ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Обследование школьников осуществляется в два этапа.
На первом (предварительном) этапе - выявление детей, страдающих нарушениями чтения и письма (анализ тетрадей детей, различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изложение), исследование процесса чтения).
На втором этапе - специальное обследование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.
Обследование на втором этапе проводится последующей схеме.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
(Приведенный речевой материал рассчитан на обследование учащихся 2 класса массовой школы).
Анкетные данные
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Школа, класс.
4. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье.
5. Приходящий или живущий в интернате.
Анамнез
1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.
2. Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических (особенно облучения) факторов, инфекционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, почек, токсикоза в первую или во вторую половину беременности, симптомов угрожающего выкидыша.
3. Протекание родов у матери (в срок, досрочные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.), использование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов.
4. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломы, кровоизлияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.
5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).
6. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.
Состояние звукопроизношения
Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефектную артикуляцию в различных условиях:
— при изолированном произношении звуков;
— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;
— в начале, середине и конце слов;
— во фразах;
— в тексте.
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.
Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова
Назвать картинки, повторить слова разной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, рога, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, электричка, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата (челюсти, прикус, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, губы).
Особенности ручной и речевой моторики
1. Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.
а) определение ведущей руки, ноги, глаза.
б) пробы Хэда: покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правое ухо, у напротив сидящего человека
в) оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы): соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца; вытянуть 2 и 3 пальцы, затем 2 и 5 пальцы (остальные при этом согнуты)
г) динамическая организация движений пальцев (перебор пальцев – соединение с большим всех поочередно двумя руками; игра на рояле – от большого к мизинцу и наоборот, одной рукой, другой, потом двумя).
2. Исследование речевой моторики (включая мышцы лица).
Особенности динамической стороны речи (темп и ритм речи, употребление ударений – словесного и логического, употребление пауз в потоке речи, особенности голоса, употребление основных видов интонации, выразительность).
Исследование слуховой функции и восприятия речи
1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты)
2. Состояние восприятия речи (в процессе беседы).
Исследование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
по звонкости-глухости, твердости-мягкости, свистящие-шипящие и т.д.
1. Повторить серию слогов (из 2 слогов, из 3 слогов: бапа, бабапа, тадата и т.д.)
2. Показать картинки (с использованием слов-квазиомонимов: коза-коса, день-тень, собор-забор).
3. Придумать предложения со словами-квазиомонимами.
Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ предложения на слова.
Определить количество, последовательности и место слов в предложении (Стоят теплые деньки. Желтые листья падают на землю).
2.Слоговой анализ и синтез:
количество слогов в слове (мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее)
отобрать картинки, в названии которых 3 слога (картинки не называются)
назвать слово, предложение, произнесенное по слогам: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, кА-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га; На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
3. Фонематический анализ
а) выделение звука на фоне слова (есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната)
б) выделение 1 звука из слова
в) последнего звука из слова
г) определение места звука в слове (начало, середина, конец)
д) определение количества звуков в слове: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, калитка, диктант.
е) определение места звука по отношению к другим звукам слова (какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход); (назови соседей звука Ш – какой звук слышится перед Ш, какой после него – кошка, смешно, ушки, солнышко).
4. Фонематический синтез
Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука (ч-а-с)
5. Фонематические представления – это умение осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений: придумать слова, в которых есть звук Ш; придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков; отобрать картинки, в которых 5 звуков.