Требования к порядку действий по ликвидации аварий

 

17.1. На случай аварии, при которой создается реальная угроза заражения персонала в связи с профессиональной травмой или аварийной ситуацией, в отделениях МО должен быть разработан план мероприятий по ликвидации аварий и алгоритм действий медицинских работников. Кроме этого, с целью профилактики профессионального заражения и ликвидации последствий аварийных ситуаций в отделениях должен быть создан запас лекарственных и дезинфицирующих средств, активных в отношении возбудителей ООИ, от которых проводится лечение больных.

В отделении в «чистой» зоне в специально отведенном месте хранятся гидропульт (автомакс), комплекты рабочей (для переодевания пострадавших) и защитной (для сотрудников, ликвидирующих последствия аварии) одежды, аварийная аптечка.

В состав аварийной аптечки входит: спирт этиловый 70% (два флакона по 100 мл), 2% раствор борной кислоты или навески для приготовления раствора (0,50 г борной кислоты + 25 мл воды), стерильная дистиллированная вода, глазные пипетки, 5% спиртовая настойка йода, ножницы с закругленными браншами, перевязочные средства (вата, бинты и прочее), жгут и 10% раствор аммиака. В аптеке хранится запас средств экстренной профилактики, включая антибактериальные препараты специфического действия, химиотерапевтические препараты экстренной профилактики, интерферон или индукторы интерферона, специфические иммуноглобулины, гомологичные ботулинические антитоксические сыворотки.

Срок годности препаратов и комплектность аптечки и запаса средств экстренной профилактики проверяет ответственный врач, назначенный руководителем подразделения, или врач изолятора.

17.2. В МО, где проходят лечение больные с ООИ, прорабатываются различные варианты аварийных ситуаций и определяется порядок действий сотрудников отделений и должностных лиц МО в этих условиях. В МО составляется план мероприятий по ликвидации аварий во время ухода за инфекционными больными, который утверждает руководитель, а также план инструкторско-методических занятий с медицинским персоналом. Кратность занятий определяется госпитальным эпидемиологом и руководителем МО. Каждое занятие оформляется протоколом с личной подписью инструктируемого и проводящего инструктаж.

17.3. Объем мероприятий по ликвидации аварии или последствий профессиональной травмы зависит от вида работы, свойств возбудителя, масштабов аварии, характера травмирующего воздействия:

- авария с разбрызгиванием ПБА, то есть с образованием аэрозоля (при выполнении анестезиолого-реаниматологических манипуляций, при проведении эндоскопических исследований; бой пробирок, флаконов или колб с клиническими пробами; бой; разбрызгивание крови больного из пипетки или шприца; разбрызгивание тканевой жидкости при вскрытии трупов больных людей; а также другие аварии, ведущие к контаминации воздуха или окружающих предметов, например авария при транспортировании ПБА в автоклавную и между подразделениями);

- авария без разбрызгивания ПБА, то есть без образования аэрозоля (трещина на пробирке, флаконе с биологическим материалом, вскрытие герметичной упаковки отходов класса В);

- аварийные ситуации, связанные с выходом из строя СИЗ (разрыв перчатки, защитного костюма).

- профессиональная травма, связанная с нарушением целости кожных покровов, попаданием биологических, потенциально инфицированных жидкостей, на кожные покровы и слизистые.

17.4. Порядок действий медицинских сотрудников при аварии, профессиональной травме.

17.4.1. При аварии с разбрызгиванием ПБА и риском образования аэрозоля:

- все находящиеся в помещении лица немедленно прекращают работу и выходят из заразного помещения, плотно закрывают дверь, и сообщают о случившемся руководителю подразделения;

- перчатки и руки обрабатывают дезинфицирующим раствором или спиртом, если лицо не было защищено, то его протирают тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом;

- слизистые глаз, носа и рта обрабатывают препаратами из аварийной аптечки, рот и горло прополаскивают 70% этиловым спиртом, в глаза и нос закапывают 2% раствор борной кислоты или антибактериальное офтальмологическое средство, при работе с возбудителями опасных микозов 2% раствор борной кислоты или соответствующий противогрибковый препарат, а при аварии с вирусами - 2% раствор борной кислоты;

- защитную одежду, снимают в соответствии с инструкцией по применению, погружают в дезинфицирующий раствор или помещают в бикс (бак, герметичную емкость) для автоклавирования;

- открытые части тела протирают 70% этиловым спиртом;

- принимают гигиенический душ;

- надевают чистую рабочую одежду;

- если авария произошла при работе с неизвестным возбудителем, применяют сочетание антибиотиков резерва.

Порядок проведения дезинфекционных мероприятий:

- сотрудники отделения, участвующие в ликвидации аварии, должны быть одеты в противочумный костюм I типа или изолирующие костюмы;

- для обработки помещения используют дезинфицирующий раствор, эффективный в отношении соответствующего возбудителя;

- дезинфекцию помещения проводят, разбрызгивая из гидропульта (автомакса) дезинфицирующий раствор от входной двери и далее, продвигаясь по обработанной территории и орошая перед собой все предметы (пол, стены, потолок) и воздушную среду;

- через 2 часа после первичной обработки собирают тампонами, смоченными дезинфицирующим раствором, осколки разбитой посуды, погружая их в емкость с дезинфицирующим раствором; лабораторную посуду с посевами, находившуюся в момент аварии на рабочих поверхностях, погружают в емкость с дезинфицирующим раствором или обтирают салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором, и помещают в емкость для автоклавирования;

- по окончании дезинфекции воздух и поверхности в помещении обеззараживают разрешенными к применению в установленном порядке устройствами по обеззараживанию и очистке воздуха, в том числе бактерицидными лампами с учетом режимов обеззараживания;

- вытяжная вентиляция во время дезинфекции и последующей экспозиции должна оставаться включенной;

- сотрудник МО, проводивший дезинфекционную обработку, выходит в помещение для снятия защитной одежды и снимает защитную одежду, погружая ее в дезинфицирующий раствор;

- спустя 2 часа проводят уборку помещения, после чего работа может быть возобновлена.

17.4.2. При аварии без разбрызгивания ПБА:

- не выходя из помещения, накладывают тампон (салфетки) с дезинфицирующим раствором на место контаминации ПБА поверхности объекта;

- после окончания дезинфекционной обработки медицинский сотрудник выходит из помещения, где произошла авария, снимает и погружает в дезинфицирующий раствор защитную одежду;

- открытые части тела обрабатывают дезинфицирующим раствором или 70% этиловым спиртом.

17.4.3 При аварийной ситуации, связанной с выходом из строя средства защиты органов дыхания медицинские сотрудники:

- прекращают работу;

- выходят из заразного помещения;

- меняет средство защиты органов дыхания.

В случае разрыва перчатки обрабатывают руки 70% этиловым спиртом или другим кожным антисептиком, меняют перчатки, продолжают выполнять служебные обязанности;

- в случае разрыва защитного костного костюма медицинский сотрудник герметизирует разрыв скотчем или лейкопластырем, выходит в помещение для снятия защитной одежды, снимает защитную одежду, погружая ее в дезинфицирующий раствор, проходит частичную санитарную обработку со сменой защитной одежды.

17.4.4. При аварии, связанной с нарушением целости кожных покровов:

- работу прекращают;

- перчатки обрабатывают дезинфицирующим раствором, снимают перчатки и дают свободно крови вытекать из ранки до остановки кровотечения, промывая под проточной водой;

- место ранения смазывают 5% настойкой йода, накладывается асептическая повязка.

- в рамках динамического наблюдения выполняется весь комплекс клинических и лабораторных обследований в сроки, регламентированные особенностями ПБА, а также по эпидемическим показаниям.

17.5. О произошедшей аварийной ситуации дежурный врач докладывает заведующему отделением, который в свою очередь информирует главного врача МО, или лиц их замещающих, с подробным изложением аварийной ситуации, характеристики возбудителя, сведений о вакцинации пострадавшего сотрудника.

17.6. Руководитель подразделения и пострадавшие при аварии представляют письменные объяснения главному врачу МО, в которых отражают время и место аварии, характер выполняемой работы, обстоятельства аварии. Все случаи аварий и профессиональных медицинских травм с риском инфицирования ПБА фиксируются в соответствующем журнале с указанием возможных нарушений требований биологической безопасности при работе и принятых мер, составляется акт о травме с риском профессионального инфицирования.

17.7. В докладной записке на имя руководителя организации, подробно излагается следующие сведения: дата и время аварии, фамилии, должности пострадавших, характер аварии, профессиональной травмы, характеристика возможного возбудителя, сведения о вакцинации пострадавших, объем динамического наблюдения и мероприятия по ликвидации последствий.

17.8. Комиссия, состоящая из главного врача МО (или лиц их замещающих), заместителя начальника МО по лечебной части, врача-эпидемиолога МО и заведующего отделения (или врача инфекциониста инфекционного изолятора МО при наличии) решает вопрос о необходимости медицинского наблюдения, изоляции с правом выхода на работу, изоляции без права выхода на работу, изоляции с профилактическим лечением, профилактического лечения без изоляции пострадавшего в аварийной ситуации, определяет дальнейшие действия по ликвидации последствий аварии в соответствии с имеющимся планом мероприятий по ликвидации аварий.

17.9. После ликвидации аварии, а при необходимости и проведения профилактического лечения либо изоляции сотрудника, начальник отделения составляет заключение в журнале регистрации аварий.

17.10. О всех аварийных ситуациях, произошедших во время работы, сотрудники МО обязаны сообщать заведующему отделением. За сокрытие аварийной ситуации виновное лицо отстраняется от работы, с него берется объяснительная и проводится административное расследование.

17.11. В случае возникновения в лаборатории МО аварии на инженерных системах обеспечения биологической безопасности действия всех должностных лиц должны соответствовать плану локализации и ликвидации аварийных ситуаций при работе с инфекционными больными.

Ответственность за проведение мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций возлагается на руководителя МО.

17.12. При внезапном отключении электроснабжения в рабочее время дежурный по отделению подает сигнал медицинскому персоналу и докладывает заведующему подразделением или его заместителю. В помещениях, где отсутствует естественное или автономное аварийное освещение, сотрудники МО должны воспользоваться ручными электрическими фонарями, запас которых должен иметься в этих помещениях из расчета один фонарь на каждого сотрудника смены максимального количества. Работа МО переводится на резервную сеть электропитания.

17.13. При внезапном прекращении подачи горячей и холодной воды в отделение персонал, находящийся в помещениях «заразной» зоны, выходит из зоны установленным порядком (работа гигиенических душей санитарных пропускников «заразной» зоны при этом обеспечивается за счет воды, имеющейся в аварийном запасе), перекрыв перед выходом запорную арматуру на трубопроводах пара, горячей и холодной воды.

17.14. Для дополнительной дезинфекции выходящих из «заразной» зоны сотрудников отделения проводится протирание всей поверхности кожи и волосистой части головы влажным полотенцем, смоченным подогретым до 40 °C дезинфектантом (кожные антисептики на основе спирта этилового, не менее 70% по массе).

17.15. О каждом пожаре (возгорании), принятых мерах и последствиях немедленно докладывается руководителю МО, информируются заведующие подразделениями.

В случае возникновения пожара (возгорания) в рабочее время сотрудник отделения, заметивший его, обязан:

- подать голосом сигнал «Пожар»;

- нажать кнопку пожарного извещателя;

- сообщить по телефону (рации) о пожаре заведующему подразделением и дежурному по учреждению (если таковой имеется);

- отключить электрооборудование (выполняют все сотрудники подразделения);

- до прибытия пожарной команды приступить к тушению пожара (выполняют все сотрудники подразделения).

Общее руководство тушением пожара до прибытия пожарной команды осуществляет заведующий подразделением, который обязан:

- вызвать пожарную команду и сообщить о пожаре руководству учреждения;

- организовать тушение пожара силами пожарного расчета подразделения с использованием штатных и подручных средств пожаротушения;

- в случае невозможности потушить пожар силами пожарного расчета отдела обеспечить проведение спасательных работ и эвакуацию людей.

17.16. Обо всех авариях с биологическим материалом инфекционных больных, при которых назначается профилактическое лечение, руководитель организации сообщает в территориальное управление Роспотребнадзора установленным порядком.


Приложение А

(обязательное)

 

Перечень рекомендуемых нормативных документов

 

1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 24.02.2014 №8 «Об усилении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации».

4. Постановление Роспотребнадзора и главного государственного санитарного врача РФ от 24 февраля 2009 г. № 11 «О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно- эпидемиологического характера».

5. СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации».

6. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

7. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

8. СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности».

9. СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)".

10. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".

11. МУ 3.3.2.2124-06 «Контроль диагностических питательных сред по биологическим показателям для возбудителей чумы, холеры, сибирской язвы туляремии, бруцеллеза, легионеллеза»

12. МУ 3.4.1030-01 «Санитарная охрана территории. Организация, обеспечение, оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий случаев завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения РФ и международных сообщений».

13. МУ 3.4.2552-09 «Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающим чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

14. МУ 4.2.2039-05 «Техника сбора и транспортирования биоматериалов в микробиологические лаборатории».

15. МУ 3.4.3008-12 «Порядок эпидемиологической и лабораторной диагностики особо опасных, «новых» и «возвращающихся» инфекционных болезней».

16. МР 0100/3556-04-34 «Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов и опасных химических веществ».

17. МР 4.2.0079/1-13 «Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий».

18. МУ 3.1.3260-15 «Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний».

19. Инструкция по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений) (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 4 августа 1983 г. № 916)

20. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2013 г. N 726н/740 «Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней».

21. СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации»

22. МУ 3.1.1.2232-07 «Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры».

23. МУК 4.2.2218-07 «Лабораторная диагностика холеры».

24. МУК 4.2.2870-11 «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики холеры для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней».

25. СП 3.1.7.2492-09 «Профилактика чумы».

26. МУ 3.1.3.2355-08 «Организация и проведение эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации».

27. МУ 3.1.2565-09 «Проведение экстренных мероприятий по дезинсекции и дератизации в природных очагах чумы на территории российской федерации».

28. Письмо Роспотребнадзора   № 01/12500-14-27 от 23.10.2014 «О направлении рекомендаций по переводу медицинских организаций инфекционного профиля на строгий противоэпидемический режим».

29. Письмо Роспотребнадзора № 01/3617-14-32 от 01.04.2014 «О рекомендациях по геморрагической лихорадке Эбола».

30. Письмо Роспотребнадзора № 01/13109-14-32 от 07.11.2014 «О направлении рекомендаций по транспортировке лиц больных или подозрительных на БВВЭ».

31. Письмо Роспотребнадзора № 01/1640-15-32 от 18.02.2015 «О рекомендациях по геморрагической лихорадке Эбола».

32. Методические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике болезни, вызванной вирусом Эбола. Министерство здравоохранения РФ. 2014.

33. МУ 1.3.1877-04 «Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)».

34. СП 3.1.7.3148-13 «Профилактика Крымской геморрагической лихорадки».

35. МУ 3.1.1.2488-09 «Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий против Крымской геморрагической лихорадки».

36. МУК 4.2.3007-12 «Порядок организации и проведения лабораторной диагностик Крымской геморрагической лихорадки для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней».

37. СП 3.1.2.2512-09 «Профилактика менингококковой инфекции».

38. МУ 3.1.2.2516-09 «Эпидемиологический надзор за менингококковой инфекцией».

39. Приказ М3 РФ № 375 от 23.12.1998 «О мерах по усилению эпидемиологического надзора и профилактика менингококковой инфекции и гнойных бактериальных менингитов».

40. Постановление главного государственного санитарного врача от 14 апреля 2011 г. № 31 «О совершенствовании эпидемиологического надзора и профилактике лихорадки Западного Нила»

41. Постановление главного государственного санитарного врача от 27 мая 2011 г. № 2 «О неотложных мерах по предупреждению распространения заболеваний лихорадкой западного Нила»

42. СП 3.1.7.3107-13 «Профилактика Лихорадки Западного Нила».

43. МУ 3.1.3.2600-10 «Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации».

44. МУК 4.2.3009-12 «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики лихорадки Западного Нила для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней».

45. СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита».

46. СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в пост сертификационный период».

47. СП 1.3.1325-03 «Безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом».

48. МУ 3.1.1.2360-08 «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и острыми вялыми».

49. Методические рекомендации МР 3.1.0170-20 с изменениями №1 «Эпидемиология и профилактика COVID-19».

50. Методические рекомендации MP 3.1.0169-20 с изменениями №1 «Лабораторная диагностика COVID-19».

51. Методические рекомендации МР 3.1.0175-20 "Изменения №1 в МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".

52. Методические рекомендации МР 3.1.0174-20 "Изменения №1 в МР 3.1.0169-20 Лабораторная диагностика "COVID-19".

53. Рекомендация ВОЗ от 24.03.2020 «Профилактика и контроль инфекций для безопасного обращения с трупами случае летальных исходов в контексте COVID-19».

54. Временное руководство ВОЗ от 20.03.2020 года по использованию чек-листа оценки риска и снижения негативных последствий массовых мероприятий в контексте COVID-19.

55. Временное руководство ВОЗ от 19.03.2020 года «Коронавирусная болезнь (COVID-19): права, роль и ответственность медицинских работников, включая основные рекомендации по профессиональной безопасности и здоровью».

56. Временное руководство ВОЗ от 19.03.2020 года «Лабораторные указания по биобезопасности, связанные с новым коронавирусом (2019- nCoV)».

57. Подготовка органов и учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации к работе в условиях чрезвычайных ситуаций санитарно — эпидемиологического характера: Методические рекомендации, И.В.Шестакова, В.Н. Городин, Г.Д.Брюханова, В.А.Бахтина, Д.В.Носиков. - Краснодар-Москва - 2015. - 188 с.

58. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».


Приложение Б

(справочное)

 

Чек-лист

для оценки системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации

(на примере работы медицинской организации в условиях пандемии COVID-19)

 

 

Группа показателей

Показатель

Метод оценки

ДА/ НЕТ

 

поликлиника

стационаре, не специализированном по оказанию помощи больным COVID-19

 

1

Организация системы обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях пандемии COVID-19

1.1. Наличие региональных нормативных документов о порядке работы МО в условиях пандемии, маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19, контактных с подозрительным или подтвержденным случаем COVID-19

Проверить наличие соответствующих документов

 
 

1.1.1. Оперативный план мероприятий, утвержденный органом управления здравоохранения

Проверить наличие

 
 

1.1.2. Актуальные региональные нормативные документы по маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19

Проверить наличие

 
 

1.1.3. Актуальные временные рекомендации МЗ РФ по предупреждению распространения COVID-19 в МО

Проверить наличие в электронном или бумажном виде

 
 

1.1.4. Ответственное лицо за мониторинг актуальных документов по вопросам работы МО в условиях пандемии

Проверить наличие

 
 

1.2. Наличие локальных документов по организации работы МО условиях пандемии COVID-19

Проверить наличие соответствующих документов

 
 

1.2.1. Приказ главного врача о функционировании МО в условиях пандемии COVID-19, формировании комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий указанием должностных лиц и ответственных, утверждении плана работы комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий В плане мероприятий отразить в том числе мероприятия по уменьшению потока пациентов в поликлинику:

приоритет оказания пациентам с симптомами ОРВИ первичной медико-санитарной помощи на дому оформления листков нетрудоспособности без посещения МО лицам, прибывшим в РФ с территории стран, в которых зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также проживающим совместно с ними лицам приостановление проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. перенос сроков оказания медицинской помощи в плановой форме, в том числе, в условиях дневного стационара ограничение выдачи направлений на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи оказание медицинской помощи на дому, пациентам с обострением ХНИЗ и другие, с учетом действующих нормативных актов.

1.2.1. Приказ главного врача о функционировании МО в условиях пандемии COVID-19, о формировании комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий указанием должностных лиц и ответственных, утверждении плана работы комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий. Приказ должен включать в том числе вопросы о приостановлении/ ограничении плановой госпитализации, оперативной активности; Особый порядок госпитализации в период эпидемии с изоляцией вновь поступающих пациентов в течение не менее 14 дней; Особый порядок проведения лечебно-диагностических мероприятий в период эпидемии с обеспечением социального дистанцирования пациентов;

Запрет на свободное перемещение пациентов внутри отделений и по территории стационара; Обеспечение «масочного» режима для пациентов; Регламент использования сотрудниками СИЗ;

Резервирования палат (отделений) для неотложной изоляции пациентов с признаками ОРВИ и др.

Проверить наличие

Примерный состав комиссии (не исчерпывающий):

Представитель администрации

Эпидемиолог

Главная сестра

Юрист

Микробиологическая лаборатория (если есть)

ЦСО (если есть)

Инфекционист (если есть)

Врачи-клиницисты (хирург и терапевт)

Старшие сестры (хирург и терапевт)

Отдел кадров

Экономист

Зам главного врача по АХЧ (или отдельно охрана, инженер

руководители отделений

 
 

 

 

1.2.2. Список дублеров членов комиссии (на случай выбытия основного), включая ответственного - «комиссии Б»

Проверить наличие

 
 

 

 

1.2.3. Оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного /подозрительного на COVID-19

Проверить наличие актуального плана, оценить исполнение, в том числе проведение регулярных целевых проверок

 
 

1.2.4. Установление режима функционирования структурных подразделений МО в период пандемии

Проверить наличие

 
 

1.2.5. Схема оперативной передачи информации руководителю МО и вышестоящим организациям в будние и выходные дни в каждом подразделении/кабинете

Проверить наличие в каждом подразделении/ кабинете

 
 

1.2.6. Схема оповещения и сбора специалистов в рабочее и нерабочее время

Проверить наличие

 
 

1.2.7. Алгоритм активного выявления пациентов с симптомами ОРВИ, в том числе из групп риска (лиц в возрасте старше 60 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщин) и оказанию им медицинской помощи.

1.2.7. Инструкции с функциональными обязанностями и действиями каждого специалиста по проведению первичных противоэпидемических мероприятий

Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете

 
 

1.2.8. Алгоритм действий при получении положительного результата лабораторных исследований биологического материала пациента на COVID-19, включающий в том числе уведомление пациента оповещение руководителя МО; регистрацию в журнале учета пациентов с COVID-19; информирование и осмотр работников МО, контактировавших с заболевшим пациентом; внесение данных в информационный ресурс учета информации в целях Предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

1.2.8. Алгоритм проведения первичных противоэпидемических мероприятий с указанием наличия и места хранения укладок с запасом необходимых медикаментов для лечения больного, дезинфицирующих средств, средств личной профилактики и индивидуальной защиты, для забора материала для лабораторного исследования

Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете

 
 

 

 

1.2.9. Алгоритм действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь на дому пациентам с положительным результатом теста на COVID-19, включающий в том числе В том числе, инструктаж перед началом смены; использование СИЗ, утилизацию СИЗ, использование маски пациентом во время осмотра и опроса медицинским работником; обработку рук в перчатках дезинфицирующим средством; по завершении оказания медицинской помощи пациенту сообщать уполномоченному лицу медицинской организации о лицах, имеющих контакт с пациентом.

1.2.9. Инструкция по маршрутизации больного/подозрительного COVID-19 и контактных лиц внутри МО с графической схемой/схемами, в том числе схемы движения с учетом разграничения потоков пациентов с пневмониями, пациентов с подтвержденным COVID-19, медицинского персонала, медицинских отходов и грязного белья, пациентов, подлежащих выписке (при неблагоприятном сценарии) Неблагоприятный сценарий - пациент, подозрительный на COVID-19, пациент с пневмонией, пациент с подтвержденным COVID-19 остается на лечении в МО в условиях изоляции)

Проверить наличие

 
 

1.2.10. Алгоритм медицинской помощи/лечения пациента с положительным результатом теста на COVID-19 на дому, в том числе отдельных групп населения, беременных, детей, включая показания к лечению на дому, в стационаре; оформление согласия на лечение на дому; порядок лечения, наблюдения пациентов, порядок переоценки состояния пациента; критерии излеченности; информирование пациента о порядке обращения в случае ухудшения состояния; информирование лиц, проживающих совместно/законных представителей

1.2.10. Инструкция по «зонированию» (разделению зон) внутри МО, разделенных этажностью или коридорами и информационные таблички при неблагоприятном сценарии. Инструкция должна включать информацию или информационные таблички для разделения «чистых» и «инфицированных» потоков (лифт для медицинских отходов, лифт для медицинского персонала, лифт для пациентов и т.д.)

Проверить наличие

 
 

 

 

1.2.11. Алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на COVID-19, включающий, в том числе, порядок немедленной изоляции и, при наличии показаний, госпитализацию пациентов в специально созданные для данного контингента медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, производить при появлении подозрения или установления факта заболевания COVID-19

1.2.11. Инструкция по маршрутизации пациента (эвакуации) вне МО

Проверить наличие

 
 

1.2.12. Приказ о материальном обеспечении всех мероприятий учетом режима функционирования структурных подразделений в период пандемии, в том числе на случай аварийных ситуаций, в том числе о неснижаемом запасе дезинфицирующих средств, СИЗ, медицинских изделий для забора биоматериала для лабораторного исследования, пульсоксиметров и других медицинских изделий и лекарственных препаратов

1.2.12. Инструкции о порядке перевода приемного отделения и лечебных отделений МО на работу в строгом противоэпидемическом режиме

Проверить наличие

 
 

1.2.13. Приказ о проведении обучения медицинского персонала вопросам профилактики, диагностики, лечения COVID-19, сбора эпидемиологического анамнеза и использования СИЗ

1.2.13. Приказ о материальном обеспечении всех мероприятий с учетом режима функционирования структурных подразделений в период пандемии, в том числе на случай аварийных ситуаций, в том числе о неснижаемом запасе дезинфицирующих средств, СИЗ, медицинских изделий для забора биоматериала для лабораторного исследования, других лекарственных препаратов и медицинских изделий

Проверить наличие

 
 

 

 

1.2.14. Приказ о работе приемного отделения с организацией приема через приемно-смотровые боксы и (или) фильтр-боксы пациентов с признаками ОРВИ, внебольничных пневмоний и дальнейшей маршрутизацией пациентов в/вне МО

1.2.14. Приказ о развертывании обсерватора (при неблагоприятном сценарии) и организация их работы

Проверить наличие

 
 

1.2.15. Порядок проведения мониторинга обращений пациентов с симптомами ОРВИ (среднетяжелые и тяжелые формы), внебольничными пневмониями за медицинской помощью, вызовов скорой медицинской помощи, а также учет количества госпитализированных и выбывших из стационара лиц, пациентов с ОРВИ и внебольничными пневмониями

1.2.15. Приказ о проведении обучения медицинского персонала вопросам профилактики, диагностики, лечения COVID-19, сбора эпидемиологического анамнеза и использования СИЗ с назначением ответственного за обучение.

 

 
 

1.2.16. Приказ об усилении дезинфекционного режима в подразделениях МО

1.2.16. Приказ о работе изолятора приемного отделения и порядка его работы

Проверить наличие в приемном отделении

 
 

1.2.17. Алгоритм проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на COVID-19, в том числе порядок немедленной изоляции и, при наличии показаний, госпитализацию пациентов в специально созданные для данного контингента медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, производить при появлении подозрения или установления факта заболевания COVID-19

1.2.17. Приказ об усилении дезинфекционного режима в подразделениях МО

Проверить наличие

 
 

2

Организация работы:

- боксов и (или) фильтр-боксов, выездных бригад;

- приемного отделения и допуска сотрудников в условиях пандемии COVID-19

2.1. Условия приема пациентов

Проверить условия приема пациентов

 
 

2.1.1. Входы в здание/здания ограничены (должны быть разграничены входы для больных с катаральными симптомами и лихорадкой и других категорий пациентов и сотрудников, входы должны быть отмечены соответствующими информационными табличками)

Проверить у ответственного сотрудника план входов, оценить наличие мед. постов на всех входах

 
 

 

 

2.1.2. Снаружи здания и в приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов, холле имеются знаки, постеры о правилах нахождения в МО, в том числе о необходимости ношения маски, соблюдения социальной дистанции, гигиене рук, правилах безопасности при кашле, чихании, правилах посещения (или запрете посещений пациентов)

Проверить наличие хорошо видимых, понятных знаков, указателей, постеров и т.д.

 
 

2.1.3. Прием пациентов осуществляется через приемно-смотровые боксы и (или) фильтр-боксы

2.1.3. Наличие в приемном отделении достаточного количества исправных поверенных бесконтактных термометров

Проверить наличие

 
 

2.1.4. Соблюдение пациентами и сопровождающими социальной дистанции в соответствии с разметкой

2.1.4. Наличие медицинских масок для пациентов и сопровождающих в расчетных количествах

Оценить соблюдение методом прямого наблюдения не менее 2-х метров с организацией разметки.

Проверить наличие

 
 

2.1.5. Наличие медицинских масок для пациентов и сопровождающих в расчетных количествах

2.1.5. Соблюдение пациентами и сопровождающими социальной дистанции в соответствии с разметкой

Проверить наличие.

Оценить соблюдение методом прямого наблюдения не менее 2-х метров с организацией разметки

 
 

2.1.6. Наличие в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах достаточного количества исправных поверенных бесконтактных термометров

нет

Проверить наличие

 
 

2.2. Наличие алгоритмов допуска сотрудников на медицинских постах при входе в МО, включая форму учета допуска сотрудников к работе, подтверждающую отсутствие у них признаков респираторной инфекции, благополучного эпидемиологического анамнеза

Проверить наличие и соблюдение

 
 

2.2.1. Наличие на мед. посту исправного поверенного бесконтактного термометра

Проверить наличие.

 
 

 

2.2.2. Наличие медицинских постов на каждом входе сотрудников в МО

Опросить достаточное количество сотрудников

 
 

2.2.2. Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ, в том числе хирургических костюмов

 

Проверить наличие и соблюдение

 
 

 

 

2.2.3. Наличие алгоритма работы с сотрудниками, имеющими признаки респираторной инфекции/неблагополучный эпидемиологический анамнез, в начале и в течение рабочей смены

2.2.3. Наличие алгоритмов допуска сотрудников на медицинских постах при входе в МО, включая форму учета допуска сотрудников к работе, подтверждающую отсутствие у них признаков респираторной инфекции, благополучного эпидемиологического анамнеза

Проверить наличие и соблюдение

 
 

2.2.4. Наличие опросника по выявлению лиц, подозрительных на COVID-19

Проверить наличие во всех подразделениях МО

 
 

2.2.5. Наличие полностью оборудованного места для мытья рук

2.2.5. Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ

Проверить наличие

 
 

 

2.2.6. Наличие алгоритма работы с сотрудниками, имеющими признаки респираторной инфекции/неблагополучный эпидемиологический анамнез, в начале и в течение рабочей смены

Проверить наличие и соблюдение

 
 

 

2.2.7. Наличие изолятора в приемном отделении и порядка работы в изоляторе

Проверить наличие и порядок работы

 
 

2.3. Условия работы выездных бригад

 

 

 
 

2.3.1. Выделение отдельных бригад для обслуживания пациентов потенциально опасных или с подтверждённой COVID-19

 

Проверить организацию формирования и деятельности бригад

 
 

2.3.2. Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ. Организация зоны/санпропускника для одевания бригад в специальные костюмы и последующей дезинфекции после окончания вызова

 

Проверить наличие, исполнение

 
 

2.3.3. Наличие оборудованных мест для отдыха и приема пищи выездных бригад

 

Проверить наличие

 
 

3.

Активное выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала

3.1.1. Наличие перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора

Проверить наличие во всех подразделениях актуального утвержденного перечня СОС COVID-19, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора

 
 

3.1.2. Знания персонала перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора

3.1.2. Соблюдение актуального утвержденного перечня СОС COVID-19, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора

Опросить сотрудников из разных подразделений МО на предмет знания основных СОС

 
 

3.2. Наличие алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции

Проверить наличие алгоритмов в каждом структурном подразделении МО

 
 

3.3. Соблюдение алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции

Опросить достаточное количество персонала, проверить достаточное количество ООИ пациентов на предмет правильно собранного, оформленного эпидемиологического анамнеза

 
 

 

3.4. Наличие журнала измерения температуры сотрудников медицинской организации при входе в медицинское учреждение и в период работы (по графику измерений)

Проверить наличие. Провести опрос сотрудников на знание графика измерения температуры тела.

 
 

 

 

3.5. Полнота выявления случаев респираторных инфекций

Проверить достаточное количество ООИ пациентов, находящихся на лечении в отделениях высокого риска возникновения респираторных инфекций (АРО, ПИТ, терапевтические, пульмонологические, эндокринологические отделения и др.) на наличие признаков респираторной инфекции в соответствии с СОС

 

 

 

3.6. Полнота выявления случаев респираторных инфекций

Проверить достаточное количество АК ежедневного наблюдения пациентов, переданных/обратившихся в МО:

приехавших из других стран/регионов в которых зарегистрированы случаи COVID-19, на период не менее 14 календарных дней с момента их возвращения, а также проживающих совместно с ними лиц пациентов с диагнозом ОРВИ, пневмонии

Проверить достаточное количество АК ежедневного наблюдения пациентов, переданных/обратившихся в МО:

приехавших из других стран/регионов в которых зарегистрированы случаи COVID-19, на период не менее 14 календарных дней с момента их возвращения, а также проживающих совместно с ними лиц пациентов с диагнозом ОРВИ, пневмонии

 

 

 

3.7. Наличие актуального списка лиц групп риска (в том числе: в возрасте старше 65 лет, а также лицах, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщин)

 

Проверить наличие

 

4.

Система проведения микробиологических исследований

4.1. Наличие микробиологической лаборатории в МО либо маршрутизации биологического материала для проведения исследований без выделения возбудителя

Проверить наличие микробиологической лаборатории в МО или договор со сторонней лабораторией, имеющей эпидемиологическое заключение на работу с III и IV группами патогенности

 

4.2. Доступность материальных ресурсов для проведения микробиологических исследований

Оценить доступность и объем материальных ресурсов на микробиологические исследования 24/7/365

 

4.2.1. Укомплектованность укладки на COVID-19 для забора материала в расчетных количествах

Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями

 

4.2.2. Наличие расходных материалов для забора биоматериала на другие инфекции в расчетных количествах

Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями

 

4.3.1. Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки материала для микробиологического исследования

Проверить наличие алгоритмов МО во всех структурных подразделениях

 

 

 

4.3.2. Забор материала в соответствии с алгоритмами

Оценить методом наблюдения забор материала для микробиологического обследования проверить достаточное количество ООИ пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования, для оценки исполнения алгоритмов МО

 

4.3.2. Оформление бланков направления в лабораторию в соответствии с алгоритмом

Проверить правильность оформления бланков

 

4.3.3. Выполнение алгоритмов МО проведения микробиологического обследования

Проверить достаточное количество АК пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования в соответствии с алгоритмами МО

 

4.4. Своевременное получение результатов исследований

Оценить порядок получения, оценки результатов исследований, соблюдения действующей тактики по результатам оценки результата. Проверить достаточное количество АК пациентов, которым назначалось лабораторное микробиологическое обследование в связи с подозрением COVID-19

 

5.

Проведение микробиологических исследований

5.1. Укомплектованность укладки на COVID-19для забора материала в расчетных количествах

 

Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями

 

5.2. Наличие расходных материалов для забора биоматериала на другие инфекции в расчетных количествах

 

Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями

 

5.3.1. Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки биоматериала для микробиологического исследования

 

Проверить наличие во всех подразделениях МО

 

5.3.2. Соблюдение алгоритма забора биоматериала

 

Оценить знания алгоритмов персоналом, опросить сотрудников в различных подразделениях МО

 

5.4.1. Забор материала в соответствии с алгоритмами

 

Оценить методом наблюдения забор материала для микробиологического обследования

 

 

 

Проверить достаточное количество ООИ пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования, для оценки исполнения алгоритмов МО

 

5.4.2. Своевременное получение результатов исследований

 

Оценить порядок получения результатов исследований и соблюдение сроков

 

6.

Обеспечение эпидемиологической безопасности среды

6.1. Наличие и исправность специального оборудования, включая:

Оборудование для обеззараживания воздуха

Моечно-дезинфекционные машины

Дезинфекционные камеры

Проверить наличие и соответствие расчетным потребностям оборудования для обеззараживания воздуха, моечно-дезинфекционных машин и дезинфекционных камер, их исправность

 

6.2. Проведение камерной дезинфекции постельных принадлежностей.

Проверить журнал камерной дезинфекции постельных принадлежностей. При проверке журнала сравнить количество выписанных пациентов и комплектов постельных принадлежностей, подвергнутых камерной дезинфекции за определенный срок (последнюю полную неделю)

 

6.3. Проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19

 

 

6.3.1. Наличие СОПов и отчетных документов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении

Проверить СОПы проведения заключительной, текущей, дополнительной уборки, особенно в помещениях повышенного риска (помещения с массовым скоплением людей, изоляторы пациентов с подозрение на COVID-19 и др.

 

 

 

6.3.2. Соблюдение СОПов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении

Оценить качество уборки помещений методом наблюдения во всех подразделениях МО в соответствии с СОПами

 

6.3.3. Наличие алгоритма выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции, в том числе в условиях распространения COVID-19

Проверить наличие

 

6.3.4. Наличие алгоритма выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции, в том числе в условиях распространения COVID-19

Проверить наличие

 

6.3.5. Наличие системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса

Проверить наличие и использование системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса, опросить не менее 2 ответственных сотрудников

 

6.3.6. Наличие дезинфицирующих и антисептических средств с учетом неснижаемого запаса

Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями во всех подразделениях МО с учетом неснижаемого запаса

 

6.4. Наличие оборудования для дезинфекции в соответствии с нормативными документами, в том числе оборудование для аэрозольной дезинфекции, дезинфекции воздуха и др.

Проверить наличие и соответствие количества оборудования для дезинфекции

 

 

 

6.5. Наличие системы обращения с отходами (включая отходами класса В) в соответствии с нормативными документами и эпидемической ситуацией

Проверить наличие системы обращения с медицинскими отходами и соответствие нормативным документам, в том числе сбора, хранения, обезвреживания/обеззараживания отходов класса В

 

6.6. Дезинфекция санитарного транспорта и оборудованное место для её проведения

Проверить: журнал и СОПы проведения дезинфекции санитарного транспорта; наличие и соответствие количества оборудования для дезинфекции

 

6.6.1. Наличие СОПа по дезинфекции санитарного транспорта, на котором прибыл больной/ подозрительный пациент

Проверить наличие

 

6.6.2. Наличие условий (место, специалисты, средства) для дезинфекции санитарного транспорта

Проверить наличие

 

6.6.3. Знания и навыки сотрудников по дезинфекции санитарного транспорта

Оценить методом опроса и наблюдения

 

6.7. Наличие системы обращения с отходами, включая отходы класса В, в соответствии с нормативными документами и эпидемической ситуацией

Проверить наличие системы обращения с медицинскими отходами и соответствие нормативным документам, в том числе сбора, хранения, обезвреживания/обеззараживания отходов класса В

 

7.

Организация оказания помощи пациентам, требующим изоляции / работы медицинского персонала в «грязной» зоне (при неблагоприятном сценарии)

7.1.1. Наличие алгоритма оказания помощи пациентам с инфекционным заболеванием, в т.ч. с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, требующим изоляции / работы медицинского персонала в «грязной» зоне

Проверить наличие, проверить соответствие алгоритма актуальным нормативным документам

 

 

7.1.2. Наличие изоляторов в подразделениях МО для пациентов с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, пневмониями, требующими изоляции (при неблагоприятном сценарии)

Проверить наличие и проверить исправность оборудования для поддержания отрицательного давления внутри палаты

 

7.1.2. Знания персоналом (наличие) алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов

Проверить наличие, проверить соответствие алгоритма актуальным нормативным документам Оценить знания персоналом алгоритма

 

 

7.1.3. Наличие алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в данной МО (неблагоприятный сценарий) с указанием маршрутизации пациента, мед. персонала и переносного оборудования внутри МО

Проверить наличие

 

 

7.1.4. Знания персоналом алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в МО

Оценить знания персоналом алгоритма, проверить соблюдение алгоритма персоналом

 

7.2. Наличие приемно-смотровых боксов и (или) фильтр-боксов

Проверить наличие

 

7.3.1. Наличие алгоритма временной (до эвакуации в специализированную МО) изоляции пациента в МО, на дому (самоизоляция)

 

 

7.3.2. Знания персоналом алгоритма временной (до эвакуации в специализированную МО) изоляции пациента в МО, на дому (самоизоляция)

Оценить знания персоналом алгоритма, проверить соблюдение алгоритма персоналом

 

 

 

7.4 Наличие полностью оборудованных мест для мытья и обработки рук

 

 

7.4.1. Наличие СОП для мытья и обработки рук, включая место для мытья рук в составе:

отдельная раковина

кран с локтевым смесителем

горячая вода

схема обработки рук (движения, моменты)

жидкое мыло

антисептик

одноразовые полотенца

ведро с крышкой с ножным механизмом открывания

Проверить СОП мытья и обработки рук персоналом

 

7.4.2. Наличие полностью оборудованных мест для мытья рук в структурных подразделениях МО:

в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах

в перевязочных

кабинетах неотложной помощи

в туалетах для персонала

в туалетах для пациентов

в лаборатории

Проверить наличие стандартно оборудованных мест для мытья рук во всех подразделениях МО, местах общего пользования и т.д.

 

7.2. Наличие дополнительных дозаторов с антисептиком:

на медицинских постах при входе в МО

в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах

в коридорах, в шлюзах

во всех подразделениях МО

при входах в палаты

В укладках выездных бригад

Индивидуальных дозаторов у персонала

Проверить наличие дополнительных дозаторов с антисептиком во всех подразделениях МО

 

7.3. Порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству

Оценить порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству, опросить ответственных во всех подразделениях

 

8.

Соблюдение правил гигиены рук персоналом, пациентами и посетителями/ ухаживающими

8.1. Соблюдение персоналом правил гигиены рук:

Перед контактом с пациентом

Перед процедурой

После процедуры

После контакта с пациентом

После контакта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow