Типографика в современном графическом дизайне

В современном мире текст неизменно остается одним из самых популярных средств передачи информации. Бессчетное количество объявлений, вывесок и указателей выполнено в графическом оформлении печатного текста. И в последнее время в дизайне все более популярным становится использование типографики. Вероятно каждый дизайнер задавался вопросом, откуда произошел термин типографика и какова история развития этого направления.

Следует сказать, что история возникновения типографики начинается еще с возрождения книгопечатания. Но вопрос о более точном времени возникновения книгопечатания вызывает много споров и полемики среди историков до сих пор. Поэтому назвать более точное время возникновения книгопечатания весьма сложно.

Есть достоверные данные о том, что первые наборные формы начали создавать ещё в Китае в 1040-х годах. Имя создателя, первым представившим наборные формы — Би Шэн. Эти формы были сделаны из фаянса, и вследствие этого срок их службы был недостаточно долог. Уже ближе к XIII веку данная технология начинает зарождаться и в Корее, а уже в середине XV века — в странах Европы.

Имеется множество определений понятию типографика. Кто-то может назвать это наукой об оформлении набранного текста. Хотя такое определение вряд ли подойдет. Законы и правила типографики являются достаточно гибкими и необязательными для соблюдения, в отличие от законов, например, физики. Так что называть типографику наукой, наверное, не стоит. Так же часто типографику называют искусством построения композиции из шрифтов путем набора и верстки. Дать четкую формулировку типографике сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чаще всего под типографикой в современном дизайне понимают одну из ключевых составляющих, которая позволяет производителям индивидуализировать свой продукт, быть узнаваемым и запоминающимся. Поэтому большое количество работы в графическом дизайне связано именно с набором текста и его оформлением. Она обходиться без использования иллюстраций и изобразительной графики, но с помощью моделирования и монтажа текста создает художественные образы. Именно поэтому типографика является неотъемлемой частью дизайна и оформительского искусства.

Особенностью современной типографики является общепринятая классификация шрифта по определенным группам, позволяющим закономерно и последовательно изучать различные особенности написания шрифта.

При этом каждой группе можно выделить свои отличительные особенности:

  • Декоративные шрифты. Предназначены для имитации исторического стиля написания и используются чаще всего в декоративных целях.
  • Антиквенные шрифты. Это шрифты со специальными засечками, имитирующими старинный стиль написания.
  • Гротески (рубленые шрифты). Данные шрифты не содержат засечек и характеризуются почти полным отсутствием контрастности соединительных шрифтов.
  • Готические шрифты. Эти шрифты предназначены для имитации старинного рукописного подчерка, использовавшегося еще в средние века. Данный шрифт отличает высокая, яркая контрастность соединений, и достаточно узкие пропорции.
  • Рукописные шрифты. Являются имитацией каллиграфического подчерка и могут изображать буквы, написанные пером, ручкой, фломастером и так далее.
  • Старославянские шрифты. Данные шрифты отображают старинный способ написания букв, всем известной кириллицы.

Все эти виды шрифтов широко используются в современном графическом дизайне.

Главная задача типографики — доступно, понятно и в интересной форме донести до зрителя или читателя информацию. Использование типографики в дизайне придают динамику, характер и способность преподнести идею не только содержанием, но и графически. Выделяют несколько направлений в графическом дизайне:

Графический дизайн в визуальной идентификации бренда. Брендинг – это искусство поиска, уточнения смыслов и их переведения в точные образы, для увеличения прибыли бизнеса. Дизайнеры, занимающиеся такими проектами, работают с логотипами, типографикой, библиотекой изображений, цветовой гаммой, визитками, корпоративными бланками и другими визуальными составляющими бренда.

Графический дизайн откружения. Данный вид графического дизайна посвящен стилизации окружения, среды, в которой находится аудитория. Он объединяет людей
с окружением, повышая их степень доверия, информативности или вовлеченности. Примеры: печатные вывески и объявления, музейные выставки, стилизация офиса, интерьер торговой точки, брендинг стадиона, видеореклама на мониторах.

Рекламная графика. Маркетинговые мероприятия способствуют принятию правильного решения аудиторией. Эффективный маркетинг основывается на желаниях и потребностях аудитории. Это способ общения с ней, который несет за собой прямую пользу, например, увеличение продаж. Поскольку визуальный контент более привлекателен для зрителя, графический дизайн помогает решать коммуникационные маркетинговые задачи и создавать эффектную, привлекательную рекламу. Примеры: рекламные баннеры
в журналах и интернете, открытки и флаеры, плакаты и наружная реклама, инфографика, рекламные объявления в соц. сетях, стилистика веб-сайта.

Искусство и иллюстрации в графическом дизайне. Дизайнеры создают композиции из готовых элементов, либо создают новые формы, стили, макеты. Иллюстраторы же создают оригинальные произведения искусства, которые могут принимать любые формы от изобразительного искусства до иллюстраций к книгам. Графика и иллюстрация — это две разные сферы, которые часто совмещаются для достижения одной цели. Примеры: дизайн одежды, стоковые изображения, обложки книг, альбомов, каталогов, инфографика и презентации, проекты моушн-дизайна.

Графический дизайн пользовательских интерфейсов. Пользовательский интерфейс (UI) — это инструмент для взаимодействия пользователя и приложения. Дизайн интерфейса требует детального проектирования всех элементов, чтобы обеспечить максимальное удобство пользования приложением. Примеры: веб-ресурсы, игры, мобильные приложения.

Графический моушн-дизайн. Моушн-дизайн — это графика, которая пребывает
в движении. Проекты моушн-дизайна могут вмещать в себе анимации и видеоэффекты, фотографии и картинки, типографику и трехмерные объекты. Данный вид графического дизайна используется только в цифровой среде: веб-контент, телевидение, кинематография. Примеры: анимация логотипа и презентации, объявления и баннеры, веб-сайты
и приложения, видео игры и мультипликация, информационные и обучающие видео.

Графический дизайн публикаций. Публикации — это длинные объявления для общения с аудиторией, которые традиционно передаются через печатные издания. Это книги, газеты, каталоги, журналы и другая публицистическая продукция. Цифровые ресурсы имеют аналогичные формы общения, которые также требуют проектирования и разработки дизайна. Примеры: Книги и справочники, газеты и журналы, информационные бюллетени и отчеты, каталоги и инструкции.

 

К элементам, которые позволяют закономерно и последовательно исследовать различные особенности написания шрифта, относятся:

Гарнитура — это набор одного или нескольких шрифтов, объединенных стилистическим единством начертания. Так, например, гарнитуры «Times New Roman» и «Arial»
и многие другие состоят из обычного, курсивного и полужирного шрифтов;

Шрифт — это стиль гарнитуры с определенными параметрами;

Кегль — высота строчных букв + верхние и нижние выносные элементы + небольшое расстояние по краям. Единица измерения кегля – один типографиский пункт (pt). Текст набранный 14 кеглем будет равен 14 pt по высоте. Один типографский пункт равен 1/72 английского дюйма;

Кернинг (межбуквенный интервал) — расстояние между буквами в словах или предложениях.

Трекинг — межбуквенные пробелы, не зависящие от формы и размера символа.

Интерлиньяж – межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется интерлиньяж в типографских пунктах.

Таким образом, мы видим, что типографика — это использование шрифта, с целью усиления смысла слова и донесения этого смысла до потребителя. Попутно слова и страницы становятся искусством, а типографика — способом создания книг, журналов, каталогов, газет, рекламных материалов и логотипов.

Ещё в 1929 году лидер движения типографического возобновления Стэнли Морисон дал типографике следующее определение: «…искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению». Под наборным материалом подразумевается, прежде всего, шрифт. Зачастую шрифт приобретает самые причудливые формы, в зависимости от среды, в которой находится. Благодаря этому мы получаем возможность, ориентируясь на самый разнообразный внешний вид знаков, определиться
в море предлагаемой нам информации, выбрать необходимое и отсеять второстепенное. Конечно же, это зависит в большей степени не от того кто создал шрифт, а от дизайнера, применившего его по назначению.

Как правило, шрифт — это основа любой композиции, то, на чём она держится. Шрифт — он везде, повсюду. Был, есть, и будет. Многие его не замечают и принимают, как нечто обычное, само собой разумеющееся. И, как пишет в своей книге «Живая типографика» Александра Королькова, главная проблема типографики в России в том, что её почти что нет. Уровень шрифтовой и типографической культуры, к сожалению, очень низкий, в том числе у графических дизайнеров. К сожалению, часто приходится наблюдать примеры неграмотного использования шрифтов в дизайне. Грамотно или неграмотно выбранный шрифт может украсить или испортить любую композицию до неузнаваемости: будь этот текст опубликован в журнале или размещён на веб-сайте или билборде.

Простая красота привычной типографской буквы полно раскрывает тайны дизайна, гармонии и красоты. Все грамотные люди используют шрифт как инструмент для визуальной передачи или восприятия смысловой информации посредством применения текста. Но мало кто задумывается над тем, сколько труда вложено при создании начертания конкретного шрифта.

У букв своя красота. Но эту красоту необходимо научиться еще и видеть, и чувствовать, и замечать, и восторгаться.

Типографика как графическое оформление печатного текста, проектирование или же конкретное моделирование вида произведения печати в последнее десятилетие вновь приобрела те черты, которые она потеряла в процессе собственного становления.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: