Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

Тема 1. Методика преподавания изобразительного искусства как наука.

Основные понятия методики.

МЕТОДИКА КАК НАУКА

М представляет собой отрасль педагогики, которая изучает закономерности обучения ИЗО, накапливает технологический инструментарий, позволяющий опти­мальными методами и средствами усваивать содержание обучения ИЗО, овладевать опытом изобразительной деятельности, оценочными отношениями.

Структуру М можно представить как взаимосвязь трёх компонентов:

· Общедидактического (общие для преподавания всех школьных предметов принципы, законо­мерности, правила и т.д.);

· Частнодидактического (специфическое для школьного курса ИЗО содержание и методы его преподавания);

· Технологического (наборы практических советов, ориентировочные основы деятельности учителя ИЗО).

Например, описания принципа наглядности в пособии В.И. Булавко отражают общеди­дактический компонент методики, описания педагогического рисунка – частнодидактический, рекомен­дации к выполнению отдельных средств наглядности – технологический.

Предмет М – школьная дисциплина, её содержание и структура, а также про­цесс овладения учащимися содержанием художественного образования при взаимо­связанной деятельности учителя и учащихся.

Так, цели подробно описаны у Ростовцева, со­держанию преподавания посвящены труды Беды, Шорохова, Шпикаловой, Шешко и др. ученых. Процесс проведения занятий, требования к его организации и технологический аспекты проведения уроков искусства описаны в ряде трудов: Рожковой, Кургузаловой, Глинской и др.

М отвечает на вопросы: с какой целью, чему, с помощью чего и как учить ИЗО. Цели, содержание, средства, методы, формы и приёмы обучения ИЗО между собой взаи­мосвязаны, образуют некую целостность.

Так, описывая авторскую методику организации и про­ведения занятий кружка живописи, учитель руководствуется целями (развитие творческих способностей или подготовка к поступлению в университет), соотносит с ними содержание (творческие задания или ба­зовый курс натюрморта), методы обучения (описания вариантов выполнения или анализ ошибок).

М – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Научные иссле­дования в М своим объектом делают реальные процессы обучения ИЗО, раскрывают за­кономерные связи между различными его сторонами, сущностные характеристики струк­турных и содержательных элементов процесса художественного образования. В этом за­ключается научно-теоретическая функция М. Полученное теоретическое знание позволя­ет решать многие проблемы, связанные с обучением ИЗО, а именно: приводить в соответ­ствие с изменяющимися целями содержание художественного образования, устанавливать принципы художественного обучения, определять оптимальные возможности мето­дов и средств, конструировать новые образовательные технологии и др. В этом заключа­ется нормативно-прикладная (конструктивная) функция М.

Так, исследования содержания обуче­ния композиции, выполненные В.П. Климовичем, определили тематику заданий по курсу для студентов худграфа.

Связь М с др. науками

Наиболее тесно М связана с историей и теорией ИЗО и смежными с ними нау­ками, основы которого составляют основную часть содержания курса ИЗО.

Так, зна­комство с произведениями изобразительного искусства на занятиях по ИИ позволяет учителю организо­вывать процесс восприятия искусства на занятиях в школе.

М – это частная дидактика, поэтому имеет тесную связь с педагогикой. В М реализуются общие закономерности обучения, отбор содержания производится на основе учёта принципов дидактики. Разработка воспитательных, развивающих задач обучения опирается на теорию воспитания.

Укрепляется связь М с возрастной психологией. В условиях гуманитаризации содержания образования, внимания к психологическим особенностям познаватель­ной деятельности М широко опирается на данные педагогической и возрастной пси­хологии о психофизиологических особенностях учащихся разного возраста.

Боле опосредована связь М с другими науками: историей, социологией, философией, физиологией, кибернетикой, информатикой, медицинскими науками, этнографией, техническими науками и экономикой. М связана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика даёт представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Развитие М как науки происходит параллельно с развитием смежных наук. Успехи смежных наук влияют на развитие методики. Так, успехи в развитии педагогики в последние 10 лет вызвали к жизни появление многих новых исследований в области М.

Теория и опыт – взаимосвязанные источники развития М.

«Искусство воспитания,писал К. Д. Ушинский,имеет ту особенность, что почти всем оно ка­жется делом лёгким и знакомым... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождён­ной способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания». «Нельзя быть учителем по шпаргалке».

Педагогическую деятельность можно рассматривать как профессиональную и непрофессиональную. Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознаёт педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим об­разом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого. Самым надёжным путем совершенствования мастерства учителя является дидактическое осмысление им сво­его педагогического опыта и обращение к методике, как к области знаний, науке, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения ИЗО.

На эти два источника развития М обращает внимание Н.Н. Ростовцев: «... М как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие мето­ды обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты... Практи­ческая методика... требует известных способностей и наклонностей и в этом смысле является искусством – искусством трудным, сложным и очень ответственным».

М как наука и как практика преподавания удивительным образом встречаются В процессе изучения истории методики. «Для успешного овладения методикой, в первую очередь, необходимо критически использовать всё лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи. Историю М нужно изучать как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить, что было в старых сис­темах преподавания положительного, и вместе с тем отметить отрицательные стороны обучения, неприемлемые с нашей точки зрения».

 Методы и этапы научного исследования в М

Необходимость дидактических исследований в области художественного образо­вания вызвана проблемами, накопленными современной школой:

· дидактическое исследование явления обучения искусству;

· выявление закономерностей процесса обучения искусству;

· дальнейшая разработка теории художественного образования;

· обоснование специфических целей и содержания обучения изо;

· конструирование образовательных технологий обучения изо;

· определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения изо.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ – это способы изучения педа­гогических явлений, получения научной информации о них с целью установления законо­мерных связей, отношений и построения научных теорий. Являясь педагогической наукой, М использует общепедагогические методы исследований: эмпирические (изучение педаго­гического опыта, педагогический эксперимент); теоретические (теоретический анализ, ин­дуктивные и дедуктивные методы). Среди методов изучения педагогического опыта выде­ляют: изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, наблюдение, беседа, анкетирование и др.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе

Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства.

Его основная ЦЕЛЬ - приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые - универсальные - способности: К целостному, образному мышлению;К сопереживанию с окружающим миром; К творческой деятельности.

Реализацию данной цели осуществляет эстетическое воспитание человека средствами искусства и художественной педагогики. В их основе лежат художественное образование и художественная деятельность. Только в их совокупности мы можем представить себе осуществление целей эстетического воспитания. Это два различных способа развития сознания человека, не заменяющие, а дополняющие друг друга.

Критерии оценки творческого развития человека в области эстетического воспитания, раскрываются в соответствии с задачами формирования гармонично развитого человека. Три взаимосвязанных направления в нем:

А) сохранение нравственной целостности личности;

Б) развитие ее творческого потенциала;

В) обеспечение гармонической соотнесенности в ней социальных и уникальных черт.

Все это естественно реализуется в художественной деятельности человека.

Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивает прежде всего ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. Искусство - это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства - в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.

Программой по изо в школе предусмотрены 4 основных вида работ - рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изо, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

В задачи занятий изо входит:

 Развивать зрительное восприятие учащихся;

 Развивать способности наблюдения, устанавливать сходства и различия,

классифицировать предметы по форме и фактуре;

Воспитать эстетические и художественные способности;

Научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки;

Развивать умственное и абстрактное мышление.

Ведущий вид рисования - рис. с натуры кот. ведет к общему развитию человека - развивает воображение, умственное, пространственное и абстрактное мышление,  глазомер,  память.

Школьный курс изо. искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помогать детям познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Научить пользоваться рисунком в трудовой и общественной деятельности

5. Дать учащимся знание основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.

6. Развить творческие и эстетические способности учащихся, Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изо. деятельности.

Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.

Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:

- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)

- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)

- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)

- по типу занятий

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: