Существуют некоторые особенности мотивационно-потребностной сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленным старением [Рощак, 1990]. Своеобразие личности пожилого обусловлено не столько изменениями содержания его потребностей, сколько спецификой их иерархии.
Ведущая группа потребностей включает в себя потребность избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов, а также потребность в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам).
Вторая группа — потребность в автономии, проявляющаяся в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и неприятие чужого мнения также являются проявлением потребности в автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу входят:
потребность в защите: имеется в виду потребность в защите своего «Я» от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир;
|
|
потребность в заботе о других, которая существенно значимее преобладает у женщин;
потребность во власти.
Третья группа — «подчиненные потребности»: потребность в любви, эротике, в отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям), потребность в творчестве.
Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных, когда человек радуется тому, что наконец-то он может свободно распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые его интересуют.
Личностные и поведенческие особенности в пожилом возрасте.
Н.К. Корсакова вообще подчеркивает значение позитивных тенденций в психическом функционировании пожилого человека. Учитывая разнообразие способов преодоления нарушений в работе высших психических функций при нормальном старении, можно сказать, что оно представляет собой этап индивидуального развития, требующий смены стратегий и использования относительно новых форм опосредствования психической деятельности. Если рассматривать онтогенез как проявление новообразований в психике и поведении, отсутствовавших на предшествовавших этапах развития, то о старости можно говорить как об одном из этапов онтогенеза. Эмпирические данные показывают, что в старости интеллект в большей степени направляется на саморегуляцию психической активности, чем на познание мира.
|
|
Это соответствует современному взгляду на старение не только в отрицательном аспекте - как на угасание, но и в позитивном смысле – как на возможность формирования у человека способов сохранения себя как индивида и личности в общем континууме собственного жизненного пространства.
Но в противовес пессимизму обыденных представлений о старости психологи говорят о таких своеобразных новообразованиях старческого возраста, как:
1. чувство принадлежности к группе или группам;
2. чувство, что «ты здесь дома» – личностный комфорт во взаимодействии с людьми;
3. чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;
4. вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;
5. мужество быть несовершенным – ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;
6. ощущение себя человеком – чувство, что ты часть человечества;
7. оптимизм – чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
Основные стратегии адаптации к пожилому возрасту.
М.Д.Александрова предположила, что социальная адаптация лиц старшей возрастной группы заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера [1].
Стадии социальной адаптации:
1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);
2) стадия терпимости (не хочу, но надо);
3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе);
4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа)