Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
1) местные Советы депутатов;
2) исполнительные и распорядительные органы;
3) органы территориального общественного самоуправления;
4) местные референдумы;
5) собрания;
6) другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
1) областных,
2) районных,
3) городских,
4) поселковых,
5) сельских исполнительных комитетов,
6) местных администраций.
Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Система местного самоуправления включает:
1) местные Советы депутатов;
2) органы территориального общественного самоуправления:
3) советы и комитеты:
4) микрорайонов;
5) жилищных комплексов;
6) домовые;
7) уличные;
8) квартальные;
9) поселковые;
10) сельские комитеты;
11) другие органы, в том числе единоличные.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местных референдумов.
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:
¾ первичный;
¾ базовый;
¾ областной.
К первичному территориальному уровню относятся Советы:
¾ сельские;
¾ поселковые;
¾ городские (городов районного подчинения).
К базовому территориальному уровню относятся Советы:
¾ городские (городов областного подчинения);
¾ районные.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).
Исполкомы подразделяются на три уровня:
¾ первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
¾ базовый (городские (городов областного подчинения), районные);
¾ областной.
В состав исполкома входят:
¾ председатель;
¾ заместители (заместитель) председателя;
¾ управляющий делами (секретарь);
¾ члены исполкома.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.
В компетенцию исполнительного комитета входит:
1) разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;
2) разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;
3) обеспечение на соответствующей территории соблюдения:
4) Конституции Республики Беларусь;
5) законов Республики Беларусь;
6) актов Президента Республики Беларусь;
7) решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
8) организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;
9) принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
10) распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
11) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;
12) согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
13) осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;
14) решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющиеобязательную силу на соответствующей территории.
Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.
Решенияместных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:
¾ соответствующими Советами депутатов;
¾ вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;
¾ Президентом Республики Беларусь.