Общая характеристика курса внеурочной деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психологический театр» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

3.Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

4.Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015

№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

5.Учебного плана МОУ «Малоугреневская СОШ» на 2019-2020учебный год.

6.Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования (ФкГОС), среднего общего образования (ФкГОС) МБОУ «Малоугреневская СОШ».

 

Актуальность изучения курса внеурочной деятельности

    Детский психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка в форме совместного творчества, которая способствует оздоровлению отношений, налаживанию коммуникаций и взаимопонимания в коллективе и семье. Это форма исцеляющего творчества, дающая возможность увидеть стереотипы своего поведения, свой жизненный сценарий, проявиться внутреннему миру человека и сделать шаги к самоизменению.

       Благодаря школьному психологическому театру можно решать многие вопросы и проблемы образования и воспитания. Но, психологический спектакль предполагает, во-первых, большую и серьезную работу над собой, своим внутренним миром; во-вторых, познание человека, мира и взаимоотношений в этом мире; в-третьих, взаимодействие личности, выступающей в роли актера, со зрителями и имеющей возможность и право просвещать, приглашая к размышлениям о жизни и смысле жизнетворчества, о человеке и его предназначении.

       Школьный театр – активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии, педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

       Учебно-творческая работа в детском психологическом театре способствует духовному обогащению, нравственно-эстетическому и художественному развитию, личностному становлению, росту социально-психологического опыта. В процессе самопознания и самовоспитания, общения и философских рассуждений, художественного восприятия и анализа литературного материала формируется мировоззрение и ценностное отношение детей к жизни. В этом смысле определяющими являются слова: «Школа для жизни, через жизнь» (О.Декроли).

 

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

  Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

При выборе темы для занятия, а в дальнейшем и для спектакля учитываются интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности и непреходящие ценности времени и жизни: семья, друзья, школа, любовь, личностное и профессиональное самоопределение, смысл жизни и т.п. Темы ориентированы на вопросы и проблемы, решение которых имеет большое значение для всех учащихся. Участники занятия активно высказывают свое мнение, выражают чувства, настроения. Такие дискуссии позволяют соотнести свои проблемы с данной темой, сопоставить свой опыт с опытом других. Группа представляет собой маленькую лабораторию, в которой её участники учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций и реакций своих партнеров по работе, перерабатывая свои внутренние проблемы; дети наблюдают, комментируют, обобщают, объясняют, усваивают определенные знания и обогащают свой опыт.

       При подборе материала важна его социально-психологическая и художественно-воспитательная направленность, соответствующая возрасту, проблематике, требованиям времени и нацеливающая на самовоспитание, ибо, согласимся со словами В.А.Сухомлинского: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»; «Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое». Единство идейно-художественных и психолого-педагогических требований имеет основополагающее значение и при выборе форм, методов и средств в учебно-творческой работе с учащимися.

Многообразие форм и методов занятий (беседы, дискуссии, диспуты, разнообразные игры это кропотливый труд, связанный и упражнения, психодрамы, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, музыкальные и танцевальные элементы и т.п.) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально-чувственную сферу. Занятия в психологическом театре приносят много положительных эмоций: радость, удивление, восхищение и т.д., но все-таки это кропотливый труд, связанный с овладением знаниями и умениями; это труд ума, души, воли и в целом психики человека. Такие занятия воспитывают у детей пытливость, любознательность, критичность, активность, ответственность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя. С помощью занятий, которые проходят в более комфортной и свободной среде непосредственного общения, учащиеся легче и глубже постигают уроки жизни и усваивают литературно-художественное наследие.

       В работе психологического театра можно выделить три основных этапа.

       Первый этап – это учебно-творческий процесс, это как бы репетиция «жизни» перед выходом на сцену. Это своего рода погружение в тему, это изучение и исследование себя и вопросов учащихся и человека вообще. Непосредственная работа над тематическим спектаклем начинается именно на этом этапе. На занятиях частично идет наработка материала, игровых моментов, миниатюр и т.д.

       Проходя в формах комбинированных занятий (беседа, диалог, игра, анализ и разбор ситуаций, проигрывание ролей и фраз, моделирование поведения и образа и т.п.), она направлена на более глубокое осознание темы, душевное проникновение в суть жизненных явлений и в свой внутренний мир, обогащение чувственно-эмоциональной сферы.

       Осознание самого себя- это предпосылка для целенаправленного и всестороннего изменения самого себя, чувств, мыслей, поступков. А после осмысления человек уже не может жить, как живется, он встает на новый уровень бытия; возникают новые мысли, жизнь наполняется новым содержанием и духовным поиском, требующим самостоятельности, активности, силы чувств и воли, творчества… И, уже человеческие ценности, а не потребности определяют его поведение; и он видит своё отражение в зеркалах действительности.

       Беседы-рассуждения о человеке можно дополнить и разнообразить использованием игр, упражнений, заданий на развитие внимания, наблюдательности, памяти, мышления и воображения, так необходимых каждому учащемуся.

       Второй этап в работе психологического театра – это сценическая работа. Она представляет собой более специфическую театральную деятельность, в процессе которой даются основы актерского мастерства; углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения; отрабатываются манеры поведения на сцене, умение «подать» себя зрителям; ведется работа по художественно- техническому оформлению спектакля.

       Тематические спектакли, познавательно-развлекательные программы, литературно-драматические композиции, включающие в себя разножанровые литературные тексты, сценические отрывки, миниатюры, философские рассуждения, являются целостным произведением, объединенным общим идейно-смысловым замыслом и значением. Отрывки такой композиции тесно связаны друг с другом, а это требует от каждого учащегося большой ответственности и развивает чувство коллективизма.

       Третий этап – выступление перед зрителями – завершает творческую работу коллектива и имеет большое значение. Во-первых, важна общественная направленность самодеятельного театра; это не только выступление, но и вовлечение зрителей в психологический спектакль (обмен мнениями, интервью, игры), задача донести идею возлагается на детей-актеров, а это большая ответственность. Чем содержательнее спектакль, ярче и богаче действующие лица, глубже и тоньше идейный замысел, полнее, душевнее и разностороннее выразительные средства, тем лучше идет восприятие зрителями выступления, вернее улавливается смысл человеческих отношений, ибо «театр должен быть театром высокой гражданственности и тончайших человеческих, психологических проникновений» (Г.А.Товсоногов).

       Во-вторых, такие выступления дают выступающим возможность почувствовать свою значимость, испытать чувство ответственности, коллективизма, удовлетворения от своего вклада в общее творческое дело. После спектакля – обязательное обсуждение, анализ. Вначале было слово благодарности зрителей, их оценка, аплодисменты. Затем обсуждение более основательное, глубокое в узком кругу, в своем коллективе. Обязательно каждому дается возможность высказаться. «Первое, непостижимое право ребенка – высказать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Тогда мы дорастем до его уважения и доверия, тогда он поверит нам и скажет, в чем его право, и загадок и ошибок станет меньше (Я.Корчак). Доброжелательность, справедливость, тактичность – обязательные моменты подведения итогов. Такой подход способствует развитию творческой активности, требовательности к себе и другим, формированию конструктивного общения, установлению и расширению контактных связей. Но самое главное: каждый учащийся должен почувствовать удовлетворение, осознать свою индивидуальность, значимость, а для этого необходимо отметить успех (пусть даже очень маленький!) каждого, ибо успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учится» (В.А.Сухомлинский).

       Занятия в психологическом театре призваны расширять круг художественных впечатлений и знаний учащихся, развивать способности адекватного восприятия жизни и литературных произведений. Сочетание художественно-творческой деятельности с общественно-просветительской способствует духовному обогащению и личностному росту детей. «Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений» (В.А.Сухомлинский).

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Программа предназначена для подростков 12-15 лет.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: