П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р
1. Проблема художественного слова в понимании
В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума
- Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
- Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
- В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
- Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?
Литература:
- Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
- Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
- Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.
Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.
«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума
(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)
- В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
- Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
- Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
- Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
- Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
- Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
- В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
- В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
- Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?
Литература:
- Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
- Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
- Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.
3. Психология эстетического:
Объективно-аналитический метод Л. С. Выготского
(по работе «Психология искусства»)
1. В чем заключается сущность объективно-аналитического метода?
- В чем состоит критика теории образности и понимания искусства формалистами у Л. Выготского?
- В чем состоит критика понимания эстетического в психоанализе?
- Как Л. Выготский понимает катарсис эстетической реакции? В чем заключается «аффективное противоречие» басни, новеллы, трагедии?
- Как проявляется «закон катарсиса» в живописи, скульптуре, архитектуре?
- В чем состоит специфика эстетической реакции по сравнению с другими эмоциями?
Литература:
- Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.,1997.
Эстетика словесного творчества М. М. Бахтина
(по работе «Автор и герой в эстетической деятельности»)
- Как вы понимаете следующую «общую формулу основного эстетически продуктивного отношения автора к герою»: «…отношение напряженной вненаходимости автора всем моментам героя (…), позволяющей собрать всего героя, который изнутри себя самого рассеян и разбросан в заданном мире познания и открытом событии этического поступка, собрать его и его жизнь и восполнить до целого теми моментами, которые ему самому в нем самом недоступны (…), и оправдать и завершить его помимо смысла, достижений, результата и успеха его собственной направленной вперед жизни»?
- Как вы понимаете выражение «избыток в и дения»? Какова роль избытка видения в эстетической деятельности?
- Как понимается М. Бахтиным эстетическая ценность переживания наружности, внешних границ тела и внешнего физического действия в самосознании и по отношению к другому человеку? Как ставится и решается проблема тела как ценности?
- Каковы принципы упорядочения, устроения и оформления (оцельнения) души в эстетической деятельности («активном художественном в и дении»)? Как вы понимаете следующее выражение М. Бахтина: «Душа – это дар моего духа другому»?
- Что означает выражение «смысловая форма»? Какие формы смыслового целого героя выделяются в работе М. Бахтина?
- Прокомментируйте следующее утверждение М. Бахтина: «…герой и автор борются между собой, то сближаются, то резко расходятся; но полнота завершения произведения предполагает резкое расхождение и победу автора».
Литература:
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.7-180.
История и типология европейского романа в работах М. М. Бахтина
(по работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма»)
- Роман странствований, роман испытания и биографический роман как типы романной формы, предшествующей становлению романа воспитания: принципы оформления героя, тип сюжета, концепция мира, время, композиционные особенности.
- Готовый герой и становящийся человек как центры двух типов романной формы.
- Типы романа становления человека (роман с циклическим временем «от детства через юность и зрелость к старости»; роман изображения мира и жизни как опыта и школы; биографический тип романа; дидактико-педагогический роман; роман изображения человека в реальном историческом времени).
4. Время и пространство в произведениях Гёте. Особенности чувства времени у Гёте.
а) В чем проявилось исключительное значение зримости для Гёте?
б) Как связаны у Гёте слово и зримость?
в) Как связаны чувство времени и зримость у Гёте?
г) Каким образом Гёте видит время в пространстве?
5. Структурные особенности гётевского в и дения: существенный и живой след прошлого в настоящем; само прошлое должно быть творческим и действенным в настоящем.
- Слияние прошлого и настоящего как сложное чувство у Гёте. Романтический и реалистический компоненты в становлении этого чувства, их борьба.
- Хронотопичность в и дения местности у Гёте. Зримая внутренняя необходимость истории. Как вы понимаете следующий тезис: «Все в этом мире – времяпространство, подлинный хронотоп»? Что такое необходимость и полнота времени?
- Объясните: «Мир Гёте – это прорастающее семя, до конца реальное, налично-зримое и в то же время полное реальным же, растущим из него будущим».
9. Какова роль Руссо и Вальтера Скотта в становлении романной формы?
Литература:
1. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С.199-249.