Тема 3. Унификация МЧП
План
1.1. Понятие и соотношение категорий «унификация права» и «гармонизация права».
1.2. Виды унификации норм МЧП.
1.3. Применение и толкование унифицированных норм права.
1.4. Гармонизация международного частного права.
1.5. Роль международных организаций в унификации норм МЧП
Понятие и соотношение категорий «унификация права» и «гармонизация права».
Учёные называют следующие современные глобальные тенденции развития международного частного права:
Во-первых, это усиление значения и практически ощущаемой регулирующей роли, которую играют международно-правовые источники, прежде всего международные договоры.
Во-вторых , расширение сферы и укрепление такого явления, как унификация права посредством создания норм МЧП международно-правовым путем.
В-третьих, все более набирает силу очевидная тенденция национально-правовой систематизации и кодификации норм международного частного в отдельных государствах. Наиболее отчетливо эта особенность современного развития МЧП прослеживается в практике европейских государств.[1]
|
|
Одной из важнейших современных глобальных тенденций в развитии международного частного права является расширение сферы и укрепление такого явления, как унификация права посредством создания норм МЧП международно-правовым путем.
Унификация получает развитие преимущественно в XX столетии. Уже во второй половине XIX в. торговые отношения между странами стали интенсивно развиваться, расширялось межгосударственное взаимодействие в различных сферах хозяйственной и культурной жизни. Стало очевидно, что национальные законодательства не могут эффективно регулировать частноправовые отношения, возникающие в международной сфере, только на основе национальных коллизионных норм.
В 1865 г. первый конгресс специалистов по торговому праву (Шеффилд) изучил возможности унификации некоторых разделов морского права. В 1877 г. Международная ассоциация права осуществила первую унификацию в области морского права, приняв Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. За этой частной унификацией быстро последовало заключение конвенций, преследовавших ту же цель унификации: в Берне были приняты конвенции об авторском праве (1886 г.) и о железнодорожных перевозках грузов (1890 г.), в Брюсселе — конвенция по морскому праву. В 1888-1889 гг. состоялся Первый Южноамериканский международный конгресс в Монтевидео, где были приняты девять договоров. По выражению Н.Г. Дорониной, эти договоры представляют собой «всеобъемлющий кодекс международного частного права, регулирующий отношения с иностранным элементом в гражданском, гражданско-процессуальном, торговом, уголовном и уголовно-процессуальном праве»[2]. 1939-1940 гг. в Монтевидео состоялся Второй Южноамериканский международный конгресс, где были приняты девять конвенций, призванные заменить предыдущие.
|
|
В 1893 г. начала работу Гаагская конференция по международному частному праву. Перед Первой мировой войной были подписаны несколько конвенций, имевших своим объектом область коллизии законов. Среди них — Конвенция об урегулировании законов в области заключения брака (1902 г.), Конвенция об урегулировании коллизий законов и о юрисдикции относительно разводов и судебного разлучения супругов (1902 г.) и Конвенция о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.). Движение продолжалось и в дальнейшем привело к принятию Гаагских конвенций о заключении брака и признании его недействительным (1976 г.), о признании развода и судебного разлучения супругов (1970 г.) и многих других международных соглашений в сфере частного права.
Процесс международной унификации, начавшись в конце XIX в., к середине XX в. набрал обороты, и сегодня, в XXI в., унификация охватывает очень широкий круг вопросов частного права. В связи с объединением Европы, а также активной интеграцией постсоциалистических стран в мировое экономическое пространство международно-правовая унификация приобретает новую актуальность. Стремление к достижению международного единообразия норм международного частного права представляет собой самую прогрессивную цель движения за совершенствование правовых основ сотрудничества разно национальных субъектов права[3].
Одним из примеров успешной унификации МЧП в рамках Латиноамериканского региона является Кодекс международного частного права – Кодекс Бустаманте (Гавана, 20 февраля 1928 г.). Кодекс назван по имени своего создателя.
Кодекс разделён на вводную часть и пять книг (международное гражданское и коммерческое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс содержит общие принципы, согласно которым в дальнейшем формулируются коллизионные привязки. Кодекс исходит из трёх формул прикрепления: во-первых, личный закон (lex personalis), который следует за индивидом даже при перемещении за границу;
во-вторых, территориальный закон, который является обязательным как для собственных граждан, так и для иностранцев;
в-третьих, lex voluntatis – закон применяется исключительно на основе волеизъявления сторон.[4]
Кодекс Бустаманте - это полномасштабная кодификация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами государств-участников. Кодекс представляет собой до сих пор непревзойдённую унификацию коллизионного права.[5]
В 60-х гг. XX столетия был создан Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте – универсальная межправительственная организация, членами которой являются государства разных регионов (Польша, Австрия Египет и др.).
В науке международного частного права существует целый ряд определений унификации правовых норм. Специалисты в области международного частного права рассматривают унификацию в рамках регулирования отношений, осложнённых иностранным элементом, в целях устранения различий материального гражданского, семейного, трудового законодательства различных государств. Остановимся на некоторых определениях.
Остановимся более подробно на позиции С.С. Сафроновой. Она рассматривает международную унификацию права в широком смысле как правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм, согласованных, не противоречащих друг другу, схожих между собой, причем содержание их может не быть идентичным.
|
|
Для обозначения разновидности унификации, в процессе которой результатом заключения международного договора (конвенции) является установление в национальном праве государств-участников абсолютно идентичных по содержанию норм, правильным, по мысли С.С. Сафроновой, представляется употребление термина «униформизация».
Термин «гармонизация права» уместно употреблять для обозначения такой разновидности международно-правовой унификации, при которой:
а) в результате заключения международного договора (конвенции) по унификации не происходит установления одинаковых юридически обязательных норм в национальных законодательствах государств-участников, а устанавливается лишь соответствие в регулировании охватываемых договором вопросов;
б) использование государствами типового закона или акта рекомендательного характера приводит к той или иной степени сближения национальных законодательств.[6]
При этом все авторы, пишущие об унификации, практически одинаково понимают сущность унификации. Это правотворческий процесс, главная особенность которого заключается в том, что он происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем праве государства, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов. В связи с этим Г.К. Дмитриева называет два этапа (две стадии) процесса унификации.[7]
Первый этап. На этом этапе создаются единообразные нормы в форме международных договоров и государства берут на себя международные обязательства обеспечить их применение. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. В качестве примера можно привести разработку международной конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая была открыта для подписания только в 2005 году. Вопрос об иммунитете был включён в программу работы Комиссии международного права с целью подготовки проекта конвенции ещё в 1977 году. В 1991 году проект статей «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности» был передан Генеральной Ассамблее ООН и только в конце декабря 2004 г. Конвенция была принята и открыта для подписания.
|
|
На первом этапе нормы ещё не унифицированные, так как они не вошли в правовые национальные системы. Их предлагают называть унифицирующими нормами. Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первый этап унификации.
Второй этап. Процесс признания государствами унифицирующих норм в качестве национально-правовой нормы и превращение их в унифицированные нормы. Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией,либо имплементацией. Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт.
Суммируя данные учёными различные определения унификации, можно дать следующее определение международной правовой унификации. Унификация представляет собой правотворческий процесс в целях создания одинаковых (единообразных) унифицированных норм в национальных правовых системах разных государств. Цель унификации состоит в преодолении различий между национальными правовыми системами, а также в создании новых норм, восполняющих существующие пробелы в регулировании некоторых специальных вопросов.
Помимо термина «унификация» в процессе создания единого международного правового пространства используются также термины «гармонизация» и «униформизация». Учёные разграничивают эти понятия. В качестве критерия разграничения принимаются в единстве форма, метод и результат процесса сближения правовых систем различных государств. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, но при этом они несут на себе различную смысловую нагрузку.
Что касается униформизации права, то относительно ее природы мнения тех ученых, кто признаёт необходимость этого термина в области международного частного права, более или менее едины. Униформизация права рассматривается как составляющая разновидность унификации, так называемая прямая унификация, при которой результатом заключения международного договора (конвенции) становится установление в национальном праве государств-участников абсолютно идентичных по содержанию норм.
Не так однозначно в литературе соотносятся понятия «унификация» и «гармонизация» права. С.С. Сафронова употребляет термин «гармонизация права» как синоним косвенной унификации. При такой гармонизации государства используют во внутреннем праве международный договор, не налагающий на них никаких международных обязательств, в качестве модели. Или же государства применяют положения типового договора или акта рекомендательного характера, изданного в рамках международной организации, в результате чего в национальных законодательствах государств устанавливаются нормы схожие по содержанию, но не идентичные[8]. Такое же соотношение терминов «унификация» и «гармонизация» свойственно и многим другим авторам.[9] То есть, унификация рассматривается в широком значении и в узком. Гармонизация выступает как «косвенная унификация», то есть охватывается термином «унификация» в широком значении.
По-другому рассматривает соотношение этих понятий Г. К. Дмитриева. По её мнению гармонизация - это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. Гармонизация, по мнению Г.К. Дмитриевой, более широкое понятие, так как сближение происходит и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию в широком смысле слова, которая включает в себя и унификацию, и гармонизацию в узком значении, отличную от унификации. [10]
Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.
Вместо принятия единообразных и тем более идентичных правовых норм, вводимых в национальный правопорядок соответствующих государств, при данном процессе согласовываются нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще. Можно отметить, что особенностью процесса гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств.