1. Иногда люди, чтобы объяснить свое не вполне адекватное поведение, говорят: «Такой уж у меня характер». Должен ли человек нести ответственность за свой характер? Можно ли изменить характер?
2. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Какие особенности поведения свидетельствуют о силе характера?
3. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э. М. Ремарка: «Характер человека можно по-настоящему узнать, когда он станет вашим начальником».
4. Почему в жизни часто бывает, что люди, имевшие хорошие задатки к развитию способностей, не реализовали их?
5. Встречаются люди без ярко выраженного характера. О них народ довольно метко говорит: «Так себе человек – ни рыба, ни мясо», «Не человек, а охапка пустяков». В чем заключаются особенности внутреннего мира и поведения таких людей?
6.Существует мнение, что для совместной жизни надо выбирать или очень похожего на себя человека, или же свою полную противоположность. Согласны ли вы с ним? Определите наилучшее сочетание темпераментов (сангвиник – холерик; меланхолик – флегматик и т. д.) для семейной жизни (свой выбор аргументируйте).
Задание 1. Определите возможный тип темперамента.
1. При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
2. Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
3. При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
4. Поссорившись с приятелями во время игры в футбол на уроке физкультуры, мальчик уже спустя 15 минут по дороге домой обсуждал с ними вчерашний матч.
5. Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.
6. Во время устного счета он несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.
7. Получив от учителя предложение перейти в специализированный математический класс, девятиклассница ответила, что должна некоторое время подумать, а также посоветоваться с родителями.
Задание 2. Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента, в следующих ситуациях.
1. При выполнении расчета на компьютере у программиста неожиданно происходит сбой в программе.
2. Начальник поручает сотруднику срочно сделать важный доклад.
3. Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.
4. Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.
5. Коллега просит еще раз объяснить неясный для него вопрос.
Задание 3. В каких видах профессиональной деятельности необходимы следующие способности?
1. Не реагировать на боль и страдание других людей.
2. Запоминать лица.
3. Удерживать в оперативной памяти массивы чисел.
4. Различать цветовые оттенки.
5. Дифференцировать звуки и шумы.
6. Вступать в контакт с незнакомыми людьми.
7. Имитировать особенности речи и поведения других людей.
8. Производить хорошее впечатление на других.
9. Чувствовать симметрию.
10. Точно оценивать короткие интервалы времени.
11. Сохранять спокойствие в опасных ситуациях.
12. Улавливать настроение человека.
13. Сопереживать.