Анализ полученных результатов по методике измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора) показал, что среди опрошенных подростков 15-16 лет высокий уровень тревожности наблюдается у 20% от числа испытуемых (смотри рисунок №1).
Рисунок 1 - Показатели уровня тревожности у подростков
Для таких подростков характерным является страх перед учителем, внезапно развивающиеся заболевания, внутренний конфликт ребенка между противоречивыми требованиями дома и в школе, нервность и агрессивность ребенка, подростки часто переживают из-за своей «непохожести» на сверстников, в поведении проявляется агрессивность. Так же не редко у подростков встречаются депрессивные состояния, у них нет уверенности в себе, на все требования к себе реагируют отрицательно. Для тревожных подростков характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
|
|
Средний уровень тревожности наблюдается у половины испытуемых; низкий уровень тревожности наблюдается у 30% от числа испытуемых. Смотри рис 1. Для низкотревожных подростков характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.
Таким образом, анализ полученных результатов позволили нам разделить испытуемых на 3 группы: подростки с высоким, средним и низким уровнем тревожности. Результаты наглядно представлены на рисунке 1
Анализ полученных результатов по методике исследования склонности к риску (опросник А.Г. Шмелева) показал, что среди опрошенных подростков 15-16 лет высокий уровень склонности к риску наблюдается у 12 испытуемых - 28,4 балла. Для таких подростков характерно отстаивание своих идей, они не обращают внимания на реакцию других, ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, допускают для себя возможность ошибок и провалов, любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению, не слишком озабочены, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение, предпочитают иметь шанс рискнуть, чтобы узнать что из этого получится.
|
|
Средний уровень склонности к риску наблюдается у 24 испытуемых - 31 балл. Низкий уровень у 4 испытуемых - 3,2 балла (смотри рисунок №2). Такие подростки, как правило, не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, не предпочитают отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, провалов, легко поддаются чужому мнению.
Таким образом, анализ полученных результатов позволил нам определить склонность к риску среди 40 опрошенных подростков 15-16 лет. Результаты наглядно представлены на рисунке №2.
Рисунок 2 - показатели уровня склонности к риску у подростков.
Так, в следующей таблице представлены данные по выраженности склонности к риску у подростков с разным уровнем тревожности.
Таблица 1 - выраженность склонности к риску у подростков с разным уровнем тревожности
Группа | Максимальный балл | Среднее значение в группе, баллов |
I группа | 20 | 3,85 |
II группа | 8,05 | |
III группа | 16,5 |
Как видно из полученных результатов, более всего склонность к риску выражена в III группе (среднее значение - 16,5 балл), затем по выраженности следует II группа (8,5 баллов) и меньше всего уровень склонности к риску в I группе (3,285 баллов).
Это означает, что для подростков с высокой склонностью к риску (III группа) в большей степени, чем для других групп испытуемых, характерно отстаивание своих идей. Они не обращают внимания на реакцию других, ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, допускают для себя возможность ошибок и провалов, любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению, не слишком озабочены.
Подростки I группы (низкий уровень склонности к риску) напротив, не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, не предпочитают отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, провалов, легко поддаются чужому мнению.
При сравнении трех групп подростков с применением однофакторного дисперсионного анализа ANOVA (см. Приложение Г) мы обнаружили значимые различий в выраженности склонности к риску (р***=0,05). Склонность к риску более всего выражена у подростков III группы. Низкие значения признака наблюдаются у подростков I и II группы. Подростки III группы, как мы указали ранее, не обращают внимания на реакцию других, ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, чем подростки I и II группы, которые не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, не предпочитают отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, провалов, легко поддаются чужому мнению.
Таким образом, мы обнаружили, что у подростков I группы (высоко тревожные подростки) уровень склонности к риску ниже, чем у подростков I и III группы. Гипотеза о том, что у подростков с высоким уровнем тревожности, склонность к риску ниже, чем у подростков со средним и низким уровнем тревожности нашла свое подтверждение.
Заключение
На основе изучения психологической литературы мы пришли к выводу, что понятие риска можно определить как ситуативную характеристику деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха.
Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском.
Также мы выясни, что специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте заключается в страхе «быть не собой», как реакции на угрозу изменения, отторжения и потери «я». Это часто возникает вследствие попыток родителей с гиперсоциальными, а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертами характера, односторонне навязать детям и, особенно подросткам, свой образ мышления, действий и поступков без учета реальных обстоятельств.
|
|
Многие люди испытывают тревогу, идя на непривычный риск. Как показывает анализ литературы, субъекты с внутренним локусом контроля склонны испытывать повышенную тревожность
В рамках нашей курсовой работы мы провели исследование, нацеленное выявить склонность к риску у подростков с разным уровнем тревожности. Полученные результаты позволили нам разделить испытуемых на 3 группы (по уровню проявления тревожности - высокая тревожность, средняя и низкая).
Из полученных результатов видно, что более всего склонность к риску выражена в III группе (низко тревожные подростки), затем по выраженности следует II группа (средне тревожные подростки) и меньше всего уровень склонности к риску в I группе (высоко тревожные подростки).
Это означает, что для подростков с высокой склонностью к риску (III группа) в большей степени, чем для других групп испытуемых, характерно отстаивание своих идей. Они не обращают внимания на реакцию других, ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, допускают для себя возможность ошибок и провалов, любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению, не слишком озабочены.
Подростки II группы в меньшей степени проявляют признаки рискованного поведения.
Подростки I группы напротив, не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, не предпочитают отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, провалов, легко поддаются чужому мнению.
Склонность к риску более всего выражена у подростков III группы. Низкие значения признака наблюдаются у подростков I и II группы.
Таким образом, мы обнаружили, что у подростков I группы (высоко тревожные подростки) уровень склонности к риску ниже, чем у подростков II и III группы. Гипотеза о том, что у подростков с высоким уровнем тревожности, склонность к риску ниже, чем у подростков со средним и низким уровнем тревожности нашла свое подтверждение.
|
|
риск склонность подростковый тревожность
Список литературы
1. Вачков, И. Тревожность, тревога, страх [текст]: учеб. для вузов / И. Вачков. - М.: 2004. - №8.
2. Дубровина, Т.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [текст]: монография / Т.В. Дубровина. М.: Академия, 1987. - 225 с.
3. Захаров, А.И. Неврозы у детей [текст]: учеб. для вузов / А.И. Захаров. СПб., 1996.
4. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений [текст]: монография/ Ю. Козелецкий. М.: Прогресс, 1979. - 504 с.
. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску [текст]: монография/ Т.В. Корнилова. М.: Институт психологии РАН, 1997.
. Котик, М.А. Психология и безопасность [текст]: учеб. для вузов / М.А. Котик. СПб., 1998
. Кочубей Б. Лики и маски тревоги [текст]: учеб. для вузов/ Б. Кочубей, Е. Новикова - М.: - 1990. - №6.
. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст]: учеб. для вузов/ Н.Д. Левитов. М.: - 1963.
. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей [текст]: учеб. для вузов/ Л.В. Макшанцева. - 1998. - №2.
10. Мэй, Р. Проблема тревоги [текст]: учеб. для вузов / Р. Мэй. Пер с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
11. Немов, Р.С. Психология [текст]: учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведениеВ 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики.
12. Петровский, А.В. К пониманию личности в психологии [текст]: учеб. для вузов/ А.В. Петровский. М.: 1981. №2.
13. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [текст]: монография/ А.М. Прихожан. Психологическая наука и образование. №2. 1998.
14. Психологический словарь [текст]: Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
15. Психология современного подростка [текст]: Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987. - 246 с.
16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [текст]: учебное пособие в двух книгах Книга 1/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС. 1999. - 152 с.
. Солнцева, Г.Н. Психолог. Содержание понятия риск [текст]: учеб. для вузов/ ж. Вестник МГУ. Серия 14. №2, 1999 г.
18. Спилберг, Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги [текст]: монография/ Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.
19. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников[текст]: учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. - 3 изд., переаб. и доп./ В.Г. Степанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
. Хорни, К. Тревожность. [текст]: собр. соч. в 3 томах. / К. Хорни. М.: Смысл, 1997. Т.2. 180 с.
. Хрипкова, А.Г. Мир детства: подросток [текст]: монография/ А.Г. Хрипкова. - М.: 1989. - 320 с
22. Яницкий, О.Н. Социология риска: ключевые идеи [текст]: учеб. для вузов/ О.Н. Яницкий. Мир России. 2003. №1