Работа в Валаамском лесхозе и сотрудничество с Валаамским монастырем утвердили меня в мысли о необходимости появления монастырских лесов. И это касается не только Валаамского монастыря. Некая территория покоя должна служить оградительным барьером от современного мира технологий и освоений там, где это возможно. Вообще, восстановление исторических памятников, в том числе и православных монастырей, должно сочетаться с воссозданием той природной обстановки, которая существовала вокруг них (Турманина, 1987). Главной целью хозяйствования в таких лесах должно стать поддержание средообразующих и защитных функций лесов с включением в них ландшафтно-парковых элементов в зонах рекреации.
Когда-то монастыри были земле- и лесовладельцами, но это было очень давно. Сейчас историческая справедливость только восстанавливается. Леса монастырей видятся как «зеленые зоны» с ограничениями в режиме посещения с учетом рекреационной емкости, а также как уединенные участки для пустынножительства. Несомненно, это должны быть защитные леса. Пользование в них должно быть ограничено уходом и лесовосстановлением с учетом функционального зонирования. Валаамский монастырь стоит особо в этом вопросе, так как лесные территории вокруг монастыря принадлежали ему с незапамятных времен, и вместе они составляют неделимое целое.
|
|
Время появления православной братии среди Ладожских вод относится по монастырской традиции к X веку, хотя историки более реальной датой считают XIV век. Валаам - оплот православия в землях корелы, вепсов, ингерманладцев находился во враждебном окружении, и неоднократно обитель со стороны шведов и немцев подвергалась разорению и, как следствие, запустению. Неудивительно, что древние документы, в том числе и жития основателей обители Преподобных чудотворцев Валаамских Сергия и Германа, были утеряны.
Исторические данные о владениях Валаамского монастыря относятся к рубежу XV—XVI столетий. Они располагались в Северо-западном Приладожье: в Сакульском, Кирьяжском и Сердобольском погостах, где числилось более 150 дворов и земельные наделы. Кроме того, Валаам владел доходными рыбными ловлями на Ладожском озере и соляной варницей на Белом море. Монастыри Валаам и Коневец не пострадали при проведении конфискации земельной собственности церкви в казну после присоединения Новгорода к Московскому государству. Напротив, в 1507 г. Валаамский монастырь получил из Москвы от царя Василия III новые милости. В 1534 г., при игумене Варлааме, эти льготы монастырю подтвердил Иоанн Васильевич Грозный. Лояльность Грозного, проводившего достаточно жесткую линию по ограничению монастырской земельной собственности, объясняется политическими интересами: сильные позиции монастыря укрепляли влияние царской власти в этом пограничном районе (Спиридонов, Яровой, 1991).
|
|
После столетнего запустения (1611-1715) Указом Петра Великого архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иринарху разрешалось «на Ладожском озере, на Валаамском острове, строить вновь монастырь и в нем церковь Преображения Господня с приделами святых апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного» (ВМ и его подвижники, 2005). Самостоятельность Валаамский монастырь получил в 1720 г. Обителью управляли старшие монахи-строители. Строитель о. Иосиф в 1729 году стал добиваться возвращения монастырю древних царских пожалований. Его прошение было доведено до сведения императрицы Анны Иоанновны, которая повелела вернуть монастырю состоявшие в ведении дворцовой канцелярии 23 двора в Саккульском погосте, а также «дозволить безоброчно владеть» находящимися вокруг него рыбными ловлями. Соляная варница, мельница, рыбные ловли и сенные покосы, находившиеся в Кольском уезде Архангельской губернии, были вновь приписаны к обители.
В 1768 г. Валаамская обитель осталась за штатом, у нее отобрали крестьян и угодья в казну. Местные жители стали приезжать на никем не охраняемые острова для рыбной ловли и отстрела тюленей. Начали случаться частые пожары. Так, в 1774 г. выгорели все строения и лес на Байонном острове.
В 1765 г. Екатериной II был издан манифест о генеральном межевании в государстве Российском для определения и укрепления границ земельных владений. Об этом непростом, но весьма значительном событии, можно узнать из книги, написанной известным экономом и хозяйственником своего времени А. Т. Болотовым. В 1785 г. Э. Коллониусом была составлена карта Валаама с описанием островов, расположенных на Ладожском озере и принадлежащих Валаамскому монастырю. Эту карту засвидетельствовала Выборгская ревизионная комиссия. Вторично карта была составлена М. фон Дрейером в 1798 г. В описании показано 48 лесных угодий: «…лес, который на сем острове растет, весьма многие леты ко возрасту требует, почему на оном строевого лесу весьма мало находится и оного даже к монастырским надобностям почти недостаточно, дров же для сожжения довольно».
N.B. Одной из причин незначительных площадей строевого леса может быть вырубка сосновой и еловой древесины во время шведского владения архипелагом. Постройка небольших судов могла осуществляться прямо на Валааме. Европа к XVII веку лишилась большей части девственных лесов и испытывала дефицит строевой древесины. Правда, никаких подтверждающих документов этому нет, но никто и не занимался изучением этого вопроса в архивах Швеции. Иначе трудно объяснить отсутствие экземпляров сосны старше 350 лет, а они вполне могли бы быть по условиям произрастания на Валааме.
Академик Н. Я. Озерецковский в своем «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому» (СПб., 1792) сообщает о владениях следующее: «Хотя Валаамский монастырь на содержание свое жалования из казны не получает, но он пользуется не одним только Валаамом, а еще многими другими островами, поблизости от него на озере лежащими, которые изобилуют лесом, сенными покосами и рыбными урочищами. Угодья сии довольное составляют пропитание как пустынникам, так и набережным жителям… На Валааме близ самого монастыря имеются пашни, овощные огороды, луга и пастбища для монастырского скота…Сверх того, нередко обитель сия получает хорошие подаяния от набожных людей».
В 1782 г. после смерти игумена Ефрема строителем в монастырь был назначен монах Саровской пустыни отец Назарий. Он слыл опытным хозяйственником и строителем. Митрополит Гавриил поручил ему заменить деревянные строения каменными. Игумен Назарий блестяще справился с порученным делом. Уже к концу XVIII века сложилось каменное ядро монастыря. Центром его стал возведенный на месте деревянной церкви Спасо-Преображенский собор, первый каменный храм на Валааме. К нему примыкали келейные корпуса, составившие внутренний четырехугольник монастырских зданий. За пределами монастыря строился скит, часовни, странноприимный дом. В 1786 г. Валаамский монастырь по повелению государыни императрицы Екатерины II включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством.
|
|
В 1797 г. император Павел I пожаловал Валаамскому монастырю рыбные ловли и сенные покосы, состоящие в Кюменецком приходе Выборгской губернии, мучную мельницу.
В конце 1811 г. Александр I, после окончательного завершения всех конфликтов со Швецией, присоединил ко вновь образованному Финляндскому княжеству Выборгскую губернию, называемую также "Старой Финляндией" (эта область вошла в состав империи еще в результате Северной войны и последующих войн XVIII века). Деятельность Валаамского монастыря с момента его перевода в Финляндию была официально организована в пределах Пограничной (финляндской) Карелии.
Приезд Александра I на Валаам в 1819 г. положил начало непосредственным отношениям представителей царствующего дома с монастырем, которые часто посещали обитель и оказывали ей всевозможное покровительство. В 1822 г. монастырь был возведен в первый класс с условием сохранения общежительной традиции и избранием игумена из числа Валаамской братии.
Еще в XVIII веке на острове Лембос (Лембач) находилась деревянная часовня. В 1867 г. Духовная Консистория разрешила строительство храма во имя пророка Божия Илии по просьбе игумена Дамаскина. С этого времени остров стал именоваться Ильинским. Острова Восчаной (Восчаный, Восинансаари), Сергиевский (Пуутсаари), Германовский (Сускасальми), Мигорка были приобретены в пользование игуменом Дамаскиным и в 1878 г. были Высочайше утверждены за Валаамским монастырем на вечное владение Александром II. В 1898 г. Высочайше утверждены за Валаамским монастырем острова Крестовоздвиженский (Хабасаари), Сосновый (Хонкасаари), Пальян (Мантсин-Хонкасаари), Крестовый (Ристисаари), Пелотсаари, Хейнясенмаа (Сенные острова).
|
|
После 1917 г. Высочайшая защита острова действовать перестала. Леса Валаамские, особенные, стали обычными эксплуатационными лесами Финляндии. Велась интенсивная рубка спелых насаждений. Объем ежегодных рубок достигал 13 тыс. м3, что много и по сегодняшним меркам. Так, по купчей 1934 г. Валаамский монастырь продает Ладожскому лесопромышленному Акционерному обществу с главного острова и Гефсиманского имения: 7804 хлыста хвойного леса, 2782 хлыста фанерной березы, 99 хлыстов фанерной березы на участках с семенными деревьями, 450 хлыстов ольхи («Отчеты о расходах по лесному хозяйству монастыря 1926-1936 гг.», архив Валаамского монастыря). Лесовосстановление велось, было создано 230 га сосновых культур, которые сейчас называются «финскими».
В 1944 году Валаам был передан СССР, иноки покинули обитель, казалось навсегда.