Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дети леса: грибы, ягоды»
ЗАДАЧИ:
• Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
• Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
• Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• словесные (беседа, вопросы);
• наглядные (показ иллюстраций и картинок);
• практические (дидактическая игра, лепка).
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
– Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)
– Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)
– Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные дети" леса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.
– Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.
– Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).
- А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Т ретье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.
– Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)
– Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника. Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)
– Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!
- А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.
Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.
Приложение 3
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».
Задачи:
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
• Уметь различать хищных и травоядных животных;
• Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
• Активизировать словарь, побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
– Правильно, поздняя осень.
– Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом. (Белка)
– Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
– А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
– Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
– А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами).
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)
– Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
– А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
– А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
– Следующие загадка:
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
– Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
– Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей).
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придёт весна, пробуждается от сна. (Медведь)
– Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
– Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.
Физкультминутка:
Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай-ка Шубку серую свою Он сменил на белую. Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, ёж, свернись скорей в клубок. | Ходьба на месте маленькими шажками Шарканье ногами Прыжки на месте, руки перед грудью Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед Сесть на корточки и сгруппироваться |
– А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
– Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
– Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.