Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры

 Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культура опирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура – это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностной ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин «популярная культура» или «поп-культура».

Элитарная культура не рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является «искусство ради искусства». Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура – это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

Доминирующая культура — это культура большин­ства населения (господствующие духовные ценности).

Субкультура — носителями этой культуры являются различные социальные общности, социальные группы, а также семья. Например, этнические и национальные культуры с неповторимостью своих черт и особенностей языка, быта, национального характера и пр. по отношению к мировой культуре; городская и сельская культу­ры; молодежная, профессиональная и другие культуры вну­три культур. Каждая из субкультур имеет свою историю. Одни из них (элитарная и неэлитарная, городская и сельская) возникли несколько тысяч лет назад, другие — лишь в XX в. вследствие новых общественных запросов, меняющихся условий жизни. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит домини­рующей. Наиболее характерными чертами субкультуры как культуры социальной группы (например, возраст­ная, профессиональная, религиозная) являются:

— особая манера поведения;

— особая манера общения;

— специфическое отношение к окружающим, не вхо­дящим в данную группу.

Контркультура — совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т.д., выработанных членами какого-то сообщества в противовес общеприня­тым нормам и ценностям. Неприятие ценностей окру­жающего мира. Обязательным признаком контркульту­ры является ее оппозиционность (протест). На Западе на таких позициях в недавнем прошлом стояли хиппи. Теперь это — «зеленые», «антиглобалисты» и др., исполь­зующие как законные, так и противоправные средства и методы протеста. И совсем асоциальные позиции зани­мают носители культуры преступного мира со своими особыми нормами и «ценностями», которые строятся на отрицании всяких обще­ственных норм.

 

Функции культуры.

1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

• создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей.

• развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативная функция. Культура – это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур – одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни.

6. Эстетическая функция реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: