Интеграционные процессы в Южной Америке

В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье. Это было связано с тем, что экономика формировалась на основе потребности метрополий и поэтому оказалась неприспособленной к внутриконтинентальной торговле. В этой связи часто упускается из виду тот факт, что одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (Кордильеры, экваториальные леса) также затрудняют взаимообмен между соседями. По мнению южноамериканцев, всё это разительно отличается от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет создать разветвлённую транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции, так как национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, а также модернизировать производственный потенциал, не принёс им существенного успеха в 80-х годах. Попытки увеличить физические объёмы экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырьё, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

С учётом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативную интеграцию в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими регионами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться чётко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т.е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет представить следующие факторы, которые привели к ускорению интеграции в регионе.

Первая причина – усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой, побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведёт к замедлению темпов развития по всем направлениям.

Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений по либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определённых секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.

Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающий страны – члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Согласно договору была создана жёсткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдавшая, а с позиции сегодняшнего дня – невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнёрам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приобретённым партнёрам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить в конечном счёте ущерб национальной экономике со стороны конкурирующих производителей третьих стран. «Договор Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими и даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений, рассматривающихся как «строительные блоки», до полного снятия тарифов в будущем.

К четвёртой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, даёт основания полагать, что конфликтные ситуации типа «футбольных войн» исчезнут и не будут влиять на экономические преобразования.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке всё более заметную роль играет МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur) – общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн. человек), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объёма товарооборота и 33 % объёма внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривались отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок происхождения товаров.

Значительные успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьёзных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопрос валютного регулирования, унификацию налогообложения и трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с «разной мощностью» национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и особо уязвимыми отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу «болезненных» отраслей при разделе рынков относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРСОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивные стороны интеграции, то население стран-членов – не вполне.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

* Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается постепенно трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

* Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ограничивающих таможенных тарифов в отношении третьих стран;

* КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) – достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: