Эпоха Возрождения в культуре Европы

Германо-скандинавская мифология.

Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Германо-скандинавский пантеон.

Песнь о Хильдебранте» (VIII – XI вв.) как памятник германской эпической поэзии раннего средневековья.

Место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Исторические события и легендарное воплощение.

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».

«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.

Куртуазный эпос в Германии.

Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой. Творчество Кретьена де Труа как начало сюжетных основ рыцарских романов. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа. Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде».

Некуртуазная средневековая литература Германии.

Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры. Влияние куртуазной лирики. Известные нам имена и основные жанры. Ключевые темы и образы.

Животный эпос. «Роман о Лисе».

Шванк как жанр. Сборники шванков «О Тиле Уленшпигле» и «Шильдбюргеры».

Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике).

Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Возникновение городской драмы. Литургическая драсма, моралите, миракли, мистерии, фарсы. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие фарс и шванк. Связь фарсов и фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья.

Миннезанг и майстерзанг.

Куртуазная лирика. Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики. Майстерзанг как явление в литературе. Творчество Ганса Сакса.

Эпоха Возрождения в культуре Европы.

Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе.

Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.

Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики. Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма в духовной жизни эпохи; его историческая судьба.

Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения. Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее историческая роль. Деятельность Мартина Лютера.

Развитие мистических учений как реакция на кризис схоластики. Влияние мистицизма на культуру и литературу.

Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных гуманистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: