Развитие собственного достоинства по мнению специалистов является важнейшим условием собственно личностного развития человека в труде.
Понятие «значимость труда» рассматривается как: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой деятельности.
О сновные признаки значимости труда:
1. Субъективное понимание, представление о труде.
2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух типов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд
как основа жизни и основа «восприятия собственной личности».
Важно еще установить, как конкретный человек воспринимает
значимость труда в своей жизни.
3. Мотивационные компоненты труда: положе
ние и престиж профессии; необходимый доход; обеспечение занятости; интересные социальные контакты; хороший способ служения обществу; интересное содержание труда; удовлетворение |
от труда, техника безопасности; сочетание тре-
бований деятельности и соответствующей им квалификации; хорошая оплата; хороший социально-психологический климат; хорошие физические условия; автономность (независимость) работника.
В итоге выделяются две группы характеристик: 1) «разумное объяснение» труда в целом (основано на понимании значимости труда); 2) «предпочтительность» отдельных сторон труда (отражает более конкретные и частные требования к труду).
4. Динамические взаимодействия и их роль в понимании значимости труда.
Концепция смысла труда рассматривается как система взаимодействующих характеристик, а не как перечень независимых величин. Например, за очень хороший заработок можно и автономностью заплатить.
Система внешних и внутренних мотивационных факторов труда.
Внешние мотивационные факторы:
факторы давления — рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);
факторы инерции — стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).
72
Внутренние мотивационные факторы:
собственные мотивационные факторы профессии — предмет труда; процесс труда (привлекательный—непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие—однообразие деятельности, детерминированность—случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный—коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); результаты труда;
условия труда — физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность—подчиненность, объективность—субъективность в оценке труда); социальные условия (трудность—легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный—ограниченный режим; социальный микроклимат);
возможности для реализации внепрофессиональных целей — возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
Удовлетворенности трудом и смысл (осмысленность) труда. К. приводит пример бессмысленности труда: представим, что человеку предлагается высокооплачиваемая работа, например копать яму, но с условием, что эту яму ему самому нужно будет каждый вечер закапывать. Вопрос: будет ли человек удовлетворен своим трудом? Вероятно, поначалу такое предложение «заинтересует» многих, но если представить, что будет потом, как к такому работнику начнут относиться окружающие и т. п. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает осознание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения — это связано с проблемой миссии своей профессии, своей фирмы); осознание качества своего труда (благодарность потребителей и т.п.); все большую роль играет также бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда) и др.
73
|
~ч,
|
75 |
М.Аргайл [2, с. 71—72] выделяет следующие факторы удов летворенности трудом:
Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те люди, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными (по данным исследований). Мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными, чем женщины. Люди образованные, квалифицированные, более старшего возраста высказывают меньшую удовлетворенность своим заработком. Часто свой заработок сравнивается с прежними доходами (в условиях постоянной инфляции эти сравнения не очень приятны).
Отношения с сотрудниками, прежде всего, - ожидание помощи в достижении совместных целей.
Отношения с руководством. Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда. Исследования показывают, что роль руководителей в преодолении трудностей на работе оценивается даже выше, чем роль сослуживцев и супругов.
Возможности продвижения по службе. Достижение и признание, зарплата и служебный статус – основные источники
повышения трудовой мотивации и удовлетворенности трудом.
Пути повышения внешней трудовой мотивации.
требования к заданиям должны быть значимыми, понятными,
обеспечивать обратную связь с руководителем. Организация труда должна способствовать достижению цели,
обеспечивать соответствующую поддержку и контакты, создавать
возможности обучения и получения необходимой информации.Справедливая оплата, корректное поведение персонала, эстетическая привлекательность обстановки.
1. Повышение внутренней мотивации работника предполагает: ответственность самого работника, свободу его действий,
участие работника в планировании (особенно при разработке и
внедрении инноваций).
2. Монотонный труд необходимо компенсировать разнообразием
способов выполнения, темпом выполнения задания (определяе
мым самим работником), местом (условиями) работы.
3. Квалификация, образование работника должны соответствовать уровню сложности заданий.Работнику необходимо предоставить необходимую информацию, права и полномочия для выполнения задания.
4. Оплата должна соответствовать ожиданиям работников. Со
ответственно сами эти ожидания должны исследоваться, специ
ально формироваться (в сторону их адекватности затраченному
труду и квалификации). Как отмечает К. Замфир, «один из эф
фективных методов гуманизации труда на предприятиях — обога
щение знаний каждого о самом себе и других».