Профессиональная ориентация школьников
Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников
«Мотивы выбора профессии»
Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию.
Выбор профессии предполагает наличие знаний о мире профессий в целом о своих способностях и интересах.
Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.
При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного.
А.В.Петровский продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Мотивы | Отношения | |
Индивидуально ориентированные | Социально ориентированные | |
«внешние» | «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) | «надо» (осознание социальных обязанностей) |
«внутренние» | «хочу» (напряжение потребностей) | «должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой) |
Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.
Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами.
Методика: «Мотивы выбора профессии»
Автор: Р.В. Овчарова.
При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.
Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Методика состоит из 20 вопросов.
Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале на сколько то или иное утверждение повлияло на выбор профессии.
Шкала оценок:
5 - очень сильно повлияло,
4 - сильно,
3 - средне,
2 - слабо,
1 - никак не повлияло. «Приложение 1»
Каждое из 20 утверждений, характеризует либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы.
Условные обозначения:
“И” - внутренние индивидуально значимые мотивы,
“С” - внутренние социально значимые мотивы,
“+” - внешние положительные мотивы,
“ -” - внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Для несовершеннолетнего
Возраст 14 – 17 лет
Методика: Дифференциально-диагностический опросник.
Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников
Автор: Е.А. Климов.
Для предварительной в интиресах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и деференциально – диагностический опросник, разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60 –х – начале 70-х годов.
Диагностическая цель: Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». «Приложение 4»
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. «Приложение 5» Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
· животные, условия их роста, жизни;
· растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
· выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
· проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
· развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
· поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
· технические объекты (машины, механизмы);
· материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
· эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
· ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
· хорошая координация движений;
· точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
· развитое техническое и творческое мышление и воображение;
· умение переключать и концентрировать внимание;
· наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
· тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
· цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
· чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
· звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
· хорошая оперативная и механическая память;
· способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
· хорошее распределение и переключение внимания;
· точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
· усидчивость, терпение;
· логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является: художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
· воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
· размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
· художественные способности; развитое зрительное восприятие;
· наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
· знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются: люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
· медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
· бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
· информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
· защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
· стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
· устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
· доброжелательность, отзывчивость;
· выдержка;
· умение сдерживать эмоции;
· способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
· способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
· способность владеть речью, мимикой, жестами;
· развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
· умение убеждать людей;
· аккуратность, пунктуальность, собранность;
· знание психологии людей.
Время обследования не ограничивается. Хотя следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Литература:
- Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. - 300 с.
Ф.И.О______________________________________________________________________________
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист ответов
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Сфера "Человек - Природа".
Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют, что человек стремится выбрать профессии, в которых будет иметь дело с животными и растениями, биологическими и микробиологическими процессами (садовник, зооинженер, ученый агроном, рабочий-лесовод, лаборант-микробиолог и др.).
Сфера "Человек - Техника".
Она включает профессии, предметом труда которых являются технические объекты: машины, механизмы, материалы, энергия (крановщик, слесарь, инженер-технолог и др.).
Сфера "Человек - Человек".
В данной группе профессий предметом труда являются люди, группы, коллективы (медсестра, продавец, преподаватель, официант, врач, экскурсовод и др.).
Сфера "Человек - Знаковая система".
В данной сфере труд направлен на обработку информации (сведений), представленных в виде знаков, шифров, кодов, цифр, искусственных или естественных языков (телеграфист, архивариус, технический редактор, библиограф, переводчик, бухгалтер и др.).
Сфера "Человек - Художественный образ".
Объектом труда в данной сфере являются художественные образы, их части, элементы и свойства (маляр, чеканщик, композитор, писатель, актер и др.).