Исследование языкового анализа и синтеза

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Обследование школьников осуществляется в два этапа.

На первом (предварительном) этапе - выявление детей, страдающих наруше­ниями чтения и письма (анали­з тетрадей детей, различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изло­жение), исследование процесса чтения).

На втором этапе - специальное об­следование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная ди­агностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.

Обследование на втором этапе проводится последующей схеме.

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

(Приведенный речевой материал рассчитан на обследование учащихся 2 класса массовой школы).

Анкетные данные

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Школа, класс.

4. Национальность, родной язык, на каком язы­ке общается в семье.

5. Приходящий или живущий в интернате.

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственни­ков нервно-психических, соматических заболева­ний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, фи­зических (особенно облучения) факторов, инфек­ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо­леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер­вую или во вторую половину беременности, симп­томов угрожающего выкидыша.

3. Протекание родов у матери (в срок, досроч­ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж­ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь­зование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов.

4. Состояние ребенка в момент рождения. На­личие травм во время родов (переломы, кровоиз­лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког­да закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у вра­чей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появ­ления гуления, лепета, характер лепета, время по­явления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились непра­вильно, характер неправильного произношения зву­ков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефект­ную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произношении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова

Назвать картинки, повторить слова разной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, рога, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, электричка, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата (челюсти, прикус, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, губы).

 

Особенности ручной и речевой моторики

1. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.

а) определение ведущей руки, ноги, глаза.

б) пробы Хэда: покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо, у напротив сидящего человека

в) оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы): соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца; вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы (остальные при этом согнуты)

г) динамическая организация движений пальцев (перебор пальцев – соединение с большим всех поочередно двумя руками; игра на рояле – от большого к мизинцу и наоборот, одной рукой, другой, потом двумя).

 

2. Исследование речевой моторики (включая мышцы лица).

 

Особенности динамической стороны речи (темп и ритм речи, употребление ударений – словесного и логического, употребление пауз в потоке речи, особенности голоса, употребление основных видов интонации, выразительность).

 

Исследование слуховой функции и восприятия речи

1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты)

2. Состояние восприятия речи (в процессе беседы).

 

Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

по звонкости-глухости, твердости-мягкости, свистящие-шипящие и т.д.

1. Повторить серию слогов (из 2 слогов, из 3 слогов: бапа, бабапа, тадата и т.д.)

2. Показать картинки (с использованием слов-квазиомонимов: коза-коса, день-тень, собор-забор).

3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами.

 

Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова.

Определить количество, последовательности и место слов в предложении (Стоят теплые деньки. Желтые листья падают на землю).

2.Слоговой анализ и синтез:

количество слогов в слове (мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее)

отобрать картинки, в названии которых 3 слога (картинки не называются)

назвать слово, предложение, произнесенное по слогам: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, кА-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га; На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.

3. Фонематический анализ

а) выделение звука на фоне слова (есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната)

б) выделение 1 звука из слова

в) последнего звука из слова

г) определение места звука в слове (начало, середина, конец)

д) определение количества звуков в слове: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, калитка, диктант.

е) определение места звука по отношению к другим звукам слова (какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход); (назови соседей звука Ш – какой звук слышится перед Ш, какой после него – кошка, смешно, ушки, солнышко).

4. Фонематический синтез

Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука (ч-а-с)

5. Фонематические представления – это умение осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: придумать слова, в которых есть звук Ш; придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков; отобрать картинки, в которых 5 звуков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: