Основы методики обучения

 

   Подготовка по самбо осуществляется на учебных занятиях, в спортивных секциях и самостоятельно. Эти формы находятся в тесной взаимосвязи между собой и в то же время имеют свои особенности.

 

   Учебные занятия являются основной формой подготовки занимающихся к успешному овладению навыками ведения борьбы с противником в рукопашной схватке. На учебных занятиях осуществляется разучивание и отработка техники и тактики самбо, воспитание необходимых физических и психических качеств.

 

   Спортивно-массовая работа среди личного состава организуется в секциях и направлена на повышение физической подготовленности занимающихся.

 

   Для самостоятельного совершенствования выполнения приёмов самбо рекомендуется включать элементы техники самбо в утреннюю зарядку (имитация ударов, передвижений, защит, отбивов и пр.). Подробное изложение методики обучения и тренировки по спортивной борьбе самбо можно найти в учебно-методической литературе.

 

   Обучение приёмам и техническим действиям самбо основывается на общих педагогических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности, последовательности, систематичности и прочности.

 

   При обучении самбо целесообразно применять следующие методы.

 

   Метод повторяющихся условий. Заключается в выполнении технического, тактического действия в одних и тех же условиях, либо когда изменение условий не оказывает существенного влияния на решение задач, стоящих перед занимающимися.

 

   Метод варьирования условий. Характеризуется тем, что занимающиеся упражняются в выполнении технических действий в различных условиях. Этот метод играет важную роль в процессе закрепления и совершенствования техники и тактики, в выработке прочного и в то же время подвижного навыка.

 

   Метод изучения по элементам. Это разучивание действий по составляющим его элементам, он используется при изучении сложных по координации приёмов. Последовательность изучения по частям бывает в двух вариантах. Вначале изучается первый элемент, затем второй, после чего осваивается выполнение первого и второго элементов вместе. Далее изучается третий элемент и усваивается проведение всех трёх элементов вместе и т.д. В другом варианте последовательность изучения заключается в том, что занимающийся изучает подряд 3-4 элемента в отдельности, а затем приступает к их выполнению в целом.

 

   Необходимо отметить, что в самбо методу изучения по частям следует по возможности уделять минимальное время, так как при расчленении приёма на элементы техника его выполнения искажается. Поэтому, как только занимающиеся начинают выполнять приёмы без грубых ошибок, следует переходить к целостному методу обучения.

 

   Целостный метод. Целостный метод представляет собой изучение действия в целом.

 

   Метод разучивания с помощью подводящих упражнений. Применяется в тех случаях, если приёмы в целом выполнить нельзя из-за их трудности, а расчленить на части невозможно (например: бросок через голову и т.д.).

 

   Метод акцентированного внимания. Заключается в том, что при проведении технического, тактического действия занимающемуся предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов этого действия.

 

   В процессе обучения двигательным действиям выделяют пять стадий.

 

   Первая — создание первого представления о двигательном действии и формирование установки на его обучение.

 

   Вторая — формирование первоначального умения и выполнение основных вариантов движения в общих чертах.

 

   Третья — уточнение двигательных действий и формирование умения совершенного их выполнения.

 

    Четвёртая — стадия полного образования навыка и закрепление двигательного действия.

 

   Пятая — достижение изменяемого навыка и его применение.

 

   При обучении технике самбо выделяют четыре стадии.

 

   Первая — разучивание приёма:

 

   — на несопротивляющемся партнёре, где само движение или поза партнёра, уходящего от болевого ощущения, позволяют судить о правильности действий обучаемого;

 

   — на несопротивляющемся партнёре с уточнением конечного положения приёма. Конечное положение приёма уточняется руководителем занятия на основе чёткой формулировки положений отдельных частей тела, указывающих на правильное проведение концовки приёма;

 

   — на несопротивляющемся во время проведения приёма партнёре, который после выполнения приёма, подачи сигнала о болевом ощущении и ослаблении захвата делает попытку вырваться или обозначить удар;

 

   — на партнёре, сопротивляющемся не в полную силу, но не вырывающемся. В этом случае обучаемый производит усилия нужных групп мышц в нужном направлении;

 

   — на партнёре, сопротивляющемся в полную силу до обозначения проводящим удара в уязвимое место. После обозначения удара партнёр обязан расслабиться. В этом случае обучаемые, кроме изучаемых приёмов, овладевают ударами, наиболее целесообразными для нанесения в данной ситуации с последующим продолжением выполнения изучаемого приёма.

 

   Вторая — отработка приёма:

 

   — в движении, с выполнением захватов удобных для проводящего приём;

 

   — последовательно, в конкретных ситуациях благоприятных для проведения изучаемого приёма (с постепенным усложнением ситуаций).

 

   Третья — тренировка выполнения приёма в сложных условиях:

 

   — проведение приёма в парах в ситуациях, когда один нападает способом, заранее указанным руководителем занятия, другой защищается, применяя изученный приём;

 

   — то же, что в предыдущем случае, но со сменой партнёров. При этом воспитывается навык в проведении приёма против партнёров с различным ростом и весом;

 

   — проведение приёма в парах в ситуациях, когда один нападает любым способом, другой защищается с использованием изучаемого приёма. При этом воспитывается помехоустойчивый навык, обладающий пластичностью;

 

   — то же, что в предыдущем случае, но с выполнением силовых физических упражнений перед сменой партнёров. В этом случае навык воспитывается при утомлении, попутно развивается силовая выносливость.

 

   Четвёртая — комплексная тренировка в выполнении приёмов:

 

   — выполнение изученных приёмов в процессе преодоления различных полос препятствий. После преодоления каждого препятствия обучаемый выполняет приём или комбинацию приёмов, исходя из ситуаций, создаваемых партнёрами;

 

   — проведение изученных приёмов в ситуациях, когда выполняются защиты и ответные действия от нападения вооружённого ножом, палкой, ружьём, пистолетом и т.п.

 

   Третья и четвёртая стадии помогают осваивать технику с учётом тактического аспекта. Обучаемый должен знать, какие тактические задачи он сможет решать посредством изучаемых приёмов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: