Предметно-пространственный компонент образовательной среды включает в себя специально организованное пространство прилегающей территории, здания в целом, внутренних помещений (как для занятий и проведения досуга, режимных моментов, так и вспомогательных служб), оборудования, электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей их психофизического и соматического здоровья. Согласно ФГОС ДО дошкольная организация самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, в соответствии со спецификой Программы. Создание развивающей предметно-пространственной среды будет заключаться в ее наполнении из имеющихся у ДОО средств обучения (представленных в качестве примерных в рамках образовательной Программы, реализуемой ДОО), а также из вновь приобретаемых в соответствии с рекомендованным перечнем методического сопровождения образовательного процесса (см.п.3.10) с учетом возраста и особенностей развития детей.Предполагается, что развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям санитарно-эпидемиологическим к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (от 15 мая 2013 г. N 26) и ФГОС дошкольного образования.
Согласно ФГОС предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Это обеспечивается соблюдением основных требований к организации образовательной среды: гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников; эмоциональное благополучие воспитанников; профессиональное развитие педагогических работников; вариативность дошкольного образования; открытость дошкольного образования; участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Основным условием, позволяющим гарантировать охрану и укрепление здоровья воспитанников является обязательное соблюдение режима дня (чем младше ребенок, тем более первостепенным становится это условие).
· Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников
Основополагающей потребностью ребенка является его потребность в чувстве безопасности и доверия к окружающему миру. Эмоциональное благополучие воспитанников является первоочередной задачей, стоящей перед педагогами. Недопустимы любые формы физического и психологического насилия. Именно в доброжелательном, ласковом, уважительном отношении со стороны специалистов, в первую очередь, нуждаются воспитанники. Задача коллектива – снизить эмоциональные переживания, страхи, тревожность и другие невротические проявления у детей, возникающие в силу специфических семейных отношений, трудностей установления контактов со сверстниками и другими взрослыми.
Учитывая цель и задачи, встает необходимость наблюдения за возможными эмоциональными проявлениями и трудностями коммуникации ребенка в ходе организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется ребенку в адаптационный период, когда он привыкает к новому образовательному пространству (к группе и к новым людям) и может проявлять не характерные для него эмоционально-поведенческие реакции. Для снятия эмоционального напряжения организуются специально отведенные зоны или помещения, в которых взрослый располагает к себе ребенка с помощью игровых приемов и налаживает с ним эмоционально-личностное взаимодействие.
· Профессиональное развитие специалистов
Процесс развития касается всех участников образовательного процесса, в том числе специалистов, осуществляющих образовательную деятельность. В ходе общения происходит не только развитие личности ребенка, но и личности самого педагога.
Профессиональное совершенствование специалистов предусматривает:
· повышение квалификации (не реже 1 раза в 3 года),
· участие в психолого-педагогических консилиумах (не реже 1 раза в 3 месяца),
· обсуждение (еженедельное), «рефлексирование» (командное обсуждение) результатов воспитания и развития детей,
· участие в методических советах ДОО для ознакомления с современными достижениями и технологиями дошкольного образования (включая специальное),
· проявление публикационной, лекционной и др. видов активности (подготовка презентаций, статей, докладов, он-лайн выступлений и т.д.),
· участие в конференциях, вебинарах, круглых столах, семинарах, мастер-классах и др.
Предметно-пространственная образовательная среда предполагает наличие не только групповых помещений для занятий с детьми, но и кабинетов для учителя-логопеда, учителя-дефектолога, специального или клинического психолога, материально-технически обеспеченных.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.
· Развивающая вариативность дошкольного образования.
Вариативность содержания коррекционно-развивающего обучения позволяет проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом возраста и состава воспитанников; с учетом культуральных условий региона; с учетом педагогических предпочтений ДОО той или иной дошкольной программы («От рождения до школы», «Истоки», «Теремок», «Мозаика», «ПРОдетей», «Детский сад – дом радости», «Золотой ключик» и др.). Вариативность является значимым условием для осуществления индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника, включая взаимодействие ребенка с детьми других групп ДОО во время прогулок, проведения праздников и досуговой деятельности.
· Открытость дошкольного образования
Данное требование реализуется, с одной стороны, предоставлением доступа родителям ко всему, что происходит в ДОО. Для этого ДОО создает интернет пространство (интернет-страницу), содержание которого регулярно обновляется и позволяет родителям быть в курсе деятельности ДОО с возможностью посещения родителями занятий, проводимых педагогами группы, участие в днях открытых дверей и др. Это становится возможным в результате использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и оборудования. Открытое пространство дошкольного образования реализуется за пределами ДОО через экскурсии, выходы в парки и т.д.
· Участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В структуре режима дня предусмотрено время для организации ежедневного общения педагогического персонала с родителями воспитанников. Дополнительно работа с семьями ведется в формате организации собраний группы, встреч (в т.ч. ежемесячно с социальным педагогом), семейного клуба, тренингов для родителей, индивидуальной консультации, участия родителей в проекте, в проведении праздника и др.
1.
2.
3.
3.1.
3.2.