Древнерусская литература

 

Тестовые задания по древнерусской литературе

1. Укажите хронологические границы (века) древнерусской литературы.

 

Варианты ответа:

 

1. XIV–XIX;

2. X–XVIII;

3. XI–XVII;

4. IX–XVII;

5. XI–XIII.

 

2. Какое произведение открывает древнерусскую литературу

(написано ранее других)?

 

1. «Житие преподобного Сергия Радонежского»;

2. «Сказание о Мамаевом побоище»;

3. «Повесть о Горе-Злочастии»;

4. «Слово о Законе и Благодати»;

5. «Повесть временных лет».

 

3. Расположите произведения древнерусской литературы по времени их создания.

 

1. «Домострой»;

2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»;

3. «Слово о полку Игореве»;

4. «Задонщина»;

5. «Поучение Владимира Мономаха».

 

4. Соотнесите произведение древнерусской литературы и его автора.

 

1. «Повесть о Петре и Февронии»;

2. «Житие преподобного Сергия Радонежского»;

3. «Слово о Законе и Благодати»;

4. «Повесть временных лет»;

5. «Хождение за три моря»; А) Преп. Нестор; Б) Афанасий Никитин; В) Преп. Епифаний Премудрый; Г) Ермолай-Еразм; Д) Митрополит Иларион, святитель;

 

5. Из какого произведения приведена цитата: «О, Русьская земле! Уже за шеломянемъ еси!»?

 

1. «Сказание о Мамаевом побоище»;

2. «Слово о полку Игореве»;

3. «История Казанского ханства»;

4. «Хождение за три моря»;

5. «Повесть о разорении Рязани Батыем»;

 

6. Какая система жанров соответствует древнерусской литературе?

 

1. Поэма, трагедия, комедия, ода, эпистола;

2. Идиллия, эклога, гимн, поэма, трагедия; 3. Роман, повесть, баллада, элегия, поэма;

4. Роман-эпопея, песня, рассказ, дневник, очерк;

5. Летописный свод, житие, воинская повесть, торжественное слово, поучение;

 

7. Какую черту древнерусской литературы академик

Д.С. Лихачёв считал определяющей для понимания её стиля и содержания?

 

1. Заимствование ряда сюжетов и образов;

2. Наличие фантастики;

3. Историзм;

4. Документальность;

5. Религиозность.

 

8. Укажите автора, развивавшего в XVII в. стиль барокко?

 

1. Даниил Заточник;

2. Епифаний Премудрый;

3. Симеон Полоцкий;

4. Иоанн Грозный;

5. Серапион Владимирский.

 

Ключи к тестовым заданиям

1. 3.

2. 4.

3. 5-3-4-1-2.

4. 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-А, 5-Б.

5. 2.

6. 1.

7. 5.

8. 3.

 

Задания для коллоквиума Вариант 1

 

1.«Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня! А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но под конец обо всем вместе скажу: всего лишен был и из земли Божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. Кровь моя, словно вода, пролитая за тебя, вопиет против тебя перед Богом моим».

 

2.«О соловей, лѣтняя птица, что бы ты, соловей, выщекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андрѣевичю, и земли Литовской дву братом Олгордовичем, Андрѣю и брату его Дмитрею, да Дмитрею

Волыньскому!»

 

3.«Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не

бывать».

 

4. «Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты. Покрывалами, и плащами, и одеждами, и всякими нарядами половецкими стали мосты мостить по болотам и топям».

 

5.«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом».

 

6. «А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всем хозяйстве и напоминала, что надобно; а в гости ходить и к себе звать, и пересылаться, с кем разрешит муж, а коли гостья зайдет или сама где будет, сесть за столом — лучшее платье одеть и беречься всегда хмельного питья: пьяный муж дурно, а жена пьяная в миру не пригожа; а с гостьями беседовать о рукоделии и о домашнем устройстве,

как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знает, то у добрых жен спрашивать вежливо и приветливо, и кто что укажет, на том низко челом бить».

 

7. «Тогда я, дурной и недостойный, в ту пятницу в час дня, пошел ко князю тому Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, видя меня, дурного, подозвал меня к себе с любовью и сказал мне: “Чего хочешь, русский игумен?” Он меня хорошо узнал и полюбил меня очень, поскольку муж он добродетельный, и смиренный весьма, и ничуть не гордый. Я же сказал ему: “Князь мой, господин мой! Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, чтобы и я поставил свою лампаду на Гробе Святом от всей Русской земли!”».

 

8. «Бысть же я в третий день приалчен, – сиречь есть захотел, – и после вечерни ста предо мною, не вем – ангел, не вем – человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и ложку в руки дал и хлеба немножко и штец похлебать, – зело прикусны, хороши! – и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало!».

 

9. «И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем, – ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не

хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это».

 

10. «Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, Как серну от сетей, Как птенца от силков, Как утенка от когтей ястреба, Как овцу от львиной пасти».

 

Вариант 2

 

1. «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, испускали дух не только от оружия, но и от ужасной тесноты — под конскими копытами, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове:

было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей».

 

2. «Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте».

 

3. «Пречистая же своими руками прикоснулась к святому, говоря: «Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя о учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей, — и не скорби больше; ибо отныне всего будет здесь в изобилии, и не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину я обители твоей, все нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая». Сказав это, стала она невидима. Святой же в

смятении ума страхом и трепетом великим объят был».

 

4.

 

«Долго темная ночь длится. Заря свет зажгла, туман поля покрыл, щекот соловьиный затих, галичий говор пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы».

 

5. «Спамятуй, молодец, житие свое первое, / и как тебе отец говорил,и как тебе мати наказывала! / О чем тогда ты их не послушал? / Не захотел ты им покоритися, / постыдился им поклонитися, / а хотел ты жить, как тебе любо есть. / А хто

родителей своих на добро учения не слушает, / того выучю я, Горе злочастное, / не к любому он учнет упадывать, / и учнет он недругу покарятися».

 

6. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду,

за мной людей много — дивятся белому человеку».

 

7. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить».

 

8. «Как привезли меня <…> к Москве, и <…> волоча многажды в Чюдов, поставили перед вселенских патриархов, и наши все тут же, что лисы, сидели, – от писания с патриархами говорил много; бог отверз грешные мое уста, и посрамил их Христос! Последнее слово ко мне рекли: “что-де ты упрям? <…> – все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! так-де не подобает!”».

 

9. «Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!».

 

10.

 

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!».

 

Ответы

 

Вариант 1.

 

1. Послание Андрея Курбского Ивану Грозному.

2. «Задонщина».

3. Послание старца Филофея псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу.

4. «Слово о полку Игореве».

5. «Повесть временных лет».

6. «Домострой».

7. «Хождение» игумена Даниила.

8. «Житие протопопа Аввакума…»

9. «Житие Сергия Радонежского»

10. «Слово» Даниила Заточника.

 

Вариант 2.

1. «Сказание о Мамаевом побоище».

 

2. «Домострой».

3. «Житие Сергия Радонежского».

4. «Слово о полку Игореве».

5. «Повесть о Горе-злочастии».

6. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина».

7. «Повесть временных лет».

8. «Житие протопопа Аввакума…».

9. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

10. «Слово о погибели Русской земли»

Материалы для промежуточной аттестации

 

Вариант 1

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

1. «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград,

как пишется об этом в летописании греческом».

 

2. «А костей Бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог власть надо всем».

 

3. «А от Кипра до города Яффы верст четыреста, все по морю. От Царьграда до острова Рода восемьсот верст, и от Рода до Яффы восемьсот верст. Всего же пути по морю до Яффы тысяча шестьсот верст. Яффа же — город на берегу недалеко от Иерусалима, оттуда посуху надо идти к Иерусалиму. По полю десять верст ходу до святого Георгия: тут была большая церковь, построенная во имя святого Георгия, там же и гроб его был в алтаре, тут ведь и замучен был святой Георгий».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

«Уже бо, братие, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала Обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена»

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 2

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

 

1. «Тогда я, дурной и недостойный, в ту пятницу в час дня, пошел ко князю тому Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, видя меня, дурного, подозвал меня к себе с любовью и сказал мне: “Чего хочешь, русский игумен?” Он меня хорошо узнал и полюбил меня очень, поскольку муж он добродетельный, и смиренный весьма, и ничуть не гордый.

Я же сказал ему: “Князь мой, господин мой! Молю тебя Бога ради и князей ради русских: повели мне, чтобы и я поставил свою лампаду на Гробе Святом от всей Русской земли!”»

 

2.«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, каждое — свои обычаи. Поляне имеют обычай отцов своих тихий и кроткий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, и матерями; и снохи перед свекровями своими и перед деверями великую стыдливость имеют; соблюдают и брачный обычай: не идет жених за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят что за нее дают».

 

3. «И поклонилась она Девгению, и, подхватив одной рукой, посадил Девгений ее на холку своего коня и начал ее нежно целовать, а потом снял с коня своего. Девица же не хотела отходить от него, но Девгений сказал: “Возвращайся и сделай так, как я тебе повелел: как вернется отец твой, так жди и меня к себе, и будь готова — стань у дома перед сенями”».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

 

«А ты, храбрый Роман, и Мстислав! Храбрые помыслы влекут ваш ум на подвиг. Высоко летишь ты на подвиг в отваге, точно сокол, на ветрах паря, стремясь птицу в дерзости одолеть. Ведь у ваших воинов железные паворзи под шлемами латинскими. Потому и дрогнула земля, и многие народы — хинова, литва, ятвяги, деремела и половцы — копья свои побросали и головы свои склонили под те мечи булатные. Но уже, князь, Игорю померк солнца свет, а дерево не к добру листву сронило: по Роси и по Суле города поделили. А Игорева храброго полка не воскресить! Дон тебя, князь, кличет и зовет князей на победу. Ольговичи, храбрые князья, уже поспели на брань».

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 3

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора. 1.

 

«Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, Как серну от сетей, Как птенца от силков, Как утенка от когтей ястреба, Как овцу от львиной пасти».

 

2.

 

«Услышав это, отвечала ему девушка со слезами: «Если любишь меня так сильно, то похищай немедля, пока нет дома ни отца моего, ни могучих моих братьев. Да и зачем тебе меня похищать? — я и сама с тобой поеду, только дай мне мужскую одежду, ибо удали я молодецкой. Если нагонят меня по пути, то не дам я себя в обиду. И многие меня не смогут одолеть».

 

3. «И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

 

Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 4

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

 

1. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».

 

2. «Другой закон у гилий: жены у них пашут, и дома строят, и мужские дела совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые вовсе своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими. В Британии же несколько мужей с одною женою спят, а также многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые».

 

3. «Святой город Иерусалим расположен в теснине, вплотную около него — высокие каменные горы. Подходя уже к самому городу, видишь сначала столп Давидов, а потом, пройдя немного, видишь Елеонскую гору, и Святая Святых, и церковь Воскресения, где находится Гроб Господен, и потом видишь весь город».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

«На седьмом веке Трояна бросил Всеслав жребий о девице ему милой. Тот хитростью поднялся... достиг града Киева и коснулся копьем своим золотого престола киевского. А от них бежал, словно лютый зверь, в полночь из Белгорода, окутанный синей мглой, трижды добыл победы: отворил ворота Новгороду, разбил славу Ярославову, скакнул волком на Немигу с Дудуток. На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добрым засеяны, засеяны костями русских сынов».

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 5

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

 

1. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь жить».

 

2. «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она

мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерно камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь».

 

3. «Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека; У горюющего человека сохнут кости. И если кто человека в печали призрит, То как студеной водой его в жаркий день напоит».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

 

«А Святослав тревожный сон видел в Киеве на горах. “Этой ночью с вечера одевали меня, — говорил, — черною паполомою на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов поганых и утешали меня. Уже доски без конька в моем тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны

граяли у Плесньска на лугу, и из дебри Кисановой понеслись к синему морю”».

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 6

 Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

 

1. «Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!».

 

2. «Амазонки же не имеют мужей, как скот бессловесный, но единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестных <земель> мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, — снова покидают те места. Когда же придет время родить, и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают».

 

3. «И, услышав голос его и звуки прекрасные, испугалась девица, затрепетала и, прильнув к оконцу, увидела, как Девгений сам-четверт проезжает мимо двора. И вселилась в сердце ее любовь. И, позвав кормилицу, сказала она ей: «Как это юноша мимо двора проехал, а разум мой смутил! И прошу тебя от всего сердца: иди и задержи его своей беседой».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

 

«Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева до рассвета дорыскивал до Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перебегал. Ему в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал. Хотя и вещая душа была у него в дерзком теле, но часто от бед страдал. Ему вещий Боян еще давно припевку молвил, мудрый: «Ни хитрому, ни удачливому...суда Божьего не избежать!».

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Вариант 7

 

Задание 1. Назовите произведение и (если возможно) его автора.

 

1. «<…> когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром, встав, сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взойдя на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород <…>»

 

2. «Как олово гибнет, часто переплавляемое, Так и человек, претерпевающий много бед. Ведь никто не может ни солью питаться, ни в печали размышлять».

 

3. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку».

 

Задание 2. Прокомментируйте фрагмент «Слова о полку Игореве». Каково место и роль этого фрагмента в произведении? В чем проявилось мастерство автора?

 

«Ведь те два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод, непокорством зло пробудили, которое усыпил было отец их, — Святослав грозный великий киевский, — грозою своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами; вступил на землю Половецкую, протоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота. А поганого

Кобяка из Лукоморья, из железных великих полков половецких, словно вихрем вырвал. И повержен Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святослава. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, корят князя Игоря, который потопил благоденствие в Каяле, реке половецкой, — русское золото рассыпали. Тогда Игорь-князь пересел из золотого седла в седло невольничье. Уныли городские стены, и веселие поникло».

 

Задание 3. Какое произведение древнерусской литературы произвело на Вас наибольшее впечатление и почему?

 

Ответы

 

Вариант 1

 

1.Моление Даниила Заточника.

2.Повесть о Петре и Февронии Муромских.

3. Житие Сергия Радонежского.

Вариант 2

1.Житие и хождение игумена Даниила.

2.Повесть временных лет.

3.Сказание о том, како сотворил Бог Адама.

Вариант 3

1.Домострой.

2.Девгениево деяние.

3.Повесть временных лет.

 

Вариант 4

1.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

2.Повесть временных лет.

3.Житие и хождение игумена Даниила.

Вариант 5

1.Повесть временных лет.

2.Житие и хождение игумена Даниила.

3.Моление Даниила Заточника.

Вариант 6

1.Слово о Законе и Благодати.

2.Повесть временных лет.

3.Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Вариант 7

1.Повесть временных лет.

2.Повесть о Горе-злочастии.

3.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

 

 

Поэтический минимум по периоду первой трети 19 века включает:

 

1. Пушкин «Пророк»

2. Пушкин «Воспоминание» или «Из Пиндемонти»

3. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»

4. Лермонтов «Ангел» или «Пророк»

5. Батюшков «Надежда» или «Выздоровление»

6. Жуковский «Он лежал без движенья...» или «Море»

7. Крылов «Демьянова уха» или Озеров «Ворона-просительница»

8. Боратынский «Разуверение» или «Муза («Не ослеплен я Музою моею...»)»

9. Грибоедов отрывок из «Горя от ума» или «Прости, Отечество!»

10. Рылеев «Я ль буду в роковое время...» или Вяземский «Я пережил и многое, и многих» или Языков «Прощание с элегиями»

тестовые материалы по курсу «История русской литературы» (19 век, последняя треть века).

 

ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького» ТЕСТ №1 по курсу «История русской литературы» (19 век, последняя треть века) Творчество Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

 

1. Отметьте героев повести Достоевского «Двойник»: а) Макар Девушкин, б) Яков Голядкин, г) Варвара Доброселова, д) Клара Берендеева: ______________

 

2. Герой повести «Двойник»: а) служит, б) в отставке, в) в отпуске, г) пребывает в заключении? ________

 

3. Как зовут супругу Мармеладова: а) Авдотья Романовна, б) Катерина Ивановна, Настасья Филипповна? __________

 

4. Сколько снов Раскольникова описано в романе «Преступление и наказание»? _____

 

5. Как зовут старуху-процентщицу: а) Лизавета Ивановна, б) Катерина Ивановна, в) Алена Ивановна? _______

 

6. Кто взял на себя вину за убийство старухи: а) студент Дмитрий, б) маляр Николка, в) отставной офицер Николай Всеволодович? ____

 

7. Под этим названием Достоевский вел рубрику в еженедельнике «Гражданин» и издавал публицистический журнал: а) «Дневник обывателя», б) «Дневник читателя», в) «Дневник писателя»? ________

 

8. Сколько рублей были брошены в камин Рогожиным: а) три тысячи, б) сто тысяч, в) двести тысяч? ______

 

9. В какой последовательности писались произведения Достоевского: «Двойник» (1), «Бедные люди»(2), «Записки из подполья»(3), «Братья Карамазовы»(4), «Идиот»(5), «Бесы»(6). Запишите номера: ________________

 

10. Из какого произведения взят отрывок: «Он был женат два раза, и у него было три сына: старший, Дмитрий Федорович, от первой супруги, а остальные два, Иван и Алексей, от второй. Первая супруга Федора Павловича была из довольно богатого и знатного рода дворян Миусовых, тоже помещиков нашего уезда. Как именно случилось, что девушка с приданым, да еще красивая и, сверх того, из бойких умниц, столь нередких у нас в теперешнее поколение, но появлявшихся уже и в прошлом, могла выйти замуж за такого ничтожного «мозгляка», как все его тогда называли, объяснять слишком не стану» ___________________________.

 

25 11. О творчестве Ф.М. Достоевского писали критики (укажите не менее трех фамилий) _________________

 

ТЕСТ №2 по курсу «История русской литературы» (19 век, последняя треть века) Творчество Л.Н. ТОЛСТОГО

 

1. «Севастопольские рассказы» включают в себя: а) два рассказа б) три рассказа, в) четыре рассказа _____

 

2. Роман «Война и мир» повествует о событиях: а) конца 18 века, б) начала 19 века г) средины 19 века, д) конца 19 века. ______

 

3. Старшая дочь Ростовых:

 

а) Наташа; б) Вера; г) Соня; д) Мария: ______

 

4. Как называется имение Болконских? а) Ясная поляна, б) Лысые Горы, в) Михайловское: ______

 

5. Роман «Анна Каренина» заканчивается: а) Анна Каренина погибает под поездом, б) Вронский уезжает на войну, в) откровением о законе добра, посетившем Левина. _____

 

6. Фамилия героя рассказа «Смерть Ивана Ильича»: а) Головин б) Нехлюдов, в) Позднышев. _____

 

7. Роман «Воскресение». Екатерина Маслова в финале романа а) выходит замуж за Нехлюдова, б) ее избранник - политический арестант Симонсон б) она не верит никому. _____

 

8. Эта драма Толстого первоначально называлась «Коготок увяз, всей птичке пропасть», затем это название стало подзаголовком. Речь идее о: а) «Живом трупе», б) «Плодах просвещения», в) «Власти тьмы»?_____

 

9. «Крейцерова соната». Эту сонату играют: а) Позднышев и его жена, б) жена Позднышева и скрипач, в) уличные музыканты. _____

 

10. Из какого произведения фрагмент: «Вспоминая вчерашний вечер, проведенный у Корчагиных, богатых и знаменитых людей, на дочери которых предполагалось всеми, что он должен жениться, он вздохнул и, бросив выкуренную папироску, хотел достать из серебряного портсигара другую, но раздумал и, спустив с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю с спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, фиксатуаров, духов. Там он вычистил особенным порошком пломбированные во многих местах зубы, выполоскал их душистым полосканьем, потом стал со всех сторон мыться и вытираться разными полотенцами. Вымыв душистым мылом руки, старательно вычистив щетками отпущенные ногти и обмыв у большого мраморного умывальника себе лицо и толстую шею, он пошел еще в третью комнату у спальни, где приготовлен был душ. Обмыв там холодной водой мускулистое, обложившееся жиром белое тело и вытершись лохматой простыней, он надел чистое выглаженное белье, как зеркало, вычищенные {16} ботинки и сел перед туалетом

 расчесывать двумя щетками небольшую черную курчавую бороду и поредевшие на передней части головы вьющиеся волосы». ____________________

 

ТЕСТ №3 по курсу «История русской литературы» (19 век, последняя треть века) Творчество А.П. ЧЕХОВА

 

1. Повесть А.П. Чехова «Степь». Иван Иванович Кузьмичев а) занимается торговлей, б) содержит постоялый двор, в) нанялся обозником ______

 

2. Женские образы повести «Степь»: а) графиня Драницкая, б) Шарлотта Ивановна в) Мисюсь, д) Настасья Тоскунова ________

 

26 3. В повести «Степь» один из символических образов, повторяющихся несколько раз: а) водопад, б) мельница, г) красные маки. _______

 

4. В каком порядке были написаны следующие чеховские пьесы: а) «Иванов», «Три сестры», «Чайка», «Вишневый сад» __________________?

 

5. В пьесе «Чайка» Евгений Сергеевич Дорн – а) писатель, б) помещик в) врач:______

 

6. Брата сестер Прозоровых в пьесе «Три сестры» зовут: а) Алесей; б) Андрей, в) Николай ____

 

7. Один из важных внесценических эпизодов пьесы «Три сестры»: а) сенокос, б) пожар, в) артиллерийские стрельбы._____

 

8. Авторское жанровое определение пьесы «Вишневый сад»: а) драма, б) трагедия, в) комедия, г) сценическая повесть. _____

 

9. В рассказе «Дама с собачкой» знакомятся: а) Дмитрий Дмитрич Гуров и Анна Сергеевна, б) Дмитрий Старцев и Екатерина Ивановна, в) Николай Иванович и Евгения Волчанинова. ____

 

10. Чимша-Гималайский - герой рассказа Чехова а) «О любви», б) «Ионыч», в) «Крыжовник», г) «Попрыгунья». _____

 

11. Из какого произведения взят фрагмент: «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек. Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри. Отворив первую дверь, мы входим в сени. Здесь у стен и около печки навалены целые горы больничного хлама. Матрацы, старые изодранные халаты, панталоны, рубахи с синими полосками, никуда не годная, истасканная обувь - вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый, запах. На хламе всегда с трубкой в зубах лежит сторож Никита, старый отставной солдат с порыжелыми нашивками. У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные. Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка». ______________________

 

Предполагается тестирование по 5 подразделам курса:

 

1) Творчество Ф.М. Достоевского;

2) Творчество Л.Н. Толстого;

3) Творчество А.П. Чехова;

4) Проза последней трети 19 века (Лесков, Гаршин, Короленко и др.)

 

5) Поэзия последней трети 19 века (Соловьев, Надсон, Случевский, Апухтин, Фофанов и др.)

 

Поэтический минимум по периоду включает:

- 2 произведения В. Соловьева (рекомендуется как один из текстов фрагмент поэмы «Три свидания»);

- 2 стихотворения С. Надсона

- 2 стихотворения К. Случевского

- 2 стихотворения К. Фофанова

- 2 стихотворения «старших» символистов периода до 1900 года (В. Брюсова, З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Добролюбова и др.) – по выбору студента.

 

Примерные тестовые материалы по курсу «История русской литературы» (XX в., литература русского зарубежья)»

 

Пример комплекса тестовых вопросов по русской литературе ХХ века «История русской литературы» (XX в., Литература русского зарубежья)»:

 

1. Какой из парижских журналов стал ведущим журналом русского зарубежья?

 

1.1. «Грядущая Россия».

 

1.2. «Современные записки».

 

1.3. «Воля России».

 

2. «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...» Кто из писателей русского зарубежья и какое произведение начинает с этой несколько видоизмененной цитаты из Ивана Филиппова?

 

3. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина...».

 

Назовите автора и цитируемое произведение.

 

4. Какой эпиграф выбрал Шмелев для свовей книги «Лето Господне»?

 

4.1. Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского сплелось… А.С.Пушкин

 

4.2. Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин

 

4.3. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь.

 

М.Ю. Лермонтов

 

5. Какие произведения, написанные за рубежом, отразили воспоминания о детских годах? (У А.Н. Толстого, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, А.М. Ремизова, Б.К. Зайцева, М.И. Цветаевой, В.В. Набокова, Г.И. Газданова и др.)

 

6. «Какие должны быть стихи? Чтобы, как аэроплан, тянулись, тянулись по земле, и вдруг взлетали... если и не высоко, то со всей тяжестью груза. Чтобы все было понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок. Чтобы каждое слово значило то, что значит, а все вместе слегка двоилось. Чтобы входило, как игла, и не видно было раны».

 

Кому принадлежит это определение поэзии и устремления каких поэтов русского зарубежья оно выражает?

 

7. Какое из стихотворений Ходасевича можно назвать автобиографическим?

7.1. «Петербург».

7.2. «Было на улице полутемно…»

7.3. «Перед зеркалом».

7.4. «Джон Боттом».

 

8. Какой из поэтических сборников Георгия Иванова почти дословно повторяет название его первого поэтического сборника?

 

1. Розы.

2. Отплытие на остров Цитеру.

3. Портрет без сходства.

9. Какой роман Владимира Сирина (Набокова) был опубликован на страницах журнала «Современные записки» с изъятием целой главы?

 

1. «Защита Лужина».

2. «Подвиг».

3. «Дар».

4. «Приглашение на казнь».

 

10. Кто начал полемику 1936 года о молодой эмигрантской литературе?

 

1. Г.В. Адамович.

2. В.Ф. Ходасевич.

3. В. Сирин (Набоков).

4. Г. Газданов.

 

Предполагается тестирование по 2 подразделам:

 

1) Поэзия и проза 20-х годов;

2) Поэзия и проза 30-х годов;

 

 

Пример комплекса тестовых вопросов по русской литературе ХХ века (1940–1990-е

 

годы):

 

1. Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат…».

2. Какие два крупных писателя стали основной мишенью постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» от 14 августа 1946 года?

3. Какое литературное произведение дало название эпохе «оттепели»?

4. Под каким названием был впервые напечатан рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?

5. Тираж какого альманаха, связанного с именем К. Паустовского, был изъят из обращения в начале 1960-х годов?

6. «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт».

Какое произведение открывается этим предложением? Кто его автор?

7. Кому была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1965 году?

8. Членом какой литературной группы в молодости был Саша Соколов?

 

Примерные тестовые материалы по курсу «История русской литературы» (Основные тенденции новейшей русской литературы)»

 

I вариант

 

1. Расположите стихотворные циклы Блока в порядке их написания:

 

1.1. «На поле Куликовом».

1.2. «Кармен».

1.3. «Пляски смерти».

 

2. Какие журналы выходили в русском Париже?

 

2.1. «Рубеж».

2.2. «Воля России».

2.3. «Числа».

2.4. «Современные записки».

 

18 3. У кого из писателей в названии автобиографического произведения встречается слово «детство»?

 

3.1. М. Горький.

3.2. А.М. Ремизов.

3.3. А.И. Куприн.

3.4. Гайто Газданов.

3.5. А.Н. Толстой.

3.6. Андрей Белый.

 

4. Кого из писателей Е. Замятин считал родоначальником современной прозы?

 

4.1. Л.Н. Толстого.

4.2. А.П. Чехова.

4.3. Максима Горького.

4.4. Андрея Белого.

4.5. И.А. Бунина.

4.6. А.М. Ремизова.

 

5. В каком году началась полемика о молодой эмигрантской литературе?

 

5.1. 1923.

5.2. 1927.

5.3. 1934.

5.4. 1936.

 

6. Кто из перечисленных поэтов входил в группу акмеистов?

 

6.1. Б.Л.Пастернак.

6.2. О.Э. Мандельштам.

6.3. С.А. Есенин.

6.4. Н.С. Гумилев.

 

7. Кто был автором произведения «Возвращение»?

 

7.1. А.П. Платонов.

7.2. Вс. Иванов.

7.3. ГайтоГазданов.

7.4. В.И. Белов.

 

8. Какое из перечисленных произведений нельзя назвать автобиографическим? Назовите авторов этих произведений.

 

8.1. «Другие берега».

8.2. «Убиты под Москвой».

8.3. «Уездное».

8.4. «Листригоны».

 

9. Расположите стихотворные книги в хронологическом порядке. Кто автор этих книг?

 

9.1. «Костер».

9.2. «Огненный столп».

9.3. «Колчан».

9.4. «Чужое небо».

 

10. Назовите автора и произведение.

«Во-вторых: потому что в нем разыгралась бешеная тоска по России. В-третьих, наконец, потому что ему было жаль своей тогдашней молодости — и всего связанного с нею — злости, неуклюжести, жара,— и ослепительно-зеленых утр, когда в роще можно было оглохнуть от иволог. Сидя в кафе и все разбавляя бледнеющую сладость струей из сифона, он вспомнил прошлое со стеснением сердца, с грустью— с какой грустью? — да с грустью, еще недостаточно исследованной нами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: