47.Уточнение смысла основных исходных понятий называется:
1. интерпретацией
48. Формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста – это:
1. контент-анализ
49. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике называется:
1. социологическим исследованием
50. Противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта, - это:
1. проблемная ситуация
51. Научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки, - это
1. гипотеза
52. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования:
1. программа исследования
53. Всеобщая перепись населения по виду опроса относится к:
1. сплошному
54. Социометрия:
1. изучение «товарищества» в малых групп ах
55. Опрос включает в себя виды опроса:
2. сплошной и выборочный
56. Вид опроса, который предлагает перечень альтернатив
4. закрытый
57. Вид эксперимента, когда группа выступает как контрольная и экспериментальная:
3. параллельный
58. Высокую степень точности анализа документа обеспечивает метод:
2. традиционный
59. По степени стандартизации вопросы бывают
5. открытые, закрытые, личностные, безличнос тные
60. Тестирование:
1. опрос
61. Вид исследования, проводимый длительное время, но с перерывами:
1. лонготюдный
62. Вид наблюдения, когда социолог становится участником событий:
4. включенный
63. Сильной стороной включенного наблюдения является:
1. получение полной и объективной информации
64. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. опрос
65. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
4.свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности
66. Включенное наблюдение:
2. метод исследования, когда социолог является членом группы, которую иссле дует
67.Конкретные социологические исследования – это:
5. средство получения информации
68.Анкетный опрос применяется для:
3. сбора информации о конкретных индивидов
69.Если в анкете не предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:
3. открытым
70.Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:
2. закрытым
71.Невключённое наблюдение:
2. метод наблюдения, при котором социолог является для обследуемой группы совершенно посторонним лицом
72. Совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа – это:
1. методика
73. Предварительное исследование, проводимое с целью проверки всех элементов основного исследования и внесения в него корректив, является:
1. разведывательным
74.Вид опроса, при котором интервьюер использует опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов
1. стандартизированное (формализованное) ин тервью
75. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и процессов, происходящих в определенных условиях, - это:
1. наблюдение
76. Общество
3. совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь
77. Признаком общества является
3. способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи
78. Закрытое общество:
1. в котором нет гласности, свободы слова и печати
79. Цивилизованное общество гарантирует человеку
2. процветание и успех в профессиональной деятельности
80. Синоним доиндустриального общества:
2. традиционное
81. Характерные черты современного общества:
5. развитие, изменение, мобильность, рыночные отношения, рационализм
82. Системообразующие качества общества:
5. целостность, динамичность, саморегуляция
83. Индустриальному обществу присуще деление:
1. классовое
84. Традиционное общество:
1. доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами ра звития
85. «Постиндустриальное общество» это общество:
вв.
3. современное западное
86. Общество, для которого характерна социальная солидарность, сплоченность:
5. традиционное общество
87. По мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему:
3. определенные механизмы и структуры, которые выполняют функци адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
88. Разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора присуще:
5. индустриальному и постиндустриальному обществу
89. Модернизация общества:
4.переход от индустриального к постиндустриальному обществу
90. Цивилизационный подход к типологии обществ предложил:
2.А. Тойнби
91. Термин «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот:
3.Д. Белл
92.Теория К.Маркса об общественно-экономических формациях предполагает разделение на:
1.первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический
93. К.Маркс разработал:
3. формационный подход к обществу
94. Эволюционное развитие общества означает:
2. прямолинейное движение
95. Прогресс означает развитие:
1. по восходящей
96. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место:
3. эволюция
97. Одну из стадий исторического развития называют ещё «информационное общество». О какой стадии идёт речь:
3. постиндустриальное общество
98. Скачкообразное изменение общества, переход общества из одного качественного состояния в другое называется:
1. революция
99. Постиндустриальное общество пришло на смену индустриальному:
3. в 70-е гг. XX века
100. Как характеризуется экономика индустриального общества:
3. массовое товарное производство, машинные технологии
101. Нация – общность людей:
3. члены которой осознают себя носителями общей культуры
102. Идеология отрицания национальных особенностей:
5. космополитизм
103. Нетерпимость к лицам еврейской национальности:
4. антисемитизм
104. Физическое уничтожение других народов:
2. геноцид
105. Нация как элемент социальной структуры общества относится к числу общностей:
3. социально-этнических
106. Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:
4. первобытному строю
107. Условием разрешения национального конфликта является:
1. предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления
108. Народность – разновидность общности:
2. этнической
109. Идеология родоплеменного деления и розни:
4. космополитизм
110. Ассимиляция:
1. постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой
111. Свойство этнического самосознания воспринимать иоценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы:
3. этноцентризм
112. Этнос:
2. общность
113. Основной проблемой этносоциологии являются отношения:
3. межнациональные
114. Нация, как историческая общность людей, сложилась:
2. при капитализме
115. Характерная черта любой этнической общности:
1. устойчивое взаимодействие
2. относительно высокая степень сплоченности
3. осознание принадлежности этнической общности
4. превращение в субъекта рыночных отношений
5. наличие собственности на землю
116. Автор работы «Этногенез и биосфера Земли»:
4. Л.Н.Гумилев
117. Признание приоритета национального фактора в общественном развитии:
1. национализм
118. Идеи равноправия всех народов, наций и рас:
1. интернационализм
119. Идеология о физической и психической неполноценности рас:
1. расизм
120. Стремление к отделению, обособлению:
1. сепаратизм
121. Этническое самосознание означает:
1. чувство принадлежности, духовного единства с этносом
122. Институт, придающий способность восполнять население:
4. семья
123. Главные функции социальных институтов:
1. удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
124. Процесс и результат появления в обществе социального института – это:
1. институционализация
125. Главные преимущества социального института:
1. предсказуемость, надежность, регулируемость
126. Высокой эффективности социальных институтов способствует:
2. разделение труда и профессионализм
127. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок:
3. социальный контроль
128. Понятие, объединяющее следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, образование:
3. социальные институты
129. Процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, выпадает из системы общественного производства:
5. маргинализация
130. Наиболее распространенная на Земле религия:
4. христианство
131. К мировым религиям относится:
1. буддизм
132. Католичество является разновидностью:
4. христианства
133. Национальная религия евреев:
2. иудаизм
134. Форма религии, основанная на заклинаниях:
4. магия
135. Религиозное поклонение конкретным предметам:
3. фетишизм
136.Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо животным или растениям:
2. тотемизм
137. Древняя форма религии, отражающая веру вдухов и души умерших предков:
3. анимизм
138. Социология религии исследует:
5. степень влияния религии на социальные процесс ы
139. Процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности:
1. секуляризация
140. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт:
3. религии
141. Формы религиозной организации:
3. церковь, культ, вероисповедание, секта
142. Наука, изучающая религию как социальный институт:
3. социология
143. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:
1. ролевой конфликт
144. Положение индивида в соответствии с его личными качествами:
4. личный статус
145. Статус, с которым идентифицируют человека в обществе:
3. социальный статус
146. Определенная позиция в социальной структуре общества:
2. статус
147. Автор концепции «зеркального «Я»:
2. Ч. Кули
148. Профессионально-должностной статус – разновидность статуса:
1. достигаемого
149. Социальный статус показывает:
2. какое место занимает индивид в обществе или группе
150. Достигаемый статус:
1. достается через личные усилия и конкуренцию
151. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, семейным положением:
3. социальный статус
152. Максимальное слияние личности со своей ролью:
2. ролевая идентификация
153. Процесс социализации:
2. вхождение индивида в социальный мир
154. Подражание тому, как ведут себя в обществе другие люди, называется:
3. конформизмом
155. Экстравертный тип:
1. четкость поведения
156. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит:
2. социализация
157. Люди и учреждения, ответственные за усвоение социальных ролей - это агенты:
2. социализации
158. Социализация личности:
3. усвоение социального опыта, накопленного человечеством
159. Стадии социализации:
5. адаптация и интериоризация
160. К агентам вторичной социализации относятся:
5. тренеры
161. К агентам первичной социализации относятся:
5. родители
162. Отождествление себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации:
2. идентификация
163. Система личности, по Т. Парсонсу:
1.социализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности
164. В концепции личности Дж.Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как:
4.«значимые другие
165. Личность - это:
1. каждый отдельный индивид
166. Факторы, влияющие на формирование личности:
3. совокупность различных факторов: биологических, социальных и других
167.Фералами (феральными людьми) называют:
2. детей, воспитанных животными
168. Социализация продолжается:
3. от рождения до глубокой старости
169. Предписанный статус:
1.достается через личные усилия и конкуренцию
2. достается при рождении
3. навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности
4. обеспечивается привилегиями
5. получается в дар
170. В современных индустриальных обществах статусы чаще всего являются:
1. достигаемыми
171. Социальная дифференциация:
1. разделение общества на группы, занимающие разное положение
172. Маргиналы:
1. социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями
173. Автор теории социальной стратификации:
1. П. Сорокин
174. Исторические типы стратификации:
4. рабство, касты, сословия
175. Универсальное измерение неравенства:
2. деньги
176. Социальное неравенство проявляется в:
4. наличии привилегий для отдельных групп
177. Критерий выделения высшего класса:
2. наиболее крупные размеры собственности и доходов
178. Основной критерий социальной стратификации:
1. доход
179. «Андеркласс» в социологии:
3. низший класс
180. Страта:
2. слой
181. Классическая кастовая система существовала в:
2. Индии
182. Признак стратификации по Т.Парсонсу:
5. характеристики, которыми люди обладают от рождения и связанные с исполнением роли
183. Критерии социальной стратификации по П.Сорокину
5. уровень дохода, политический статус, профессиональные рол и
184. Важнейшие критерии социальной стратификации:
5. образование, доход, власть, профессия
185. Наиболее корректное определение классов:
2. «совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер)
186. Средний класс составляет в современном западном обществе:
2. 60%
187. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:
3. повышает устойчивость и стабильность общества
188. Социальная мобильность:
4. переход людей из одной социальной группы в другую
189. Вертикальная мобильность:
2. переход из одной страты в другую
190. Горизонтальная мобильность означает перемещение:
1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне
191.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:
П.Сорокиным
192. Межпоколенная мобильность предполагает:
1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители
193. Каналы вертикальной мобильности:
4. система образования, семья, бизнес, политика, армия
194. Культура:
1. все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества
195. В XVIII веке у европейцев культура означала:
2. совершенствование человеческих качеств
196. Материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни:
1. культурное наследие
197. Культура, удовлетворяющая сиюминутные запросы людей:
1. массовая
198. Культура, включающая мифы, легенды, сказания:
3. народная
199. Время появления массовой культуры:
2. середина ХХ века
200. Причины появления массовой культуры:
1. развитие средств массовой информации
201. Новаторство в духовной культуре проявляется в:
4. создании нового творческого направления в искусстве
202. Первоначально слово «культура» означало:
3. возделывание почвы
203. Компоненты нематериальной культуры:
1. нормы, обычаи и представления, нравы, законы, ценности
2.картины, литературные произведения, архитектурные сооружения
204. Культура высших слоев общества, труднодоступная ввиду усложненности формы для обыденного восприятия:
1. элитарной культурой
205. Культура, находящаяся в открытой конфронтации по отношению к официальной культуре:
1. контркультура
206. Культура, нормы и ценности которой разделяются большинством членов общества:
1. доминирующая
207. Подход к другой культуре с точки зрения ценностей собственной культуры:
1. культурный релятивизм
208. Изменение роли семьи изучает:
1. социология
209. Специфически социологическим является определение семьи:
2. основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных с общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей
210. Патриархальная семья:
4. главенствующее положение отца семейства
211. Форма брака преобладающая в современном обществе:
4. групповой брак
212. Наиболее распространенный тип современной семьи по критерию лидерства:
3. эгалитарный
213. Нуклеарная семья:
1. включаает два поколения (родители и дети)
214. Исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанностя:
1. брак
215. Многоженство:
2. полигамия
216. Экзогамия требует чтобы:
1. люди заключали браки с теми, кто не входит в определенные групп ы
217. Ролевой статус женщины в обществе впервые был сформулирован:
1. Платоном
218.Утверждение, что «добродетель женщины, состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаться послушной мужу» - принадлежит:
4. Платону
219. Мыслители, которые отрицательно относятся к женскому опыту:
5. Аристотель, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, З. Фрейд
220. Казахстан ратифицировал «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»:
5. 1998 г.
221. Гендер это:
1 .социальная роль
222. Полиандрия:
3 .брак между одной женщиной и несколькими мужчинами
223.Полигиния:
1. брак между одним мужчиной и несколькими женщинами
224. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является:
2. расширенной
225. Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними:
1. гендер
226. Семья, в которой все обязанности распределяются справедливо, пропорционально, где совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения, называется:
1. эгалитарная
227. Основным международным актом, отражающим нормы гендерного равенства, является:
1. Устав ООН
228.Возрастание роли и влияния женщин в каких-либо областях общественной жизни, в обществе в целом:
1. феминизация
229. Молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры:
2. контркультура
230. Форма организации молодежи, представляющая определяющий стиль жизни и мышления:
2. молодежная субкультура
231. Хиппи, панки, рокеры и т.п. – проявление:
1. молодежной субкультуры
232. Тинэйджеры:
2. возрастная группа от 13 до 19 лет
233. Принципы реализации государственной молодежной политики:
5. гарантии, приоритета, социальной компетенции, участия
234. Молодежь относится к группе:
2. социально-демографической
235. Специфическая молодежная проблема:
4. организация содержательного досуга
236. Поведение, влекущее за собой уголовное наказание:
1. делинквентное
237. Санкция, в которой выражается публичное одобрение официальных организаций:
2. формальная позитивная
238. Автор, считающий главной причиной девиации разрыв между целями общества и социально-одобряемыми средствами достижения этих целей:
4.Р.Мертон
Девиантное поведение
5. алкоголизм
240. Понятие «аномия» введено в социологию:
3. Э. Дюркгеймом
241. Э. Дюркгейм под аномией понимает:
2. социальное состояние ослабления или распада норм
242. Перечислите теории девиантного поведения:
2. биологические, психологические, социологическое
243. Кем из известных итальянских психологов конца 19 века был нарисован «портрет преступника:
Ч. Ломброзо
244. Непрерывное образование:
3. обновление устаревших знаний и восполнение пробелов
245. Функции образования:
1. формирование у подрастающего поколения установок, ценностей и идеалов
246. В систему институтов образования входят:
4. семья, школа, учреждение культуры, СМИ
247. Основные этапы непрерывной системы образования Казахстана:
1. дошкольное, среднее и профессиональное, высшее и послевузовское
248. Цель высшего образования:
5. подготовка специалиста новой формации
249.Центральное звено реформы системы образования Казахстана:
1. информационно-технологическое развитие
250.СМИ это:
2. газета, радио, телевидение
251. Тенденция развития современной системы образования, когда особое внимание уделяется личности учащегося, его склонностям и интересам:
1. гуманизация