Ритуал исцеления в шаманизме

Считается, что духи-хранители есть не только у шаманов, но и у обычных людей. Такие духи способны приходить к человеку на помощь в опасной ситуации. Шаманы давно чувствовали, что сила духа-хранителя увеличивает физическую энергию человека и его сопротивляемость болезни (вредной энергии). Она также придает ему внутренние силы и уверенность в себе. В том случае если человек потерял своего духа-хранителя (при этом говорят, что он «расстроен»), для его излечения приглашают шамана. Чтобы излечить своего пациента, шаман совершает исцеляющее путешествие в необычную реальность, где старается найти утраченного хранителя и вернуть его пациенту. Если же последний страдает от какой-то локальной боли, то задача шамана заключается в том, чтобы вынуть вредную силу и помочь восстановить здоровье человека. Это два основных подхода в шаманском врачевании: удаление вредных сил и восстановление полезных. Путешествие, предпринимаемое шаманом в Нижний Мир для возвращения больному человеку утраченного им духа-хранителя (животного-силы), обычно совершается им в одиночку. Но встречается и необычный, тщательно разработанный вариант возврата духа-хранителя больному человеку — это так называемые групповые путешествия, совершаемые несколькими шаманами одновременно. Для такого путешествия шаманы создают «духовную лодку» или «духовное каноэ». В назначенную ночь шаманы создавали два «воображаемых» каноэ, становясь двумя параллельными рядами внутри большого дома. Рядом с каждым шаманом находилась его магическая кедровая доска, врытая в земляной вал. Каждая доска была украшена изображениями того, что ее обладатель видел в своем первом духовном каноэ. Кроме того, у каждого шамана был шест, которым он толкал каноэ или греб. Шаман, сидящий на носу каноэ, считался ведущим, а сидящий на корме — рулевым. В сопровождении трещоток, барабанов и пения шаманы «проваливались» сквозь землю, «плывя» в духовной лодке, имеющей силу «причаливать в воде», где бы они ни путешествовали. Каждый шаман, находившийся в духовном каноэ, пел песню своего хранителя. Зрители сидели вдоль стен, присоединяясь к пению, чтобы помочь шаманам. Путешествуя в духовном каноэ иногда в течение 5-б дней, шаманы днем спали, а по вечерам толкали каноэ с того места, где они остановились на рассвете. Чаще всего путешествие продолжалось две ночи. Первая ночь была путешествием в страну духов, а вторая — возвращением оттуда. Шаманы начинали обратный путь, как только становились обладателями духа-хранителя исцеляемого. После того как дух-хранитель был возвращен пациенту, он вставал и плясал. Использование духовной лодки для шаманского путешествия встречается в Сибири, Малайзии, Индонезии, где связано с «ладьей мертвых». Часто духовные каноэ имеют форму змеи, как, например, в Австралии. В других местах используются иные формы. Духовное каноэ используется не только для возврата духов-хранителей, но и для исследований в путешествиях. Для исследовательского путешествия требуется присутствие пациента в середине каноэ. Барабанщик при этом занимает ключевую позицию; лучше, если эта роль отводится опытному шаману. Команда делится опытом после каждого путешествия для того, чтобы ускорить накопление шаманского знания. Во время исследовательских путешествий шаман приобретает духов-помощников и знание о том, как лечить разные болезни. В таких путешествиях его ведет дух-хранитель, который водит шамана по местам обитания особых духов. Чаще все же шаманы, совершающие путешествие в Нижний мир, чтобы получить обратно дух, не пользуются каноэ и иными транспортными средствами. Каждый шаман должен быть достаточно гибким в своих методах и уметь адаптировать их наиболее эффективным образом. Иногда в результате путешествия шаману не удается вернуть пациенту животное-силу. Шаман пользуется силами не только животных, но и растений. Все они получают силу от Солнца. Животные обычно служат духами-хранителями, в то время как растения — духами-помощниками. В отличие от духов-хранителей, которые есть не только у шаманов, но и у обычных людей, духи-помощники — привилегия только шаманов. Лишь они могут владеть силами растений. Точно так же как духи-хранители бывают дикими и неприрученными, духи-помощники — дикие растения. Это объясняется тем, что большинство домашних животных и растений просто не обладают необходимой силой для помощи шаману. Сам факт, что животное или растение позволило себя приручить, — свидетельство отсутствия силы. Растения-помощники не имеют такой силы, как животные, но шаман может иметь в своем распоряжении сотни духов-помощников. Эти растения существуют в двух реальностях — обычной и необычной. Необычной природой растения может быть форма насекомого — огромная бабочка, например, или другая зооморфная или неодушевленная форма. Чем больше у шамана духов-помощников, тем с большим количеством заболеваний он может справиться. Шаман пользуется духами-помощниками при исцелении людей, страдающих от вредных сил. Удаление этих сил — более сложная работа, чем возвращение животного-хранителя. Вторжение силы подобно заражению. Чаще всего это случается в густонаселенных районах, особенно в больших городах. С точки зрения шаманов, это происходит оттого, что многие люди, сами не подозревая об этом, способны приносить другим вред, когда они впадают в состояние эмоциональной неуравновешенности — гнева, страха, уныния. Когда мы говорим о том, что кто-то излучает враждебность, это полностью соответствует шаманской точке зрения. Болезни, возникающие от вторжения вредных сил, проявляются в таких симптомах, как местные боли, часто с повышением температуры, которая (с шаманской точки зрения) связана с энергией от вторжения этих сил. В известной степени понятие вторжения силы соответствует современному понятию об инфекции. Как от обычного аспекта инфекционного заболевания, так и от его необычного аспекта пациента следует лечить соответствующими методами. Удаление вредных сил, вторгшихся в человека, — дело трудное, так как шаману приходится высасывать эти силы из пациента не только физически, но также эмоционально и мысленно. Эта техника широко применяется в шаманских культурах таких далеких друг от друга мест, как Австралия, Северная Америка и Сибирь. При лечении шаман осознает две реальности. В шаманском состоянии сознания вторгшаяся сила имеет отвратительный вид (например, паука). Шаману известно, что это скрытая природа какого-то определенного растения. Высасывая эту силу, шаман захватывает ее в плен с помощью такого же растения, которое является носителем этой сущности в обычном состоянии сознания. Иными словами; шаман помещает у себя во рту «ловушку» в виде растения-силы — маленькие веточки того растения, которое является домом высасываемой силы. Он ловит силу в одну из веточек, используя другую для помощи. То, что эти веточки материальны, не отрицает происходящего при этом в шаманском состоянии сознания. Процедура удаления или перемещения вторгшихся сил подобна путешествию за духом-хранителем пациента, за исключением одного момента. Этот момент наступает в путешествии еще в Туннеле. Если в пациента вторглась вредная сила, то шаман внезапно видит что-нибудь подобное прожорливым или опасным насекомым, клыкастым змеем или другим пресмыкающимся, рыбе с клыками или зубами. Он немедленно останавливается, чтобы заняться этими агрессивными силами. Столкновение с подобным существом означает, что его следует удалить высасыванием. Это может сделать лишь шаман, обладающий двумя духами-помощниками, аналогичными духам встреченной им вторгшейся силы. Если шаман не готов к этому, ему следует либо вернуться из Туннеля, либо пройти мимо существа, обойти его и отправиться в путешествие за духом-хранителем пациента, что поддержит его до тех пор, пока не будет удалена вторгшаяся сущность. Если опытный шаман встречает в Туннеле одно из описанных выше существ и если он обладает духами-помощниками, подобными вредоносным сущностям, то он должен прервать немедленно свое путешествие и подняться на колени из лежачего положения. Оставаясь на коленях, шаман начинает петь свою песню силы, призывая своих духов-помощников помочь ему в высасывании, которое он собирается совершить. Он также придвигает к себе корзинку или кувшин с песком или водой, чтобы выплескивать туда извлеченное из пациента. Шаман должен найти место внутри пациента, где «находятся агрессивные силы. Далее шаман сосет и извергает высосанную силу столько раз, сколько это необходимо. Важно не проглатывать высосанную силу, а после каждого высасывания выгонять ее в специально приготовленную емкость, стоящую на полу или на земле. Это делается иногда с сильными и реальными спазмами, вызывающими чувство очищения от отвратительной силы, извлеченной шаманом. Высасывание продолжается до тех пор, пока шаман, проведя рукой вперед и назад над телом пациента, не почувствует больше каких-либо местных выделений тепла, энергии и вибрации. В конце концов, когда шаман убеждается в духовной чистоте своего пациента, он трясет трещоткой вокруг его тела по кругу четыре раза, чтобы обеспечить единство очищенного пространства, очерчивая его границы для духовного мира. После этого пациент может или лежать, или сидеть. В этот момент важно, чтобы шаман забрал емкость с извергнутой агрессивной силой из дома и надежно спрятал ее. Затем он выбрасывает содержимое, приносит обратно емкость, чтобы позже снова наполнить ее песком или водой для дальнейшего пользования в случае необходимости. Один из методов шаманского врачевания — это стать на время пациентом. Этот подход применяется следующим образом. Сначала шаман обсуждает с пациентом природу его заболевания. Он узнает все возможное о том, как пациент чувствует боль, и развивает в себе это чувство. Он расспрашивает пациента о первом приступе и обо всем, что происходило с пациентом в то время. Затем он пытается узнать, что за человек пациент, каковы его взгляды на жизнь, проблемы и надежды, т.е. делает все возможное, чтобы понять, как бы он чувствовал себя, если бы был пациентом. Когда шаман чувствует, что он уже может эмоционально отождествиться с пациентом, он готов начать лечение. Тогда шаман и пациент удаляются в дикую местность, где нет человеческого жилья. Ударами трещотки и пением песни силы шаман призывает своего духа-защитника. В это время пациент просто сидит с ним рядом. Когда шаман чувствует себя полным силы, он и пациент медленно раздеваются и меняются одеждой. Надевая каждую часть одежды пациента, шаман сосредоточивается на том, чтобы принять на себя страдания и огорчения пациента, а также принять в себя личность пациента. Надев на себя последнюю часть его одежды, шаман чувствует себя пациентом. Теперь оба начинают плясать под удары трещотки шамана. Шаман подражает каждому движению и жесту пациента. Почувствовав, что его сознание изменяется, шаман упирается руками в тело пациента, пока не ощутит, что принял на себя все, что было необходимо для пациента, — в той степени, насколько нагрузка посильна и безопасна. Если все сделано правильно, шаман почувствует волны боли, перекатывающиеся через него. Тогда шаман убегает на несколько сот метров в необитаемое место, останавливается и протягивает руки вперед. Изо всех сил он изображает «отбрасывание прочь» агрессивной болезненной силы, которая ранее вредила пациенту, а теперь лежит на нем. Он кричит и движениями рук отбрасывает вредоносную силу далеко за горизонт — так далеко, как только сможет. Этот сеанс обычно занимает несколько минут. Когда шаман почувствует, что боль и страдание покинули его, — процесс окончен. Шаман ощутит себя очищенным и расслабленным. Он возвращается к пациенту, и они снова обмениваются одеждой. Шаман заканчивает работу пением песни силы и, стоя рядом с пациентом в дыму костра, в котором горит дикий шалфей или кедровая ветка, завершает очищение.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ШАМАНЫ

Те молодые люди, на кого пал жребий стать шаманом, узнавали об этом неожиданно по проявившейся у них «шаманской болезни». Страдания избранника внешне воспринимались как нервно-психическое заболевание. Но человек вместе с тем испытывал и невероятные физические муки. Болезнь могла длиться несколько лет, сопровождаясь страшными галлюцинациями. Избавиться от такой психической болезни (или длительного психического кризиса) можно было только принятием призвания шамана и началом шаманской деятельности. Вот древний рассказ шамана о том, как он стал шаманом: «Двадцати лет от роду я сильно захворал и стал видеть очами, слышать ушами то, чего не видели и не слышали другие. Девять лет я перемогался и никому не говорил о том, что со мной творится, так как я опасался, что люди не поверят и будут надо мной смеяться. Наконец, я разболелся до того сильно, что угрожала мне неминуемая смерть. Когда же я стал шаманить, мне стало легче. И теперь, если долго не шаманю, со мной бывает нехорошо, я хвораю!». Иногда кризис начинается очень рано — в возрасте 10 и даже 7 лет. Подвергшийся ему плохо себя чувствует среди людей, испытывает влечение к самоубийству, видит странные сны, временами теряет сознание. Он все чаще впадает в экстаз, имеет видения, начинает ходить на все шаманские камлания (обрядовые действия) и, наконец, решается объявить, что побывал в стране мертвых и ему велено стать шаманом. После этого он уходит в тайгу, горы или степь и там, в одиночестве совершает свои первые вызовы духов. Временами он еще теряет сознание, может покончить с собой или погибнуть, но, чем интенсивнее идет его шаманское «самообразование», тем быстрее проходят симптомы болезни. Отшельническая жизнь шамана продолжается три года. После этого он еще пару лет учится бить в бубен. Далее события развиваются по-разному. В одних случаях шаман целиком сам познает свою науку, в других — учится у старого шамана. Иногда он может стать шаманом только после того, как умрет его учитель. Потом наступает обряд посвящения в шаманы. За несколько дней до этого будущий шаман удаляется в лесной шалаш или любое пустынное место и здесь предается самому суровому посту в течение 3, 5 и даже 9 дней. Он не берет в рот абсолютно ничего. В этот период он не может быть один, так как нуждается в опеке. Он лежит с пеной на губах. Его суставы вспухают и превращаются в сплошные синяки, по телу расползаются трупные пятна. Он заживо переживает свою смерть: видит, как духи рассекают его тело на куски и варят их в котле, прежде чем сложить снова, как ему выкалывают глаза и вставляют новые, пробивают уши, чтобы он смог слышать голоса духов. В конце этого периода душа неофита под руководством старого шамана путешествует в потусторонний мир, подземный и надземный, переживая нечто подобное тому, что пережил Данте, путешествуя под руководством Вергилия. «Смерть заживо» — упражнение, открывающее в шамане способность самостоятельно погружаться в транс и самостоятельно без чьего-либо посредничества оставаться в контакте с окружающими людьми, управлять в этом состоянии собой и ими. Один раз перейдя границу между живым и мертвым, шаман в дальнейшем может совершать это произвольно и в любое время, хотя для этого требуется приложить значительные усилия. Церемония посвящения нового шамана считается праздником для его сородичей. Она состоит большей частью из плясок и речей старых шаманов, специально приглашенных для этого, а также из множества необыкновенных действий. Так, у индейцев племени винебага (Северная Америка) по условному знаку все старшие начинают делать движения, как будто они давятся, после чего, наконец, выплевывают маленькую раковинку. Они утверждают, что эта раковинка, которая называется врачебным камнем, постоянно находится у них в желудке и только при этом торжественном случае появляется на свет. В конце церемонии новый шаман получает знахарский мешок, т.е. сшитую шкуру, наполненную разными диковинами, а в рот ему кладут врачебный камень. После этого он уже считается настоящим шаманом. В знахарском мешке находятся предметы, употребляемые при магических операциях. В их число входят различные коренья, которые применяются в качестве лечебного средства, особенно для заживления ран; различные части тела животных и некоторые минералы. Например, у одного старого шамана из племени винебага наиболее действенными медицинскими средствами были маленький камешек, который, как оказалось, состоял из куска самородной меди, и кусочек кости, принадлежавшей, как он утверждал, большому врачебному животному. Это животное показывается изредка только шаманам (и то во сне), а на земле оно не появляется.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: