ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ И ПИТАНИЕ
План:
1. Формирование системы пищеварения.
2. Возрастные особенности пищеварения в полости рта, желудке и кишечнике.
3. Нормы и режимы питания детей разного возраста.
Формирование системы пищеварения начинается на 3-4 неделе эмбрионального периода образования первичной кишки. На 4-5 неделе формируется ротовое отверстие и клоачное. К концу второго месяца выделяются пищевод, желудок и кишечник. В дальнейшем формируется секреторный аппарат. Пищеварительный канал начинает функционировать еще в периоде внутриутробного развития.
Система органов пищеварения делится на 4 отдела:
1. Воспринимающий и проводящий (ротовая полость, глотка и пищевод);
2. Задерживающий (желудок);
3. Всасывающий (тонкий кишечник);
4. Изгоняющий (толстый кишечник).
Пищеварение в полости рта.
С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретает ее размельчение, смачивание и формирование пищевых комков, что достигается с помощью жевания. Для жевания важное значение имеет развитие зубов. В первые месяцы после рождения зубы находятся под слизистой оболочкой десен.
|
|
После прорезывания первых молочных зубов в 6 мес. Жевательные движения выражены слабо, они аритмичны и чередуются с сосательными движениями. С увеличением числа зубов жевательные движения становятся ритмичными.
Прорезывание постоянных зубов начинается у детей в 5-6 лет. В этот период жевание аритмично с осторожным прикусом. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Премоляры и третьи моляры вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены завершается к 14-15 годам. Исключение составляют третьи моляры, появление которых задерживается до 25 лет.
В связи с тем, что постоянные зубы находятся под молочными, следует обращать внимание у детей:
- во-первых, на развитие правильного прикуса;
- во-вторых, на правильное расположение постоянных зубов;
- в-третьих, на профилактику кариеса.
Кариес развивается в результате химического воздействия на эмаль. Наибольшее отрицательное действие на эмаль оказывает продукт брожения углеводов – молочная кислота. При ее воздействии происходит растворение минеральных солей эмали и дентина. В пораженном участке эмали создаются благоприятные условия для жизнедеятельности микробов. Возникает зубной налет из кислотообразующих микробов – это видимое глазом белое пятно. И в итоге образуется кариозная полость.
Измельченная механически пища в полости рта смешивается со слюной. Слюнные железы функционируют с момента рождения ребенка, но в первые месяцы слюны отделяется мало. С появлением молочных зубов слюноотделение усиливается (дети часто не успевают ее проглатывать и она вытекает изо рта).
|
|
В слюне содержится фермент птиалин (расщепляет сложные углеводы до мальтозы) и мальтоза (расщепляет дисахариды до глюкозы). Белок слюны – муцин – делает слюну клейкой. В состав слюны так же входит лизоцим – вещество белковой природы, обладающее обеззараживающим действием.
С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается, особенно в периоды от 9 до 12 мес. и от 9 до 11 лет.
Из ротовой полости пища поступает в глотку, а затем в пищевод. У детей слизистая пищевода нежная, легкоранимая грубой пищей. Длина пищевода от5 до 12 лет – 16 см, в 13-18 лет – 19 см, у взрослого – 25 см.
Пищеварение в желудке.
Желудок грудных детей занимает горизонтальное положение и располагается в левом подреберье. Вертикальное положение желудок приобретает, когда начинает стоять и ходить.
У детей до 1,5 лет форма желудка округлая, до2-3 лет – грушевидная и к 7 годам имеет форму взрослых.
С возрастом увеличивается и вместимость желудка. У новорожденных она составляет 30-35 мл, к концу 1 года вместимость желудка увеличивается в 10 раз и в 10-12 лет она достигает 1,5 л.
Процесс клеточной дифференцировки желез желудка у детей завершается в основном к семи годам, но полного развития они достигают лишь к периоду половой зрелости.
Секреция соляной кислоты находится в прямой зависимости от возраста и массы тела. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей дошкольного возраста ведет к снижению его бактерицидных свойств и в значительной мере проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.
С возрастом совершается моторно-эвакуаторная деятельность желудка, в чем важное значение имеет развитие его мышечного слоя.
Пищеварение в кишечнике.
В полостном пищеварении особенно важной становится роль сока поджелудочной железы. Масса поджелудочной железы интенсивно нарастает до 4-5 лет, затем рост и развитие ее продолжается более медленно до 11 лет, после чего масса поджелудочной железы начинает убывать, но секреторная деятельность увеличивается.
Чистый поджелудочный сок – это бесцветная прозрачная жидкость щелочной реакции. В состав сока входит следующие ферменты: трипсин (белки до аминокислот), липаза (жиры до глицерина и жирных кислот), амилаза и мальтоза (углеводы до глюкозы).
У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от 10-15 лет.
Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых.
Пищеварительные соки кишечника уже с первых дней жизни содержит все основные ферменты.
Печень у детей относительно больше, чем у взрослого. Ее масса удваивается к 10 мес., наиболее интенсивный рост печени происходит в 14-15 лет, где она достигает массы – 1400 гр.
Клетками печени вырабатывается желчь, которая поступает в 12-ти перстную кишку. Роль желчи: 1) переводит в активное состояние липазу, 2) эмульгирует жиры во взвесь мелких капелек, 3) влияет на процессы всасывания в тонком кишечнике, 4) усиливает отделение сока поджелудочной железы.
Нормы питания. В зависимости от возраста, массы тела, пола, выполняемой работы каждому человеку необходимо определенное количество пищевых веществ, в настоящее время состав и калорийность пищевых продуктов хорошо изучены, благодаря чему можно засчитать сущ. потребности в пищевых веществах.
Индивидуально сбалансированное питание определяется:
1. Количеством питательных веществ с точки зрения калорийности для энергетических затрат.
|
|
2. Качественный состав и соотношение различных питательных веществ.
Для организма важно, чтобы в пище были все необходимые пищевые вещества, а также их правильное соотношение. Для детей до 5 лет наилучшим соотношением белков к жирам и углеводам считается как 1:2:3, для детей младшего школьного возраста как 1:1:6, а для взрослых как 1:1:4.
При смешанном питании в организм поступает разнообразный набор аминокислот, витаминов, отчего ценность пищи повышается. Пища должна быть достаточной по объему и калорийности. Масса принимаемой пищи в зависимости от возраста должна быть от 2000 до 2600 гр. В сутки.
Но понятие «рациональное питание» включает не только количество и качество принимаемой пищи, а также и правильный режим ее приема, т.е. распределение суточного рациона во времени.
Для детей в первые два месяца жизни наиболее рациональным является 7 разовое питание, от 3 до 5 месяцев – 6 разовое, до 1 года – 5 разовое. Для учащихся наиболее рационален 4 разовый прием пищи.
Завтрак должен составлять не более 35 % суточного рациона, обед – 45 % и ужин – 20 %. Мясные и рыбные блюда рекомендуется принимать в первую половину дня, а молочно-растительные – вечером.