Развитие развлечений в IX - XIX веках

Введение

Важной частью общественной жизни являются развлечения. Через развлечения человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные или физиологические потребности, оценивает себя как личность, анализирует свою роль в различных ситуациях и социальных системах, получает заряд эмоций и острых ощущений.

Развлечения в ходе исторического процесса постоянно менялись. Во времена глобальных перемен в мире, таких как Крестовые походы, инквизиция, революции, они утихали, но все же не переставали существовать. Многие законодательные акты запрещали азартные игры, но желание народа оставалось сильнее закона, и такие игры вновь возвращались и приобретали немыслимую популярность.

Исследование процесса исторического развития развлечений необходимо по нескольким причинам. Главной из них является природное желание избежать ошибок прошлого. Недаром, как было отмечено выше, некоторые игры запрещались властными структурами, хотя не имели никакого вреда, кроме своей неимоверной популярности. Другая, не менее важная причина - изучение творческого пути человечества, тех многочисленных изменений, которое оно вносило в развлечения, до тех пор, пока они не достигли наших глаз и ушей. Эта причина носит не только историческое значение, но и просветительскую функцию. И, наконец, третья причина, по которой стоит посмотреть на развлечения с точки зрения исторического аспекта, это перспектива развития современного общества, ведь, как известно, история повторяется по спирали.



Раскрытие понятия «развлечение»

В русском языке существует много слов, которые по смыслу близки к понятию «развлечение», например, «игра», «досуг», «потеха», «забава», «веселье». В толковых словарях русского языка и энциклопедических изданиях в разных сочетаниях повторяются термины «отдых», «досуг», «свободное время», «развлечение», но, по существу, никаких различий между ними не проводится [2,с 2].

Во многих словарях «развлечение» трактуется как занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Но в философии понятие «развлечение» получило более сильный смысловой акцент. Так, эта наука дает следующее определение - это любая деятельность, предполагающая перенос духовного внимания с проблем, поставленных условиями человеческого существования. В этом смысле «развлекаться» означает «отвлекать» от жизни, или, по Паскалю, «беспрестанно чередовать игры таким образом, чтобы не оставалось пустого места». Другими словами, развлечение служит способом «маскировать тоску». [2,с 2]

Развлечения бывают индивидуальными и групповыми и различаются по количеству участников действия и степени энергозатратности. К основным характеристикам процесса развлечения относят [7]:

· добровольный выбор вида развлечений человеком;

· неограниченный перечень видов развлечений;

· предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений;

· частую смену развлечений;

· комбинирование развлечений с другими занятиями (например, развлечение и спорт);

· периодичность потребления развлечений (развлечения приурочены к жизненному циклу человека).

Таким образом, развлекательной может считаться любая деятельность, результатом осуществления которой является получение удовольствия.

 

Развитие развлечений в IX - XIX веках

Развлечение, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников.

К моменту возникновения государственности в конце IX века славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, когда крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и до нас: масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее [6, с 11].

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившие название "братчины". Такие праздники помимо развлекательной выполняли еще одну очень важную функцию - единение людей для противостояния врагам.

Одной из важных областей культуры того времени является народное музыкальное творчество. Издревле люди складывали песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. Одна из характерных особенностей старинных народных песен заключается в их устном бытовании.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Однако многие крестьянские праздники также нашли свою нишу в христианском календаре.

Со временем в праздниках и обрядах происходили изменения, но процесс этот, по крайней мере, в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год однообразно и включал определённые песни, танцы и игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра, каждая часть которой проводилась в строго определенный день.

На протяжении XVI века укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля, но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, получившее развитие в период царствования. Ивана Грозного. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг, появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий. [6, с14-15]

С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Так, в промышленном городе нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок - здесь можно встретить представителей всех сословий, различных местностей и национальностей.

В 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Кроме того, для популяризации своих преобразований Пётр I устраивал уличные маскарады, торжественные шествия (с обязательным возведением триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра. [6, c15-16]

Балаганы, качели, карусели, горки составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши.

С конца XVIII века в России стали возникать клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. [6, c17] Также развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи, публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.

 

Заключение

Через развлечения человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные или физиологические потребности, оценивает себя как личность, анализирует свою роль в различных ситуациях и социальных системах, получает заряд эмоций и острых ощущений. Поэтому все чаще и чаще развлечения выступают в качестве ведущих побудительных мотивов. К сожалению, следует заметить, что, несмотря на многообразие способов, видов и форм развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет критериев выделения сферы деятельности занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм.

Развлечение, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он восходит к периоду каменного века. Издревле люди складывали песни и напевные сказы.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

На протяжении XVI века укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси.

С конца XVIII века в России стали возникать клубные формы досугового времяпрепровождения дворян.

Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты.

В настоящее время к предприятиям  развлечений относят те предприятия, у которых ярко выражен развлекательный характер деятельности. Это могут быть разнообразные зрелищные предприятия: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, лунопарки, театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы (предприятия шоу-бизнеса). Сюда могут быть отнесены и предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также организации с целью развлечения - занятия физической культурой (например, в бассейнах, спортивных залах, клубах и пр.). С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки). Особое место среди перечисленных предприятий занимают и предприятия игорного бизнеса.

Список литературы

1) Сайт электронных словарей «Словопедия», Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф Ефремовой- http://www.slovopedia.com/15/208/1574777.html (режим доступа-свободный).

2) Захаров, А. В. Развлечение sub specia социологии / А. В. Захаров // Социологические исследования,
2008. - N 1. - С. 106-114. - Библиогр.: с. 114 (21 назв.).

3) 3) Сайт электронных словарей «Словопедия», Толковый словарь Ушакова-http://www.slovopedia.com/3/208/829097.html   (режим доступа-свободный)

4)  Сайт электронных словарей «Словопедия», Толковый словарь русского языка (ОжеговС., Шведова Н.) http://www.slovopedia.com/4/208/668736.html (режим доступа-свободный)

5) Сайт электронных словарей «Словопедия»,Словарь русских синонимов-http://www.slovopedia.com/11/208/996359.html (режим доступа- свободный) 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: