Содержание игр современного дошкольника как отражение детской субкультуры

 

Исследования Т.И.Бабаевой, О.В. Солнцевой, Р.И.Яфизовой

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывает, что все они играют с радостью, во время игры преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети много улыбаются, заинтересованы и активны.

Современные дошкольники любят самые разнообразные игры, среди которых трудно выделить лидирующие. Это и подвижные игры («Догонялки», «Волейбол», «Прятки», «Любим поскакать» и т. д.), и настольно-печатные игры («Домино», «Мозаика», «Лото», «Шашки», «Карты» и т. д.). Привлекают внимание детей компьютерные игры (стрелялки, «Мортал Комбат», «Искатель сокровищ», «Гарри Поттер», игры с роботами).

Дети играют в разнообразные сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Война», «Крутые человечки», «Парикмахерская», «Кафе»). Но традиционно любимая детьми сюжетно-ролевая игра оказывается в старшем дошкольном возрасте на последнем по популярности месте. И это связано не только с естественным взрослением детей, но и с недостатком игрового опыта. В детском саду у детей все меньше времени для игры, это отмечают и сами дошкольники: «А когда нам играть-то. Только начнешь, идти надо, то на занятие, то на прогулку, то домой».

Мальчики любят игры «Роботы-трансформеры», «Диджет», «Корабль», «Клад», «Полиция». Богатый материал для построения этих сюжетов берется из мультфильмов, компьютерных игр и является для детей привлекательным, так как он связан с яркими эмоциональными переживаниями. Часто мальчики называют в качестве своих любимых игр разного рода «войнушки», игры с машинками, пистолетами, трансформерами. Таким образом, именно игры мальчиков подверглись большему изменению на рубеже веков.

Большой популярностью у мальчиков пользуются игры с конструкторами и строительными материалами. Например, Женя (5 с половиной лет) рассуждает так: «Я люблю играть в строительство. Люблю строить гаражи для машин, замки, и еще люблю играть с машинками, когда построю домики. В город люблю играть. Ну, дороги, ГАИ, аптека…».

На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как «Мама», «Сестра», «Подруга», «Маленькая доченька», «Врач», «Парикмахер», «Воспитатель», «Учитель», «Телеведущая», «Принцесса». Например, Настя (6 с половиной лет) рассуждает так: «Я обожаю представлять себя кем-нибудь из сказки или фильма. Все девочки это любят, представляют себя золушками или принцессами…» [19, с. 158]. Остаются любимыми и роли животных «Собачка», «Котеночек», «Медведиха», «Мама-кенгуриха». Девочки любят игры с куклой Барби, которая, как правило, включает элементы режиссерской игры. В таких играх находят отражение прочитанные сказки, фильмы. Барби является олицетворением принцесс и, одновременно, воинственных и красивых героинь (Зена, Сейлормун).

Мальчики также называют в качестве любимых ролей семейно-бытовые: «Папа», «Сын», «Брат». К старшему дошкольному возрасту предпочтение отдается таким ролям, как «Полицейский», «Военный», «Водитель», «Бандит», «Вор», «Охотник за приведением», «Приведение», «Человек-паук». Часто в старшем дошкольном возрасте дети отождествляют себя с героями из боевиков — с Джеки Чаном, Брюсом Ли. Как и у девочек на протяжении дошкольного детства у мальчиков сохраняются роли героев-животных. Например, мама прочитала Артему (6 лет) сказку про Маугли, и на следующий день на прогулке дети развернули игру в джунгли, в которой фигурировали медведь Балу, обезьянки, Маугли. Игра заключалась в том, что дети искали на участке город обезьян.

На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние происходящее в окружающей действительности. Дети старшего дошкольного возраста играют в заложников и спасателей, в шоу «Народный артист», «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе, на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Новый русский», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег, жестокое обращение взрослых с детьми в семье, элементы насилия, заимствованные с телеэкрана).

Существует неоднозначное отношение мира взрослых к играм современных детей, проявляющее в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Анализируя выбор сюжетов и ролей нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочка старшего дошкольного возраста интересуется волшебными историями, сказками, главная героиня которых — красавица, царевна, принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называются «архетипическими». Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и параллельно осознаются в играх.

У мальчиков сюжеты игр иные — в них находит отражение типичная для волшебной истории или сказки последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают машинки и пластмассовые пистолеты.

Педагогу необходимо считаться с архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают ребенку осознать свои возможности, свои идеальные женские или мужские качества.

У дошкольников XXI-го века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек-паук, Геракл, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном, зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников, что и приводит к подобным предпочтениям и определенной стереотипизации образов. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: «Барби и Кен», «Рекс и Мухтар приходят на помощь», «Доктор», «Семья в кафе», «Человек-паук», «Парикмахерская».

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой: «Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку». Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх: «Придумываю игры с компьютером», «Придумал парк Юрского периода».

Особое место в детских играх сегодня занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка — явный признак нашего времени. В числе знакомых и используемых в играх дети называют: Барби, Глюкозку, телепузиков, Шрека, рейнджеров, Лило и Стича, покемонов, трансформеров, роботов, биоников. Однако для большинства детей все-таки любимыми остаются традиционные игрушки (пупсы, машинки, мягкие игрушки, паровозики, обычные куклы).

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным. Более того, вышеназванные игрушки выпускаются сериями, имеют массу разновидностей, и это побуждает детей их просто собирать и гордиться этим. Причину того, что дети не умеют творчески играть с игрушками нового поколения, мы видим еще и в том, что дети используют готовые сюжеты, почерпнутые из телепередач (мультсериалы «Покемоны» и «Скуби Ду», детская программа «Телепузики» и т. д.) и красочных книг об одноименных героях.

Самая предпочитаемая игра с игрушками нового поколения у девочек — «Барби и Кен», где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для «мира Барби» атрибуты — мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, несмотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения (кроме куклы Барби) девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя (например, Кристина А. в игре «Рейнджеры» постоянно всех спасала, вступая в бой с воображаемыми героями. Ее трансформер с возмущением отказался от предложения куклы Барби посетить их уютный дом).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: