Клинические критерии оценки тяжести состояния больного

Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.

Общий осмотр ребенка имеет большое диагностическое значение: фельдшер не только получаем общее представление о состоянии здоровья пациента в целом, но и может в ряде случаев поставить диагноз с «первого взгляда».

Объективный осмотр начинают во время беседы с матерью и ребенком, наблюдая за его поведением, реакцией на окружающее, речью. Для того чтобы использовать все возможности осмотра, необходимо найти подход к ребенку и соблюдать определенные правила.

· Осмотр желательно проводить при дневном освещении, а также с использованием бокового освещения.

· Температура воздуха в помещении должна быть 20-22°C.

· Ребенок должен быть осмотрен полностью.

· Детей раннего возраста осматривают на пеленальном столе, старшего - стоя и лежа на кушетке или кровати.

· Спящего ребенка будить не следует. Проводят подсчет ЧСС, ЧД, пальпацию органов брюшной полости.

· При негативной реакции используют игровые методы, отвлекают внимание ребенка разговором.

· Детей преддошкольного возраста осматривают не по стандартной схеме, а в зависимости от настроения ребенка.

· Ротоклотку и болезненные участки тела исследуют в последнюю очередь.

   Во время общего осмотра выявляют наиболее выраженные симптомы, оценивают физическое развитие ребенка, затем исследуют органы и системы по общепринятой схеме.

   На основании объективных данных проводится оценка общего состояния пациента, которое может быть удовлетворительным, среднетяжелым и тяжелым, или терминальным (предагональное) состояние. Тяжесть состояния оценивается фельдшером при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.

   Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.

   В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.

У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:

1) степень выраженности синдрома токсикоза;

2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.

    О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем. В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления. У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.

      Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях – по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек – по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.

   При оценке тяжести общего состояния больного с длительно текущим и хроническим заболеванием определяющую роль играет степень функциональных нарушений той или иной системы органов.

   Общее состояние следует отличать от самочувствия больного, которое отражает его субъективные ощущения; самочувствие и общее состояние могут совпадать, но возможно и расхождение. Так, при наличии большого количества жалоб состояние больного может оставаться удовлетворительным и наоборот.

Положение больного может быть активным, пассивным и вынужденным:

· Активное положение: в покое больной занимает непринужденную позу, легко изменяя свое положение в зависимости от обстоятельств или по просьбе фельдшера.

· Пассивное положение наблюдают при бессознательном состоянии больного, а также в случае крайней слабости. Больной неподвижен, голова и конечности свешиваются.

· Вынужденное положение наблюдают при некоторых патологических состояниях (остром перитоните, выраженной сердечной недостаточности, менингитах и т.п.) – дети принимают положение, приносящее им облегчение.

При общем осмотре следует оценивать осанку, походку, выражение лица. У здорового ребенка прямая осанка, бодрая походка, свободные движения, спокойное выражение лица.

Таблица 1. Критерии общего состояния пациента при остро возникших заболеваниях

Состояние Клиническая характеристика
Удовлетворительное Нерезко выражены вялость, беспокойство. Температура тела нормальная или субфебрильная. Кожные покровы бледно-розовой окраски или слегка гиперемированы. Нарушений в других органах и системах, как правило, не отмечают или они выражены слабо.
Среднетяжелое Ребенок вял, неохотно вступает в контакт, предпочитает дремать. Температура тела 38-39°C. Кожные покровы гиперемированные или бледные с цианотичным оттенком. Дыхание умеренно учащено, тахикардия. Вожможны рвота, жидкий стул, у детей реддошкольного возраста – вздутие живота.
Тяжелое Выявляют различные стадии нарушения сознания: § Cтупор (оглушение) – больной плохо ориентируется в окржающей обстановке, отвечает на вопросы медленно, с запозданием, но правильно. § Сопор – больной не реагируюет на окружающих, хотя чувствительность, в том числе и болевая, сохранена на вопросы не отвечает, или отвечает односложно. § Кома – полное выключение сознания, отсутствуют активне движения; отмечают снижение или исчезновение основных рефлексов. Нередко наблюдают гепертермию (температура тела 39-40°), возможны судороги. Выражены микроциркуляторные нарушения в виде мраморности кожи, отмечают одышку, тахикардию или брадиаритмию. Нарушения со стороны ЖКТ проявляются повторной рвотой, вздутием живота вследствие пареза кишечника, диареей. Снижается диурез.

    Во время общего осмотра определяют тип телосложения.

При астеническом типе продольные размеры тела значительно преобладают над поперечными, конечности – над туловищем, грудная клетка – над животом. Эпигастральный угол острый.

Гиперстенический тип  характеризуется преобладанием поперечным размеров; туловище относительно длинное, конечности короткие, живот значительных размеров; эпигастральный угол тупой.

Нормостенический тип отличается пропоциональностью телосложения, эпигастральный угол равен 90°.

Проводя общий осмотр ребенка, важно установить наличие или отсутствие стигм дисэмбриогенеза, которые могут помочь в диагностике пороков развития внутренних органов. Некоторые стигм отмечают и у практически здоровых людей, что может быть отражением генетических особенностей данной семьи. Поэтому наличие стигм у обследуемого ребенка следует интерпритировать только в совокупности с другими патологическими признаками. Уровнем стигматизации называют суммарное количество стигм у одного ребенка независимо от их характера и локализации. За критический уровень принимают 5-6 стигм. Превышение критического уровня может свидетельствовать о наличии аномалий развития внутренних органов (пороков сердца, мочеполовой системы).

Источники информации:

- Учебник «Пропедевтика клинических дисциплин», Смолева Э.В., - Ростов-н/Д: Феникс

- Пропедевтика детских болезней / Под ред Геппе Н.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: