Психологические детерминанты отцовского отношения к детям

Отцовская любовь — требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца — носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти («Я люблю тебя, потому что ты похож на меня»). Отцы в большей степени приветствуют появление наследника (мальчика) и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки. Бездетность является одной из причин острого переживания' мужчинами кризиса середины жизни, когда «социальные часы» требуют отчета о том, «воспитал ли ты сына».

Отец, согласно Фромму, выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, чем матери.

Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка.

Функция отца в воспитании ребенка состоит в поощрении его активности, направленной на развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, дает образцы способов решения, оказывает необходимую помощь, стимулирует автономию ребенка и его направленность на достижение целей.

Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец—ребенок в качестве профилактической меры необходимо как можно раньше вовлекать отца в процесс воспитания ребенка, используя разнообразные формы — от общения с ребенком в период внутриутробного развития до присутствия при родах.

Психологическое сопровождение беременности и родов.

Одной из наиболее важных фаз развития материнской сферы является беременность, которая рассматривается как критический период в жизни женщины Психологическое сопровождение беременности показано как для женщин, у которых беременность протекает благополучно, но особенно для тех, у кого наблюдается нестабильное эмоцион. состояние, психологич. проблемы в семье. Тревожность и депрессия часто находят выражение в соматических проявлениях, таких как анорексия, непрекращающаяся рвота в течение продолжительного периода беременности, сильные головные боли, угроза выкидыша.

Обобщая сведения о развитии нормальной беременности в ее протекании можно выделить ряд этапов. Первый этап начинает еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и связан с осознанием факта беременности. В большинстве случаев за это время принимается решение о сохранении беременности или ее прерывании. Второй этап характеризуется появлением симптоматики беременности, гормональной перестройкой, изменениями в эмоциональном состоянии, неприятными физическими ощущениями, включая тошноту, рвоту и стремление к специфическим видам пищи. Выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Третий этап начинается с ощущений от шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери: стабилизируется гормональный фон, еще нет ограничения в подвижности, эмоциональное состояние становится более устойчивым. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка, и дает много стимулов для субъективных состояний. Начиная шевелиться, ребенок тем самым заставляет признать, что его, хотя скрытого в убежище материнского тела, следует признать отдельным существом, со своей собственной жизнью. Беременная женщина нуждается в дополнительной поддержке со стороны окружающих, особенно важна поддержка супруга и матери беременной. Четвертый этап включает в себя последний триместр беременности. У женщины осложняется самочувствие, затрудняется двигательная активность, отмечается повышение тревожности, страхов родов, снижается интерес ко всему, что не связано с ребенком. Осознание близости рождения ребенка и стремление повысить свои материнскую компетентность способствует тому, что образ ребенка становится более конкретным Пятый - предродовый - этап физиологически является достаточно важным. Происходит тонкая физиологическая перестройка женского организма в подготовке к родам. Эмоциональное состояние близко к эмоциональному «отупению», которое выражается в ограничении активности и резких эмоциональных проявлений и выполняет адаптивное значение. Поведение и состояние женщины особенно на этом этапе значительно зависит от стиля переживания беременности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: