Формы организации учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах. К трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. По определению Ю.К.Бабанского, «формы организации обучения» представляют собой внешне выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме». В теории и практике обучения естествознанию сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику в содержании, организации деятельности учителя и учащихся, но они имеют и общие черты:

1.Решение определенных познавательных, воспитательных и развивающих задач.

 2.Отбор определенного содержания учебного материала, при этом необходимо учитывать требования к учебной нагрузке учащихся, правила безопасности и гигиены труда. 3.Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых зависят от целей содержания занятий.

4.Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий.

5.Рациональное использование отведенного на занятие времени.

6.Наиболее полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей.

Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм имеет свои особенности.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др. Внутри каждого вида организационных форм выделяют более мелкие организационные формы: практические и лабораторные работы, игры, самостоятельная или фронтальная, групповая или индивидуальная организация деятельности детей.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся.

Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: