Анатолий АПОСТОЛОВ,
Лауреат Международной премии
«Поэзия» в номинации «Литературная критика»
СТИХИ ОБ УТРАЧЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
(О творчестве Михаила Фридмана)
Утверждал и продолжаю утверждать: Михаил Фридман как художник высокого Слова и как Личность отличается от нас, его собратьев по перу, по многим параметрам.
Главными из них я бы назвал сверхчувствительность его души, нестандартное мышление, уникальную способность поэта видеть и понимать на грани понимания и под особым углом зрения.
Эти волшебные качества позволяют поэту Фридману пребывать в ином логическом и эмоциональном пространстве, в котором всем сердцем почти физически ощущается необратимая стрела Времени. В этой своей иной реальности, где может быть всё, за исключением того, чего не может быть, но может быть и то, что противоречит законам физики, поэт Михаил Фридман способен попасть в цель, которую никому не поразить, способен попасть в мишень, которую никто не видит.
Одной из таких незримых обывателю «мишеней» для поэта стала Легенда о Человеке, одна из самых древних и, пожалуй, самых живучих легенд человечества.
|
|
Легенда о демиурге как об утраченном универсальном моральном авторитете является стержневой темой в философско-мировоззренческой лирике Михаила Фридмана. Уже в начале «нулевых годов» поэт в мифоэпической поэме-кощуне «Анчутка» (2008), в стихотворных сборниках «Нависть» (2007), «Экс-Тракт» (2007), «Со-Бытие» (2010), «Приблизительная точность» (2010) пытается выразить драму своей эпохи через антропогоническую трагедию об идеальном человеке. В стихах последнего времени, в сборниках «Сила лёгкости», «Стальной сердечник», «Лобачетомия», «Не-Веста», «Одинночьюство», вышедших в свет в 2011 году, тема об утраченном Человеке, становится для Фридмана главной и актуальной, она как бы определяет уровень общения поэта со своими современниками, «братьями по разуму и духу». И это неспроста. Легенда о совершенном Человеке была актуальна во все времена, и она всегда, в каждой эпохе, подвергалась людьми строгой ревизии.
Легенда о демиурге, полубоге, герое-созидателе с её идеей божественности и поиска бессмертия, с её трагической неразрешимостью зла в латентном антропофаге, по сути, является величайшей драмой человечества. В ХХ веке она порождает больную философию и больные мечты о «новом человеке», о серийных биологических роботах, о «биокомпьютерах нулевого поколения», которые должны сменить уходящее в прошлое реликтовое человечество.
В любой эпохе современники на себе испытывали крах легенды о мудром демиурге и связанный с ним духовно-нравственный кризис общества. Если быть точным, то крах Легенды об идеальном космологическом человеке начался восемь тысяч лет назад, в начале мезолита, в эпоху главного героя поэмы-кощуны «Анчутка», то есть сразу же после сотворения этой легенды.
|
|
Но никогда этот крах не был таким драматическим и необратимым, как в наши дни. В считанные годы в нашей стране высокие идеалы коммунизма легко уступили место идеологии консюмеризма с его философией алчного потребления; высокий дух культурного героя окончательно рухнул в косную материю, в бездну Желудка, увяз в ней и погиб. Некогда Человек космологический, идеальный и универсальный уступил место торжествующему ничтожеству.
В российском обществе возник острый дефицит героев духа, дела и Поступка, дефицит человечности и жертвенного альтруизма. Дефицит морально-нравственных авторитетов в одночасье восполнился легионом дегенератов с амбициями царей и верховных владык, социальные паразиты возомнили себя «хозяевами жизни» и строителями «нового мира».
Человек с большой буквы, потомок богов и демиургов превратился в «проклятого, не соблюдающего божественный Закон» человечка, в биологический мусор, в число со знаком 0.
Это необратимое превращение Человека-полубога в нелепое, бессмысленное, крайне ничтожное и крайне малое существо осмысливается поэтом Фридманом как драма человечества космического масштаба. Такое бессмысленное существо не достойно любви, считает поэт и философ Михаил Фридман, ибо сегодня
…человек человеку собака,
Верен так, что способен загрызть.
Сегодня «человек – слово с маленькой буквы», духовно он – протухший продукт российского «человейника» (А.А.Зиновьев). Сегодня, по Фридману, человек – это «заговор Плюса и Минуса», который возомнил себя, чуть ли ни священным числом в ряде сакральных знаков в новой социальной среде, где знак 0 является жизнеутверждающим:
Проще всех тут живётся Нулю,
Ты-то вынесешь всё – я не вынесу,
Человек, я тебя не люблю!
Далее поэт даёт нам психосоциальный портрет современного человека, бесславно и постыдно утратившего лучшие свойства Человека космологического – Адама Кадмона как первообраза человека для духовного и материального мира:
……………………………………
Человечек, не якай, не якай!
Ты лишь пешка из чьей-то игры.
……………………………………
Поступаешь по совести редко,
Счастлив, если есть стол и кровать.
Этикет предложил этикетку:
Человеком тебя называть.
Ты живёшь гениально и просто,
Как бактерия, зверь и трава,
И тебе, как и им, светят звёзды,
Ты находишь к их воле слова.
Демиург – кем он был, я не знаю,
Андрогин или гермафродит.
Демон гордо парит надо мною,
Ангел скромно в печёнках сидит…
(«Со-Бытие», с.152-153)
Михаил Фридман прав: с таким человечком в нашем «человейнике» с его «человодами» ничего светлого и доброго не сотворишь. Легенда о Человеке приказала долго жить. Несчастен и безнадёжен народ, который остро нуждается в «культурных героях». Без их высокого духа, истиной честности ума нет нам достойной жизни. А есть горе, разрушение, гниение и смерть. Такова суть «философии Вечности» в творчестве поэта Михаила Фридмана, который сделал всё возможное, чтобы стать одним из главных и честных свидетелей нашей эпохи, нежелательным Свидетелем третьего Смутного времени на Руси.
|
|
Перечитываю очередную книгу стихов Михаила Фридмана, и перед мысленным взором возникает в мареве зноем выжженная пустыня, а по ней среди барханов чёрной змеёй вьётся огромная очередь жаждущих целовать золотые сандалии Князя Тьмы и Отца Лжи в надежде получить от него свою порцию земных благ, лёгкого успеха и сомнительных плотских утех.
Голова этой чёрной очереди скрывается за горизонтом, за горизонтом событий и наваждений. Страшная картина человеческого падения. Но почему-то не страшно, почему-то не верится в окончательную смерть Человека космологического, вечного Идеала для подражания. Совсем наоборот. Почему-то верится, очень верится, лирический герой поэта Михаила Фридмана никогда не станет в хвост этой мерзкой очереди к Лукавому. Никогда, никогда! Ни за что, ни за что! Почему? Да потому, что у поэта и его лирического героя есть волшебный ключик познания высшего Принципа Бытия:
…ключик к свободе идей,
К выбору, к совести, к явному Богу.
Время пришло мне свернуть на дорогу
Умных, свободных, несчастных людей!
2011-11-27
УЗРЕТЬ ОЧАМИ БОГА…
(Раиса Арефьева. Картины из серии «Полёт бабочки», «Семнадцать мгновений пути», 2007-10. Холст/ масло..// Каталог произведений Раисы Арефьевой «АРТ мастерская». М.: 2010.
Михаил Фридман. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ТОЧНОСТЬ. Мечты и чаяния в метафорах и звуках. М.: 2010, 159 с.)
Последние книги стихов Михаила Фридмана «Со-бытие» и «Приблизительная точность» по праву и сути своей продолжают лучшие традиции философско-бытийной лирики, которая в русской поэзии насчитывает не одно столетие.
Следовать этой традиции и продолжать её в условиях массовой атрофии души на экспериментальной площадке под названием «Pangea Ultima» становится всё труднее, ибо философию жизни с её «исторической материей» нашей жизни почти невозможно отобразить в стихах, оставаясь психически здоровым человеком. Здесь, на слишком тесной пяди «земли последней», художнику приходится постоянно сопротивляться своей эпохе. Здесь, предложенные Декартом и Кантом, приёмы рационального, классического мышления и духовного миросозерцания не работают – наша эпоха, с её множеством вопящих несовместимостей и социальных парадоксов, художественному освещению и творческому созидательному моделированию не поддаётся. Мало этого, сегодня творчество людей искусства омрачено проблемой недостаточности и несостоятельности творчества как мощного средства, влияющего на духовное возрождение падшего человека. Эпоха торжествующего монетаризма стала оскорбительно унизительной и омерзительной для пытливого и честного поэта, философа и пророка, а посему влияние тех немногих мастеров слова, кто мог бы служить нравственным камертоном, почти сведено к нулю.
|
|
Но, слава Богу, ещё не выжжены дотла райские луга русской культуры, пробивается сквозь выжженную толщу молодая поросль, и появляются те, чьё высокое слово несёт в себе дерзость неистовой сердечной безоглядности, дерзость врачующей и беспощадной как антисептик Истины.
Одним из таких благодатных живых ростков русской культуры является сегодня поэт Михаил Фридман, который через язык эмоций и метафор, через живопись слов и напевные звуки помогает читателю увидеть иные миры, принять с благодарностью идею бессмертия и
Преодолеть земное тяготение
Лишь для того, чтоб ощутить полёт…
……………………………………….
Ни сила тяжести, ни сила трения
Не смогут удержать – наоборот:
Сквозь Млечный Путь Душа прорвётся вброд,
Приняв проклятием благословение –
Преодолеть земное тяготение.
Особенно ярко философско-бытийная лирика Михаила Фридмана проявилась в оригинальном, новаторском цикле стихов «Семнадцать мгновений пути» (в сборнике «Приблизительная точность»), в своеобразных «стихотворных иллюстрациях» к религиозно-мистическим, экзотерическим живописным полотнам замечательного и разнопланового художника Раисы Арефьевой («Полёт бабочки», «Поцелуй бабочки» и «Семнадцать мгновений пути»).
Здесь мы видим Михаила Фридмана как уверенного в своих возможностях вполне зрелого поэта, который имеет дело в одном случае с неумирающей реальностью современного языка, искорёженного варваризмами, а в другом – с языком как прообразом вечности – языком эзотерическим. Поэт Фридман через язык эмоций и метафор подверг глубокому анализу и моделированию гранитную твердь бездушной эпохи здесь и студёные просторы Вселенной «там», по ту сторону полотен Раисы Арефьевой, за «горизонтом событий», где продолжают свой вечный полёт в образе неповторимых по красоте бабочек человеческие души.
Душа летела,
Беременная смыслом,
Навстречу жажде
Всевидящего ока,
К Началу – в точке света.
Удивительной по своей смелости и виртуозной по исполнению и стихотворная пьеска Михаила Фридмана, выполненная им в виде эклоги, сценка-диалог в форме венка сонетов, в котором магистральный сонет одновременно является акростихом: «Поцелуй бабочки» – так называется серия полотен Раисы Арефьевой. В этой идиллической и мистической пьеске, ярко отражающей духовный мир поэта, Михаил Фридман сумел во всей полноте отобразить чувства и настроения Раисы Арефьевой. Выразительность, экспрессия этого, не имеющего аналогов в русской поэзии, стихотворного произведения, достигнуты автором благодаря смелому применению в своём творчестве идей, методов, средств и художественных приёмов своих предшественников. Эта живая живописная словесная вязь, благозвучие, высокая философия белого стиха и трагическая печаль сонета, напевность романса и сердечный ритм триолета в сопровождении музыки земной и нездешней…
И полотна Раисы Арефьевой как окна в Явь и Навь, в «царство яблонь сказочного сада» и во Тьму над бездной, где Вечность укрощает тишину, и где души-тени опыляют Космос.
Картины как прообраз иных миров, как двери, за которыми в рассеянном холодном свете блестит дорога к Началу Начал, дорога к Богу.
Вот девочка Рая под райской яблоней тревожно и пытливо смотрит в Жизнь. Вот женщина Раиса, уже познавшая всю жестокую красоту жизни, на фоне яблони земной, в двойном автопортрете как в «обратной перспективе» пространства-времени…
Печалью вдохновлённый Созерцатель
Увидел Жизнь, точней её изнанку,
Где не попутно строчке с циферблатом –
И Прошлому Грядущее скормил.
Как в живописных полотнах Раисы Арефьевой, так и в «стихотворных иллюстрациях» Михаила Фридмана к этим полотнам основным лейтмотивом звучит идея вечности и бессмертия.
Смотрю глазами Бога
На себя со стороны:
Душа попалась
В паутину времени.
Кокон – это начало.
(Танки, с.132)
Никто не знает,
Есть ли жизнь после смерти.
Спроси бабочку.
(Хокку, с.132)
Для выражения идеи вечности в своём творчестве Михаил Фридман и Раиса Арефьева используют всё, что годится для исчерпывающего выражения своих чувств и мыслей, все хитрости и тайны своего ремесла, потому что стих и полотно долговечнее их творцов. Идея бессмертия есть прямое продолжение художественного ремесла. Этот удивительный сплав двух видов искусства основан на том, что Мастер слова черпает вдохновение в творчестве Мастера кисти и наоборот. Этот сплав, этот магический творческий кристалл есть ни что иное как музыкальная живо СЛОВО пись, симфония красок и цвета, симфония певучих слов и сладких звуков…
Через волшебство красок и цвета, через чары чарующего звука, через музыку, порождаемую песенным словом поэта, через музыку Свиридова, Сибелиуса и Грига гармонично и торжественно звучит творческий дуэт «А и Ф» ( Арефьева и Фридман). Этот дуэт помогает узреть незримое очами, объясняет и радует, заставляет верить в то, что в стране есть ещё люди, чей голос звучит как камертон, как своего рода пароль, по которому мы можем определять «своих» по духу и совести.
А.Г.Апостолов,
Член-корреспондент Международной
Кирилло-Мефодиевской академии
славянского просвещения,
член Союза писателей России.
11.11.2010.