Организация местного самоуправления

Судебная система Российской Федерации.

Система федеральной исполнительной власти.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Деятельность Правительства регламентирована Конституцией, а также специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997№2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации — Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Главы иных федеральных органов исполнительной власти в состав Правительства не входят. Для решения текущих вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной Политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- осуществляет иные полномочия.

Правительство издает постановления и распоряжения. В форме постановлений, как правило, издаются решения.

Правительства, носящие нормативный характер, т. е. обязательные для всех. Большая часть распоряжений Правительства нормативного характера не носит, они издаются по внутренним, текущим вопросам, однако встречаются и распоряжения, содержащие нормативные положения.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ, т. е. 4 года. Отставка — досрочное прекращение полномочий Правительства — возможна в следующих случаях:

1) по собственному решению Правительства, В этом случае отставка принимается или отклоняется Президентом;

2) по инициативе Президента;

3) в случае выражения недоверия Государственной Думой Правительству РФ;

4) в случае если само Правительство поставит вопрос Государственной Думе о доверии.

Кроме Правительства в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правовые основы судебной системы Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 125 — 128) и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации".

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную системуРоссийской, Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Рассмотрим подробнее каждое звено судебной системы:

Конституционный Суд РФ — высший судебный орган конституционного контроля, разрешающий дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, изданных на территории РФ, конституционно-правовых договоров и соглашений, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Федеральные суды общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны все дела по гражданским, уголовным, административным и иным делам, если хотя бы одной из сторон спора является гражданин — физическое лицо.

Возглавляет систему Федеральных судов Верховный Суд РФ высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам.

Верховные суды субъектов РФ являются вышестоящей инстанцией для районных судов, которые в свою очередь надзирают за мировыми судьями, действующими на территории соответствующего района.

Военные суды создаются по месту дислокации войск и флотов.

Федеральные арбитражные суды являются органами по разрешению экономических споров. В этих судах рассматривают споры между юридическими лицами.

Федеральные арбитражные суды состоят из:

Высшего Арбитражного Суда РФ;

Федеральных арбитражных судов округов. В системе арбитражного судопроизводства вся Россия поделена на 10 судебных округов;

Арбитражных судов субъектов РФ. Судами субъекта РФ являются: Конституционный (в республиках), уставный (в иных субъектах) суд субъекта РФ; мировые судьи.

В федеративном государстве выделяются три уровня власти — центральная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная власть. Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Деятельность местного самоуправления регламентирована Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ целью местного самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Местные власти не могут самостоятельно изменить территорию муниципального образования. Это является прерогативой органов государственной власти субъектов Федерации. Но эти органы не могут изменить границ местной территории без учета мнения населения.

Необходимым условием для осуществления местного самоуправления является наличие Устава муниципального образования. В уставе закрепляются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий органов местного самоуправления; другие вопросы.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в двух формах: непосредственно (выборы, местный референдум, сходы граждан) и через органы местного самоуправления.

Муниципальные выборы — это выборы депутатов в представительный орган местного самоуправления. Муниципальные выборы проводятся в соответствии с общими принципами избирательного права, их порядок определяется законами субъектов РФ.

Местный референдум — это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или местного значения. Для реализации решения требуется издание специального нормативного акта, который обязан принять орган местного самоуправления.

Органы местного самоуправления избираются населением путем прямых выборов при тайном голосовании. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется Уставом. Уставом может быть также предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава может избираться как гражданами, так и представительным органом из своего состава.

В компетенцию органов местного самоуправления входят управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка, а также иные вопросы местного значения.

К иным вопросам местного значения можно отнести: обеспечение комплексного развития территории муниципального образования, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных услугах, коммунально-бытовые работы и другие жизненно важные услуги.

Для реализации указанных полномочий предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей им материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству, т. е. соответствующие государственные органы вправе давать указания местным органам, а последние обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, что означает право органа местного самоуправления обратиться с иском в суд в случае, если государственные органы или должностные лица устанавливают препятствия для самостоятельного и независимого осуществления органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Важной гарантией, направленной на защиту экономической основы местного самоуправления, является предусмотренная Конституцией РФ обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправления. Такой запрет обусловлен организационной самостоятельностью и обособленностью местного самоуправления.


Тема 9: Основы гражданского права

Основные вопросы:

1. Понятие и предмет гражданского права

2. Принципы гражданского права

3. Система гражданского права

4. Источники гражданского права

5. Понятие и виды гражданских правоотношений

6. Субъекты гражданского правоотношения

7. Объект гражданского правоотношения

8. Основания гражданских правоотношений

9. Правоспособность и дееспособность граждан

10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

11. Опека и попечительство

12. Признаки, индивидуализирующие гражданина

13. Безвестное отсутствие

14. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно отсутствующим или умершим

15. Понятие и признаки юридического лица

16. Индивидуализация юридического лица

17. Правоспособность и дееспособность юридического лица

18. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы

19. Прекращение деятельности юридических лиц

20. Классификация юридических лиц

21. Понятие и сроки исковой давности

22. Порядок исчисления сроков исковой давности

23. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности

24. Понятие и содержание права собственности

25. Сделки. Представительство и доверенность

26. Обязательства в гражданском праве

27. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: