1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем чтение художественных книг, детективов и прочих.
6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием радиоприемника, построением телескопа, летательного аппарата, собиранием коллекции и т.д.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
V. Литературное дарование
|
|
1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Вносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом, известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы или стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.
VI. Артистический талант
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
4. Понимает и изображает конфликт в ситуации, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток и всегда проверяет новую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
|
|
VII. Способности технические
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Понимает в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
VIII. Способности к спорту
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях среди сверстников, движется легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Обработка и интерпретация результатов. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») делите на количество вопросов - в этой области их 12, и полученное число откладываете на пересечении оценки в баллах по оси «X» и той области способности (от 1-ой до 8-ой), которую вы проверяете.
«Профиль» каждого ребенка представляет как практический, так и исследовательский интерес. Родителям и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими. Получить такую картину развития интересов и способностей поможет этот «профиль». Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда показатели по всем пунктам значительно выше среднего результата, – это разные типы одаренности.
Для того, чтобы дать правильный ответ и конкретные рекомендации для развития способностей, нужно знать тип одаренности ребенка.
Степень выраженности таланта
5 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
2 |