Лушалках. 6. После дождика по-дружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные — самые заметные. 7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду

(С. Маршак). 8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт,

 

а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт (К. Чуковский).

2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруд-нения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы думаете, почему?

 

Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы;морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт.

 

 

 Слово загадать означает «задумать, замышлять, пред-лагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, ко-торое скрыто под личиной (маской) — иносказанием, намё-ком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќл под небеса ушёл — в этой загадке печь уподоблена матери,огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается.

Поэтому для обозначения загаданного предмета нередко используется метафора (По горам, по долам ходит шуба да кафтан). Но не только. В загадках мы встречаем и другиеязыковые выразительные средства, например эпитеты, срав-нения, олицетворения:


 

40


Красная девушка по небу ходит. (Солнце);

 

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не че-ловек, а рассказывает. (Книга);

 

Старый дед, / Ему сто лет, / Мост намостил во всю реку, / А пришла молода, / Весь мост размела. (Мороз и весна).

 

38. 1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой.

 

Загадка Отгадка
   
Три братца пошли купаться, два купают- Чайник
ся, третий на берегу валяется. Искупа-  
лись, вышли, на третьем повисли.  
   
В тёмной темнице красны девицы без Петух
нитки, без спицы вяжут вязеницы.  
   
В брюхе — баня, в носу — решето, на го- Лошадь
лове — пупок; всего одна рука и та на  
спине.  
   
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плот- Вёдра, коромысло
ник, а первый на селе работник.  
   
Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех Улей, пчёлы, соты
будит.  
   

 

2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засе-кречивает» задуманный предмет? С помощью каких языковых выра-зительных средств?

 

 Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам.

 

В ней отражаются представления людей об окружающем ми-ре. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, чтоидти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.



Мы даже не замечаем, когда в своей речи употребляем метафоры. И далеко не всегда это связано с желанием выска-заться красиво, выразительно, украсить свою речь. Не только о времени, но и о многих других явлениях и неживых предме-тах мы говорим так, будто они могут передвигаться, как чело-


 

41


век: солнце с́ло, дорога пошла вниз, на поле лёг туман. Такие метафоры называются языковыми, потому что они не придуманы конкретным человеком, а являются привычными

 

и общеизвестными обозначениями предметов, явлений, при-знаков и воспроизводятся в речи в готовом виде. Иногда об-щеязыковые метафоры приводятся в толковых словарях с по-метой «переносное» (в некоторых случаях без помет).

Языковая метафора присуща всем языкам. Однако при-знак, который лежит в её основе, в разных языках может различаться. Так, продолговатая впадина между двумя вер-шинами гор в русском языке называется седловиной, а в та-тарском языке — тау биле, что буквально означает «талия горы». Нетрудно догадаться, что в русском слове отмечается сходство формы впадины с формой седла, а в татарском с формой талии человека. Деталь сковороды, которую по-рус-ски называют ручка, французы называют queue — «хвост».

 



Диалог культур

 

 Во многих языках, независимо друг от друга, для обозначения предметов, явлений окружающего мира используются сходные метафоры. Так, одна и та же птичка в раз-ных европейских языках получила наимено-вание «маленький король»: королёк (рус-ский), roitelet (французский), realtino (италь-янский), basolicos (греческий), Zaunkönig (немецкий), kinglet (английский).

 

Мы говорим: «Вам ясно?», имея в виду: «Вы поняли?» Англи-чане говорят так же: «Is it clear?» Прилагательное же ясный озна-чает и в русском, и в английском языке «хорошо видимый, отчёт-ливый», но в приведённых выражениях это слово имеет переносное значение «понятный, простой, не требующий разъяснений».

 

 

39. 1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обо-значенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями, обозначенными словами в метафорическом значении.

 

Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся — проснулась совесть; горя-чий кофе — горячая встреча; сладкая конфетка — сладкая улыбка; серебряное кольцо — серебряный иней; крыло пти-


 

42


цы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

 

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с перенос-ным значением, распределив их по группам.

 

40. 1) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запиши-те их. В прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

 

Светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспомина-ние, мечты;

 

тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча,приём, обстановка;

 

холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встре-ча, атмосфера;

 

широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор; острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина.

 

2) Объясните прямое значение выделенных слов. В каждом за-писанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагатель-ные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей (в том числе на портале «Словари.ру»).

 

41. Рассмотрите схему. Прямое или переносное (метафорическое) значение глаголов отмечено на схеме? Почему, говоря о свете как о физическом явлении, можно употребить указанные глаголы? С чем сравнивается явление, обозначенное словом свет? Какое слово не-обходимо добавить в схему?

 

Течёт

 

струится

Свет

льётся

 

?

 
     

 

 

Сочится


 

 

43


42. Прочитайте вопросы к содержанию текста, который вам предсто-ит прочитать, и определите его тему.

1. Как переносное значение слова ласточка доказывает нежное отношение русских к этой птице?






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: