Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий

47.Уточнение смысла основных исходных понятий называется:

      1. интерпретацией

48. Формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста – это:

         1. контент-анализ

49. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике называется:
         1. социологическим исследованием

50. Противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта, - это:

         1. проблемная ситуация

51. Научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки, - это

              1. гипотеза

52. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования: 

             1. программа исследования

53. Всеобщая перепись населения по виду опроса относится к:

           1. сплошному

54. Социометрия:

         1. изучение «товарищества» в малых групп ах

55. Опрос включает в себя виды опроса:

       2. сплошной и выборочный

56. Вид опроса, который предлагает перечень альтернатив

       4. закрытый

57. Вид эксперимента, когда группа выступает как контрольная и экспериментальная:

       3. параллельный

58. Высокую степень точности анализа документа обеспечивает метод:

       2. традиционный

59. По степени стандартизации вопросы бывают

 5. открытые, закрытые, личностные, безличнос тные

60. Тестирование:

       1. опрос

61. Вид исследования, проводимый длительное время, но с перерывами:

       1. лонготюдный

62. Вид наблюдения, когда социолог становится участником событий:

    4. включенный      

63. Сильной стороной включенного наблюдения является:

    1. получение полной и объективной информации

64. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. опрос

65. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:

 4.свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности

66. Включенное наблюдение:

2. метод исследования, когда социолог является членом группы, которую иссле дует

67.Конкретные социологические исследования – это:         

     5. средство получения информации

68.Анкетный опрос применяется для:

      3. сбора информации о конкретных индивидов

69.Если в анкете не предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:  

        3. открытым

70.Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:

         2. закрытым

71.Невключённое наблюдение:

         2. метод наблюдения, при котором социолог является для обследуемой группы совершенно посторонним лицом                

72. Совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа – это:

           1. методика

73. Предварительное исследование, проводимое с целью проверки всех элементов основного исследования и внесения в него корректив, является:

           1. разведывательным

74.Вид опроса, при котором интервьюер использует опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов                 

           1. стандартизированное (формализованное) ин тервью

75. Метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и процессов, происходящих в определенных условиях, - это:
               1. наблюдение

76. Общество

         3. совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь

             

77. Признаком общества является

       3. способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи

78. Закрытое общество:

       1. в котором нет гласности, свободы слова и печати                 

79. Цивилизованное общество гарантирует человеку

       2. процветание и успех в профессиональной деятельности     

80. Синоним доиндустриального общества:

       2. традиционное

81. Характерные черты современного общества:

       5. развитие, изменение, мобильность, рыночные отношения, рационализм

82. Системообразующие качества общества:

       5. целостность, динамичность, саморегуляция

83. Индустриальному обществу присуще деление:

       1. классовое

84. Традиционное общество:

1. доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами ра звития    

85. «Постиндустриальное общество» это общество:

вв.

 3. современное западное

86. Общество, для которого характерна социальная солидарность, сплоченность:

  5. традиционное общество

87. По мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему:

  3. определенные механизмы и структуры, которые выполняют функци адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца

88. Разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора присуще:

    5. индустриальному и постиндустриальному обществу

89. Модернизация общества:

   4.переход от индустриального к постиндустриальному обществу

90. Цивилизационный подход к типологии обществ предложил: 

  2.А. Тойнби

91. Термин «постиндустриальное общество» ввел в научный оборот: 

    3.Д. Белл

92.Теория К.Маркса об общественно-экономических формациях предполагает разделение на:

     1.первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический

93. К.Маркс разработал:

      3. формационный подход к обществу

94. Эволюционное развитие общества означает:

     2. прямолинейное движение

95. Прогресс означает развитие:

     1. по восходящей

96. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место:

     3. эволюция

97. Одну из стадий исторического развития называют ещё «информационное общество». О какой стадии идёт речь:

     3. постиндустриальное общество

98. Скачкообразное изменение общества, переход общества из одного качественного состояния в другое называется:

    1. революция

99. Постиндустриальное общество пришло на смену индустриальному:

    3. в 70-е гг. XX века

100. Как характеризуется экономика индустриального общества:

   3. массовое товарное производство, машинные технологии

101. Нация – общность людей:

       3. члены которой осознают себя носителями общей культуры

102. Идеология отрицания национальных особенностей:

5. космополитизм

103. Нетерпимость к лицам еврейской национальности:

       4. антисемитизм

104. Физическое уничтожение других народов:

       2. геноцид

105. Нация как элемент социальной структуры общества относится к числу общностей:

       3. социально-этнических

106. Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:

       4. первобытному строю

107. Условием разрешения национального конфликта является:

       1. предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления

108. Народность – разновидность общности:

       2. этнической

109. Идеология родоплеменного деления и розни:

       4. космополитизм

110. Ассимиляция:

       1. постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой

111. Свойство этнического самосознания воспринимать иоценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы:

     3. этноцентризм

112. Этнос:

    2. общность

113. Основной проблемой этносоциологии являются отношения:

    3. межнациональные

114. Нация, как историческая общность людей, сложилась:

    2. при капитализме

115. Характерная черта любой этнической общности:

    1. устойчивое взаимодействие

     2. относительно высокая степень сплоченности

3. осознание принадлежности этнической общности

     4. превращение в субъекта рыночных отношений

     5. наличие собственности на землю

116. Автор работы «Этногенез и биосфера Земли»:

       4. Л.Н.Гумилев

117. Признание приоритета национального фактора в общественном развитии:

      1. национализм

118. Идеи равноправия всех народов, наций и рас:

      1. интернационализм

119. Идеология о физической и психической неполноценности рас:

     1. расизм

120. Стремление к отделению, обособлению:

     1. сепаратизм

121. Этническое самосознание означает:

       1. чувство принадлежности, духовного единства с этносом

122. Институт, придающий способность восполнять население:

       4. семья

123. Главные функции социальных институтов:

     1. удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

124. Процесс и результат появления в обществе социального института – это:

     1. институционализация

125. Главные преимущества социального института:

     1. предсказуемость, надежность, регулируемость

126. Высокой эффективности социальных институтов способствует:

    2. разделение труда и профессионализм

127. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает  социальный порядок:

3. социальный контроль

128. Понятие, объединяющее следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, образование:

    3. социальные институты

129. Процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, выпадает из системы общественного производства:

   5. маргинализация

130. Наиболее распространенная на Земле религия:

       4. христианство

131. К мировым религиям относится:

       1. буддизм

132. Католичество является разновидностью:

       4. христианства

133. Национальная религия евреев:

       2. иудаизм

134. Форма религии, основанная на заклинаниях:

       4. магия

135. Религиозное поклонение конкретным предметам:

       3. фетишизм

136.Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо животным или растениям:

     2. тотемизм

137. Древняя форма религии, отражающая веру вдухов и души умерших предков:

     3. анимизм

138. Социология религии исследует:

    5. степень влияния религии на социальные процесс ы

139. Процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности:

     1. секуляризация

140. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт:

    3. религии

141. Формы религиозной организации:

    3. церковь, культ, вероисповедание, секта

142. Наука, изучающая религию как социальный институт:

  3. социология

143. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:

   1. ролевой конфликт

144. Положение индивида в соответствии с его личными качествами:

       4. личный статус

145. Статус, с которым идентифицируют человека в обществе:

       3. социальный статус

146. Определенная позиция в социальной структуре общества:

       2. статус        

147. Автор концепции «зеркального «Я»:

  2. Ч. Кули

148. Профессионально-должностной статус – разновидность статуса:

       1. достигаемого

149. Социальный статус показывает:

   2. какое место занимает индивид в обществе или группе

150. Достигаемый статус:

  1. достается через личные усилия и конкуренцию

151. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с полом, возрастом, происхождением, профессией, семейным положением:

3. социальный статус

152. Максимальное слияние личности со своей ролью:

       2. ролевая идентификация

153. Процесс социализации:

       2. вхождение индивида в социальный мир

154. Подражание тому, как ведут себя в обществе другие люди, называется:

  3. конформизмом

155. Экстравертный тип:

1. четкость поведения

156. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит:

  2. социализация

157. Люди и учреждения, ответственные за усвоение социальных ролей - это агенты:

       2. социализации

158. Социализация личности:

       3. усвоение социального опыта, накопленного человечеством

159. Стадии социализации:

       5. адаптация и интериоризация

160. К агентам вторичной социализации относятся:

       5. тренеры

161. К агентам первичной социализации относятся:

       5. родители

162. Отождествление себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации:

  2. идентификация

163. Система личности, по Т. Парсонсу:

   1.социализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности

164. В концепции личности Дж.Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как:

          4.«значимые другие

165. Личность - это:     

  1. каждый отдельный индивид

166. Факторы, влияющие на формирование личности:

  3. совокупность различных факторов: биологических, социальных и других

167.Фералами (феральными людьми) называют:

2. детей, воспитанных животными

168. Социализация продолжается:

3. от рождения до глубокой старости

169. Предписанный статус:

1.достается через личные усилия и конкуренцию

2. достается при рождении

3. навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности

4. обеспечивается привилегиями

5. получается в дар

170. В современных индустриальных обществах статусы чаще всего являются:

1. достигаемыми

171. Социальная дифференциация:

       1. разделение общества на группы, занимающие разное положение

172. Маргиналы:

1. социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

173. Автор теории социальной стратификации:

       1. П. Сорокин

174. Исторические типы стратификации:

       4. рабство, касты, сословия

175. Универсальное измерение неравенства:

       2. деньги

176. Социальное неравенство проявляется в:

  4. наличии привилегий для отдельных групп

177. Критерий выделения высшего класса:

       2. наиболее крупные размеры собственности и доходов

178. Основной критерий социальной стратификации:

       1. доход

179. «Андеркласс» в социологии:

       3. низший класс

180. Страта:

       2. слой

181. Классическая кастовая система существовала в:

       2. Индии

182. Признак стратификации по Т.Парсонсу:

  5. характеристики, которыми люди обладают от рождения и связанные с исполнением роли

183. Критерии социальной стратификации по П.Сорокину

  5. уровень дохода, политический статус, профессиональные рол и

184. Важнейшие критерии социальной стратификации:

  5. образование, доход, власть, профессия

185. Наиболее корректное определение классов:

       2. «совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами» (М. Вебер)

186. Средний класс составляет в современном западном обществе:

       2. 60%

187. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

       3. повышает устойчивость и стабильность общества

188. Социальная мобильность:

       4. переход людей из одной социальной группы в другую

189. Вертикальная мобильность:

       2. переход из одной страты в другую

190. Горизонтальная мобильность означает перемещение:

       1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

191.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:




П.Сорокиным

192. Межпоколенная мобильность предполагает:

       1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

193. Каналы вертикальной мобильности:

4. система образования, семья, бизнес, политика, армия

194. Культура:

       1. все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества

195. В XVIII веке у европейцев культура означала:

       2. совершенствование человеческих качеств

196. Материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни:

       1. культурное наследие

197. Культура, удовлетворяющая сиюминутные запросы людей:

1. массовая

198. Культура, включающая мифы, легенды, сказания:

       3. народная

199. Время появления массовой культуры:

       2. середина ХХ века

200. Причины появления массовой культуры:

       1. развитие средств массовой информации

201. Новаторство в духовной культуре проявляется в:

       4. создании нового творческого направления в искусстве

202. Первоначально слово «культура» означало:

       3. возделывание почвы

203. Компоненты нематериальной культуры:

  1. нормы, обычаи и представления, нравы, законы, ценности

2.картины, литературные произведения, архитектурные сооружения

204. Культура высших слоев общества, труднодоступная ввиду усложненности формы для обыденного восприятия:

    1. элитарной культурой

205. Культура, находящаяся в открытой конфронтации по отношению к официальной культуре:

  1. контркультура

206. Культура, нормы и ценности которой разделяются большинством членов общества:

      1. доминирующая

207. Подход к другой культуре с точки зрения ценностей собственной культуры:

      1. культурный релятивизм

208. Изменение роли семьи изучает:

       1. социология

209. Специфически социологическим является определение семьи:

       2. основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных с общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей

210. Патриархальная семья:

       4. главенствующее положение отца семейства

211. Форма брака преобладающая в современном обществе:

       4. групповой брак

212. Наиболее распространенный тип современной семьи по критерию лидерства:

       3. эгалитарный

213. Нуклеарная семья:

       1. включаает два поколения (родители и дети)

214. Исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанностя:

  1. брак

215. Многоженство:

 2. полигамия

216. Экзогамия требует чтобы:

  1. люди заключали браки с теми, кто не входит в определенные групп ы

217. Ролевой статус женщины в обществе впервые был сформулирован:

     1. Платоном

218.Утверждение, что «добродетель женщины, состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаться послушной мужу» - принадлежит:

  4. Платону

219. Мыслители, которые отрицательно относятся к женскому опыту:

5. Аристотель, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, З. Фрейд

220. Казахстан ратифицировал «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»:

5. 1998 г.

221. Гендер это:

1 .социальная роль

222. Полиандрия:

      3 .брак между одной женщиной и несколькими мужчинами

223.Полигиния:
     1. брак между одним мужчиной и несколькими женщинами

224. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является:

   2. расширенной

225. Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними:

1. гендер

226. Семья, в которой все обязанности распределяются справедливо, пропорционально, где совместно обсуждаются проблемы и принимаются решения, называется:

1. эгалитарная

227. Основным международным актом, отражающим нормы гендерного равенства, является:

1. Устав ООН

228.Возрастание роли и влияния женщин в каких-либо областях общественной жизни, в обществе в целом:

1. феминизация

229. Молодежная субкультура, в которой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением традиционной культуры:

  2. контркультура

230. Форма организации молодежи, представляющая определяющий стиль жизни и мышления:

  2. молодежная субкультура

231. Хиппи, панки, рокеры и т.п. – проявление:

    1. молодежной субкультуры

232. Тинэйджеры:

  2. возрастная группа от 13 до 19 лет

233. Принципы реализации государственной молодежной политики:

5. гарантии, приоритета, социальной компетенции, участия

234. Молодежь относится к группе:

2. социально-демографической

235. Специфическая молодежная проблема:

4. организация содержательного досуга

236. Поведение, влекущее за собой уголовное наказание:

       1. делинквентное

237. Санкция, в которой выражается публичное одобрение официальных организаций:

       2. формальная позитивная

238. Автор, считающий главной причиной девиации разрыв между целями общества и социально-одобряемыми средствами достижения этих целей:

4.Р.Мертон


Девиантное поведение

5. алкоголизм

240. Понятие «аномия» введено в социологию:

       3. Э. Дюркгеймом

241. Э. Дюркгейм под аномией понимает:

       2. социальное состояние ослабления или распада норм

242. Перечислите теории девиантного поведения:

2. биологические, психологические, социологическое

243. Кем из известных итальянских психологов конца 19 века был нарисован «портрет преступника:

Ч. Ломброзо

244. Непрерывное образование:

       3. обновление устаревших знаний и восполнение пробелов

245. Функции образования:

       1. формирование у подрастающего поколения установок, ценностей и идеалов

246. В систему институтов образования входят:

       4. семья, школа, учреждение культуры, СМИ

247. Основные этапы непрерывной системы образования Казахстана:

1. дошкольное, среднее и профессиональное, высшее и послевузовское

248. Цель высшего образования:

5. подготовка специалиста новой формации

249.Центральное звено реформы системы образования Казахстана:

1. информационно-технологическое развитие

250.СМИ это:

    2. газета, радио, телевидение

251. Тенденция развития современной системы образования, когда особое внимание уделяется личности учащегося, его склонностям и интересам:

       1. гуманизация

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: