Строение и функции центрального отдела слухового анализатора

Центральный конец слухового анализатора расположен в коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий головного мозга (в слуховой области коры). Особенно важное значение в вос­приятии звуковых раздражений имеют, по-видимому, поперечные височные извилины, или так называемые извилины Гешля. Как уже сказано, в продолговатом мозгу происходит частичный перекрест нервных волокон, соединяющих периферический отдел слухового анализатора с его центральным отделом. Таким образом, корковый центр слуха одного полушария оказывается связанным с пери­ферическими рецепторами (кортиевыми органами) обеих сторон. И наоборот, каждый кортиев орган связан с обоими корковыми центра­ми слуха (двустороннее представительство в коре головного мозга).

Возрастные особенности чувствительности слухового анализатора.

 

У зародыша органы слуха развиваются из слухового пузырька, который вначале сообщается с наружной поверхностью тела, но по мере развития эмбриона отшнуровывается от кожных покровов и образует три полукружных канала, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Часть первичного слухового пузырька, которая связывает эти каналы, называют преддверием. Оно состоит из двух камер – овальной (маточки) и круглой (мешочка).

В нижнем отделе преддверия из тонких перепончатых камер образуется полый выступ, или язычок, который у зародышей вытягивается, а затем скручивается в виде улитки. Язычок образует кортиев орган (воспринимающую часть органа слуха). Этот процесс происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон слухового нерва. В последние месяцы внутриутробного развития начинается дифференцировка клеток в корковом отделе слухового анализатора, протекающая особенно интенсивно в первые два года жизни. Заканчивается формирование слухового анализатора к 12-13-летнему возрасту.

 Более четким слух у детей становиться к концу второго - началу третьего месяца. Через два месяца ребенок дифференцирует качественно различные звуки, в 3-4 месяца различает высоту звука, в 4-5 месяцев звуки для него становятся условно-рефлекторными раздражителями. К 1-2 годам дети различают звуки с разницей в один-два, а к четырем-пяти годам – даже ¾ и ½ музыкального тона.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. У взрослого человека порог слышимости составляет 10-12 дБ, у детей 6-9 лет он равен 17-24 дБ, у детей 10-12 лет – 14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к 14-19 годам.

Представления об основных нарушениях слуха (нарушения проведения и восприятия звука, звуковые травмы): определения понятий, возможные причины, коррекция и профилактика.

Определение понятий «глухота», «тугоухость», «отит», «аэроотит», «акустическая травма», «баротравма», их возможные причины.

Коррекция и профилактика нарушений слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: