История возникновения проектной деятельности в мировом и отечественном образовании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Актуальные проблемы методики преподавания математики в начальных классах»

На тему:

«Проектная деятельность младших школьников при изучении геометрического материала»

Выполнила:

студентка 4 курса

группы НО-116

очной формы обучения

Кубасова Анна Анатольевна

Научный руководитель:

Ст.преп. каф.ППДНО

Болотова Татьяна Владимировна

 

Владимир 2020 г.


Содержание

Метод проектов в условиях реализации ФГОС НОО……….

История возникновения проектной деятельности в мировом и отечественном образовании………

Сущность понятий «проект» и «проектная деятельность». Преимущества метода проектов. ………

Классификации проектов в образовательной деятельности…..

Особенности применения метода проектов в начальной школе….

Методика организации проектной деятельности в начальной школе….

Описание проектов, которые можно использовать при изучении геометрического материала в начальной школе

Анализ учебников математики различных учебно-методических комплексов…

Вывод…

Список литературы..

 

 


Метод проектов в условиях реализации ФГОС НОО.

    Интенсивное развитие современного общества и технологий требует внедрения новых способов образования. Цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием определяют Федеральные государственные стандарты.

    Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к

обучающемуся приоритетной  задачей образования становится формирование умения учиться. Данный процесс охватывает все ступени образования в школе, однако основы закладываются в период обучения в начальных классах.

    Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

- формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и учебно-исследовательской деятельности [1, с. 5].

    ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик

выпускника начальной школы: любознательный, владеющий основами умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, способный к организации собственной деятельности, способный самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения [2, с. 6].

    В целях обеспечения реализации ФГОС НОО в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений создаются все условия, обеспечивающие возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных и информационных технологий [1, с. 14].

    Поэтому все более актуальным становится внедрение в образовательный процесс новых приемов и методов обучения.

    Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) — это один из методов обучения, основанный на мотивационном достижении сознательно поставленной цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, то есть созданием творческого продукта через выполнение последовательных действий.

История возникновения проектной деятельности в мировом и отечественном образовании

    Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно условно разделить на пять этапов:

· 1590 – 1765 гг.: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы;

· 1765 – 1880 гг.: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент;

· 1880 – 1915 гг.: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах;

· 1915–1965 гг.: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу;

· 1965 г. – по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, волна его международного распространения в образовании [5, с. 16].

    Опишем первый этап становления метода проектов.

    Метод проектов появился ещё в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Под проектом понималось задание, самостоятельно выполненное студентами, на основе результатов которого лучшие авторы могли быть зачислены в мастер – классы.

    Рассмотрим второй этап становления проектной деятельности.

     Метод проектов, как метод деятельностного обучения возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики» (направление, выступавшее за практическую направленность воспитания, обучение посредством активной деятельности ребенка), основоположником которой был американский философ Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Основная идея, закладываемая в метод автором  – обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

    Одним из путей внедрения идей Дьюи стало школьное обучение по «методу проектов». С этим событием связан третий этап становления проектной деятельности.  Дети выполняли «проекты» – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная же идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся, как правило, реализовывалась.

    Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

    Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в различных учебных заведениях его учениками и последователями.       

    Вильям Килпатрик, ученик Дж. Дьюи, взялся за теоретическое осмысление и описание метода проектов в 1918 г. В. Килпатрик, как и его учитель, отмечал, что дети должны получать знания и приобретать необходимый опыт при решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях.  В отличии от Дж. Дьюи, В. Килпатрик был убежден, что выполнение действия, к которому у ученика есть наклонность, приносит ему больше удовлетворения, чем выполнение действия, которое ему не нравится и которое он выполняет по принуждению. Из этого утверждения ученый сделал заключение, что психология ребёнка, его желания, наклонности должны играть решающую роль в учебном процессе.

    Таким образом, В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». Его типология проектов относилась практически к любой области: от построения механизмов до решения математических задач, изучения французских слов, наблюдений за солнечным закатом или прослушивания сонаты Бетховена. В отличие от своих предшественников В. Килпатрик не связывал проект с какой-то конкретной предметной областью. По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Только тогда, когда ученики могут демонстрировать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно судить о результатах.

     Данная концепция быстро распространилась среди учителей американских школ. Однако Дж. Дьюи, учитель и друг В. Килпатрика, подверг его концепцию резкой критике. Главное возражение Дж. Дьюи было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность. Ученики, по мнению Дж. Дьюи, не могут обходиться без помощи учителя. С точки зрения Дж. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся. Дж. Дьюи критиковал и определение метода проектов, данное В. Килпатриком, обращая внимание на то, что замысел часто возникает импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за сложности, недостатка знаний у учащихся. Только если учитель убеждает учеников в необходимости пройти полный цикл «думания» – от выявления противоречий, проблем, через разработку плана действий для решения проблем, они могут обогатить собственный опыт и получить нужные знания. По мнению Дж. Дьюи, все методы обучения базируются на научном знании и педагогическом опыте.

    В отличие от В. Килпатрика, Дж. Дьюи подчёркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере освоили этот метод. Действительно, учащиеся иногда преувеличивают свои возможности и выбирают замысел проекта, который им не под силу. Но умению ограничивать свои импульсивные желания, объективно оценивать свои возможности тоже полезно учиться. Таким образом, понимание Дж. Дьюи метода проектов принципиально отличалось от понимания его ученика - В. Килпатрика. Дж. Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он рассматривал метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения [3, c.15].

    С 1920 года метод проектов активно внедрялся в практику на научной основе. Этот период можно считать началом четвертого этапа становления метода проекта. В данный период происходило переосмысление идей и использование некоторых из них в качестве компонентов новых методов и форм обучения.

    Американская учительница Елена Паркхерст выдвигала основной идеей свободу для ребенка при выполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее к получению результата. Она создала новый метод обучения – «Дальтон-план». Он основывался на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента: дом - основное место ученика в школе; задания - даются ученику для выполнения за определенный срок; лаборатория - место, где ученики могли получить консультации у учителей-предметников.

    Американский ученый Карлтон Уошбёрн автор школы в деревне Виннетке (США), основывал обучение на реальной жизни, в которой учащиеся пользовались комплексами и лабораториями. Виннетка-план - система индивидуализированного обучения. Основатель плана пытался одновременно индивидуализировать темп и содержание обучения. В первой половине дня учащиеся самостоятельно прорабатывали учебный материал, а во второй половине обучение сопровождалось групповой деятельностью, которая приучала учеников к труду. На групповые проекты учащимся отводилось по 2 часа ежедневно в течение 1-4,5 месяцев. Ученики за это время ставили спектакли, музыкальные представления, работали в кооперативах.

    Постепенно интерес к учениям о методе проекта переносятся в Европу.  В Англии Рассел Бертран с открывает школу Бекон Хилл. Школа была направлена преимущественно на проблемных детей младшего возраста. Практиковалось свободное воспитание и безотметочная система обучения.

    В первой половине XX века немец Питер Петерсен представил педагогической общественности оригинальную концепцию школы «Йен-план». Учебный материал основан на индивидуальных способностях, учащихся и их интересах. Идея разработаная Дж. Дьюи. В основу Йен-плана входило научить детей уважению к личности, свободе и самостоятельности детей и их взаимозависимости в жизни, учебе, труде. Классы заменялись группами, которые делились по возрасту. Учащиеся старших групп выступали помощниками для младших. Обучение строилось на индивидуальном продвижении ученика с возможностью перехода из одной группы в другую, выполнение индивидуальных и групповых проектов и заданий, сочетание самостоятельной работы и взаимопомощь в группе. Урок заменялся на различные виды учебной работы. Ученики работали над заданиями-проектами, результатом которых становились какие-либо экспозиции, модели, учебные игры и т.д. Каждую неделю в школе подводились итоги, отчетные выставки и различные общешкольные собрания и сборы.

    В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х гг. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать русского и советского педагога Павла Петровича Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог Станислав Теофилович Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

    Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать метод проектов в практике преподавания. Однако так как первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века, то многие из них получили политическую окраску. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу. В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. Но в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден и запрещен [4, с. 84].

    Во всем мире с 30-х по 60-е годы о методе проектов практически молчали, в литературе по этому вопросу данные отсутствуют. Возможно им и пользовались педагоги и учителя, но никакой информации не обнаружено.

    Повторный интерес к методу проектов возник в 1960-е годы XX века. Это пятый и последний на сегодняшний день этап становления проектной деятельности. Учителя вновь начинают прибегать к данному методу. Постепенно ослабевает социальная значимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностное участие в работе. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование.

    В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании берет начало «проективность», в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику.

    В 1987 году в США возникает «Школа без стен», то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельность школы базировалась на методе проектов и предусматривала продуктивное обучение

    В СССР в 60-е годы XX века основной идеей Леонида Владимировича Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.

    В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л.С. Выготский и его последователи. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия. Школьники учатся решать большое количество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей.

     В 70-80-х годах XX века в педагогике появился большой отряд педагогов-новаторов. Они выступали под девизом: Творчество учителя - творчество ученика. Они считали, что главными признаками истинного учителя является заинтересованность предметом, способность провести урок с максимальным участием учеников в нем, умение любить и уважать личность ученика. Педагоги-новаторы начали развитие направления педагогика сотрудничества, которое строилось на воспитательном подходе к обучению. Педагоги-новаторы были убеждены что, определять ребенка необходимо по его отношению к людям, жизненным ценностям, моральным качествам, отношению к труду, а не по его знаниям.

    Педагог-новатор Виктор Федорович  Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности и учебе. Для этого В.Ф. Шаталов предельно ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того, как ученики в достаточной степени овладевали материалом, они самостоятельно могли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки.

    Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».

    На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации [10, c.260]..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: