика­ции), по уни­кальным про­пор­ци­ям ли­ца, от­пе­чат­ку пальца и ска­ниро­ванию ра­дуж­ной обо­лоч­ки гла­за.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: