ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Содержание:
1. Культура и духовная жизнь общества.
2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры.
3. Наука.
4. Искусство, его основные виды и формы.
5. Религия как феномен культуры.
6. Образование и самообразование.
Культура и Духовная жизнь
Культура — это совокупность различных форм совместной деятельности людей (деятельностный подход);
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей людей, передающихся из поколения в поколение (ценностный подход).
Большинство ученых придерживается именно этого подхода, учитывая такие критерии ценностей как:
а) устойчивость ценностей во времени;
б) фактор признания в обществе на уровне отдельной личности, социальной группы, нации, народа.
Чаще всего под культурой понимают духовное производство. В этом случае определение культуры можно представить в следующем виде:
культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
|
|
Духовность — составная и ведущая часть культуры. Главная ее особенность — нематериальный характер. Это система ценностей, имеющих непреходящее значение, т.е. существующие очень длительный период, имеющие большое количество последователей (например, выдающиеся произведения литературы, искусства, религиозные ценности), и исторически преходящие ценности, т.е. существующие ограниченный отрезок времени (сословные ценности, образ жизни).
В настоящее время духовная жизнь общества чаще всего понимается как жизнь людей, связанная с удовлетворением их духовных потребностей, производством духовных ценностей, и сознание как таковое.
Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру, формы и уровни общественного сознания, настроения, привычки, неосознанное и подсознательное и т.д.
Духовная жизнь общества тесно связана с его материальной жизнью, которая включает в себя материальные условия жизни людей, материальные потребности, деятельность по созданию материальных благ.
Взаимосвязь между материальной и духовной жизнью общества состоит в следующем:
1) производство материальных благ, создание материальных условий жизни людей невозможно без их сознательной деятельности. Сознание выступает важнейшей составной частью материального производства: чтобы создать какой-либо предмет, вначале формируется его идеальный образ;
2) изменения в материальной жизни общества неизбежно влекут за собой изменения в духовной жизни, и наоборот. Вместе с тем нельзя говорить об однозначной зависимости, при которой ухудшение материальных условий влечет за собой падение духовности. История показывает, что нередко, разрушения, голод, лишения не только не ослабляют народный дух, но, напротив, усиливают его;
|
|
3) общество требует гармоничного сочетания материальных и духовных потребностей и ценностей. Перекос в ту или другую сторону приводит либо к упадку духовности при доминировании материальных потребностей, либо к недооценке материальных условий жизни людей в угоду, например, политической идеологии.
В широком смысле духовная жизнь включает в себя не только самосознание, но и деятельность людей по производству духовных ценностей, а также возникающие в связи с этим отношения между людьми.
У людей существуют потребности, удовлетворение которых в полной мере невозможно ни в сфере экономики, ни в социальной сфере, ни в сфере политики. Эти потребности получили название духовных потребностей, удовлетворение их возможно лишь духовными ценностями.
Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
Области духовной сферы.
Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:
1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.
Элементы духовного производства.
1) Духовные потребности – это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей. Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.
2) Духовная деятельность включает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.
Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).
Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).
3) Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
Такими ценностями могут быть знания, произведения искусства, религиозные представления, моральные нормы.
Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.
Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов – духовной культурой. Культура – одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления.
|
|
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение – воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую «вторую природу», то есть все созданное человеком.
В широком смысле культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
Духовная культура связана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.
Культурные ценности — признанные всем обществом или большинством его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может (нормы, обычаи, традиции, обряды, язык и пр.).
Нормы — правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры.
Обычаи — установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом. Иначе — культурные привычки.
Традиции — совокупность элементов культуры, передаваемых из поколения в поколение.
Язык — совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках искусства. Язык отражает и поддерживает картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивает социальный контроль, т.к. норма не может существовать, не будучи выраженной языком.
Обряд — совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллективный характер.
Преемственность — основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурных процессов. Подчеркивает понимание культуры как способа человеческой деятельности, способа человеческой жизни в целом. Включает в себя традиции — передачу культурного опыта из поколения в поколение (временной фактор проверки культурных ценностей, их важность для поколений) и новации — создание новых культурных ценностей на основе переработки или обновления старых (например, новые научные открытия не могут быть открыты без опоры на старые).
|
|
Основными формами существования духовной культуры являются:
• философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
• наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
• мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
• право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
• религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
• искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.
Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).
Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).
Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности. Культуру личности формируют:
Мировоззрение — представление об окружающем природном и социальном мире, отношение к этому миру. Является важным элементом духовного мира человека, отличается неповторимостью и во многом определяется окружающей человека культурной средой, личным опытом, образованием, воспитанием, характером, его убеждениями и нравственностью. Выбор мировоззрения — дело сугубо личное.
Убеждения — это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию — благом. Источниками убеждений являются: теоретические знания, житейский опыт, ценностные ориентации и установки личности.
Вера — свойство человеческого сознания принимать что-либо без доказательства. Проявляется во многих формах сознания, а не только в религии.
Мораль (нравственность) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде. Возникнув раньше норм права, они чрезвычайно устойчивы и передаются из поколения в поколение силой общественного мнения, а самое главное — силой развитых в человеке убеждений, чувства долга, его личной совести. Совесть, честь, чувство собственного достоинства — главные категории морали.
Совесть — этическая категория, выражающая ответственность человека за свои собственные поступки перед самим собой.
Честь — это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения.
Мораль тесно связана с нравственностью: они соотносятся как форма сознания и область практических поступков, реальных действий индивида.
К моральным нормам относятся: стремление к саморазвитию; любовь и уважение к близким; преданность и любовь к Отечеству; трудолюбие; веротерпимость; уважение к другим народам: бережное отношение к природе.