Методология ценообразования медицинской услуги

В новых социально-экономических условиях ЛПУ сталкиваются с необходимостью установления цены на медицинские услуги как на специфический товар. Это естественно, поскольку оказание медицинской помощи немыслимо без материальных затрат (издержек производства). Следовательно, необходим их учет и комплекс методов расчетов, что и составляет систему ценообразования.

Цена - это важнейший элемент рыночных отношений. Она яв­ляется денежным выражением стоимости - рыночным параметром, характеризующим и регулирующим экономические отношения между производителями, продавцами и покупателями (потребите­лями) в процессе производства и купли-продажи товаров и услуг. Цена выполняет следующие основные функции: информационную, стимулирующую, регулирующую, распределительную. Именно поэтому ценообразование является одной из сложнейших медико-­экономических проблем здравоохранения.

Цена определяется как частное от деления суммы затраченных средств на количество произведенной продукции (товаров или ус­луг).

 

_         Деньги _ ∑ Финансирования ЛПУ _    Стоимость

Цена=_------------= ----------------------------------=----------------_________

             Товар    ∑ Мед.услуг                        ∑ Мед.услуг

Цена это сложное понятие, в рыночной экономике она форми­руется в результате воздействия многих факторов. Поэтому в про­цессе ценообразования не обойтись без понятий стоимость и себе­стоимость.

Стоимость, себестоимость, прибыль и рентабельность в здравоохранении

Стоимость - это количество трудовых, материальных ресурсов, вложенных в оказание медицинской услуги.

Стоимость = себестоимость + прибыль (коэффициент рентабельности)

Себестоимость товара (услуги) - это выраженные в денежной форме текущие затраты производителя на производство и реализа­цию продукции. Она показывает, во что обходятся учреждению оказываемые им медицинские услуг и отражает только текущие затраты учреждения. Различают себестоимость:

- отдельного предприятия (организации); 

- среднеотраслевую;

- нормативную;

- плановую;

- фактическую.

Себестоимость является основой для формирования экономиче­ски обоснованной цены товара (услуги), в ней должны быть учтены все необходимые затраты, в данном случае связанные с оказанием медицинской помощи. Себестоимость определяется для каждого производителя услуг, то есть лечебного учреждения, индивидуаль­но. Обычно прибыль определяется в виде коэффициента рентабель­ности к себестоимости услуги.

Прибыль – определяется в виде процента к себестоимости и заранее оговаривается со стороны продавца (5-10-30-50%). Этот процент называется рентабельностью.

 В здравоохранении принято: если себестоимость принять за 100%, то прибыль не должна превышать 20%.

Различают валовую и чистую прибыль.

Валовая (балансовая) прибыль ЛПУ должна быть достаточной для уплаты налогов (не зависящих от размера прибыли), аренды, лизинг и выплаты процентов по займам.

Чистая прибыль входит в валовую и направляется на формирование фондов потребле­ния, накопления и развития. Фонд потребления служит для поощрения качественной работы сотрудников, т.е. для выплаты премиальных (около 20-30%). Остальная часть направляется в фонд накопления и развития, необходимый для приобретения новой аппаратуры, прогрессивной технологии и обучения сотрудников.

Прибыль нужна как источник финансирования развития ЛПУ, поскольку себестоимость включает в себя только текущие затраты. Разработка и внедрение новых технологий, приобретение совре­менного оборудования возможно либо за счет внешних инвести­ций, либо за счет прибыли.

Распределение прибыли отражено в схеме 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: