История и типология европейского романа в работах М. М. Бахтина

П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й, 1 С Е М Е С Т Р

 

 1. Проблема художественного слова в понимании

В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума

  1. Как и почему, с точки зрения В. Шкловского, происходит окаменение слова-образа? Как вы понимаете следующий тезис: «История эпитета – история поэтического стиля»? В чем, по мнению В. Шкловского, заключается связь приемов поэзии футуризма с приемами общего языка мышления?
  2. Как вы понимаете определение искусства как способа пережить деланье вещи? В чем заключаются приемы остранения и затрудненной формы? Что такое в и дение и узнавание? В чем, по мнению В. Шкловского, заключаются особенности поэтического языка?
  3. В чем, по мнению В. Шкловского и Б. Эйхенбаума, заключается неправота психологистов, видящих различие поэтических и прозаических слов в наличии или отсутствии в них образа?
  4. Как вы понимаете тезис Б. Эйхенбаума о борьбе поэта со словами как с готовым, извне навязанным и не им созданным материалом? Что такое «чувство слова»? Какова разница значения слова и порядка слов в практической и в поэтической речи? Какова роль «обмана» в построении поэтической речи? В чем, с точки зрения Б. Эйхенбаума, состоит связь между характером культуры и жизнью слова?

 

Литература:

  1. Шкловский В.Б. Воскрешение слова// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.36-42.
  2. Шкловский В.Б. Искусство как прием// Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.,1990. С.58-72.
  3. Эйхенбаум Б.М. О художественном слове// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.331-343.

 

Вопросы литературной эволюции в работах формалистов.

«Эволюционная фактология» Ю. Н. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума

(по работам «Литературный факт», «О литературной эволюции», «Литературный быт»)

  1. В чем, с точки зрения Ю. Тынянова, заключается преимущество эволюционного подхода перед статическим? Что собою представляет жанр с точки зрения эволюционного подхода?
  2.  Как вы понимаете следующее определение литературы, данное Ю. Тыняновым: «Литература есть динамическая речевая конструкция»?
  3.  Какое место в эволюционной концепции Ю. Тынянова принадлежит таким явлениям как «конструктивный фактор», «материал», «конструктивный принцип»? Что имеет в виду Ю. Тынянов, говоря об «имперализме» конструктивного принципа? Что такое «литературный факт»?
  4. Как вы понимаете определение литературного произведения как системы? Что означает выражение «конструктивная функция элемента системы»? Какой принцип лежит в основе различения автофункции и синфункции? Как ставится и решается вопрос об эволюционном отношении функции и формального элемента?
  5. Как вы понимаете определение системы литературного ряда как системы функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами? Как соотносятся литература и быт? Что такое экспансия литературы в быт?
  6. Как ставится проблема традиции в работах Ю. Тынянова? В чем новизна такой постановки по сравнению с традиционным решением этого вопроса?
  7.  В чем, по мнению Б. Эйхенбаума, заключается проблема соотношения фактов литературной эволюции с фактами литературного быта? Каково значение этой проблемы для построения новой истории литературы?
  8. В чем заключается разница между понятиями эволюции и генезиса? Почему необходимо различать эти явления?
  9. Что такое историко-литературный факт? Как вы понимаете утверждение Б. Эйхенбаума о том, что основная роль в историко-литературном факте принадлежит литературности?

 

Литература:

  1. Тынянов Ю.Н. Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.255-270.
  2. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977. С.270-281.
  3. Эйхенбаум Б.М. Литературный быт// Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.,1987. С.428-436.

3. Психология эстетического:

Объективно-аналитический метод Л. С. Выготского

(по работе «Психология искусства»)

1. В чем заключается сущность объективно-аналитического метода?

  1. В чем состоит критика теории образности и понимания искусства формалистами у Л. Выготского?
  2. В чем состоит критика понимания эстетического в психоанализе?
  3. Как Л. Выготский понимает катарсис эстетической реакции? В чем заключается «аффективное противоречие» басни, новеллы, трагедии?
  4. Как проявляется «закон катарсиса» в живописи, скульптуре, архитектуре?
  5. В чем состоит специфика эстетической реакции по сравнению с другими эмоциями?

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.,1997.

 

Эстетика словесного творчества М. М. Бахтина

(по работе «Автор и герой в эстетической деятельности»)

  1. Как вы понимаете следующую «общую формулу основного эстетически продуктивного отношения автора к герою»: «…отношение напряженной вненаходимости автора всем моментам героя (…), позволяющей собрать всего героя, который изнутри себя самого рассеян и разбросан в заданном мире познания и открытом событии этического поступка, собрать его и его жизнь и восполнить до целого теми моментами, которые ему самому в нем самом недоступны (…), и оправдать и завершить его помимо смысла, достижений, результата и успеха его собственной направленной вперед жизни»?
  2. Как вы понимаете выражение «избыток в и дения»? Какова роль избытка видения в эстетической деятельности?
  3. Как понимается М. Бахтиным эстетическая ценность переживания наружности, внешних границ тела и внешнего физического действия в самосознании и по отношению к другому человеку? Как ставится и решается проблема тела как ценности?
  4. Каковы принципы упорядочения, устроения и оформления (оцельнения) души в эстетической деятельности («активном художественном в и дении»)? Как вы понимаете следующее выражение М. Бахтина: «Душа – это дар моего духа другому»?
  5. Что означает выражение «смысловая форма»? Какие формы смыслового целого героя выделяются в работе М. Бахтина?
  6. Прокомментируйте следующее утверждение М. Бахтина: «…герой и автор борются между собой, то сближаются, то резко расходятся; но полнота завершения произведения предполагает резкое расхождение и победу автора».

 

Литература:

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.7-180.

 

История и типология европейского романа в работах М. М. Бахтина

(по работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма»)

  1. Роман странствований, роман испытания и биографический роман как типы романной формы, предшествующей становлению романа воспитания: принципы оформления героя, тип сюжета, концепция мира, время, композиционные особенности.
  2. Готовый герой и становящийся человек как центры двух типов романной формы.
  3. Типы романа становления человека (роман с циклическим временем «от детства через юность и зрелость к старости»; роман изображения мира и жизни как опыта и школы; биографический тип романа; дидактико-педагогический роман; роман изображения человека в реальном историческом времени).

4. Время и пространство в произведениях Гёте. Особенности чувства времени у Гёте.

а)  В чем проявилось исключительное значение зримости для Гёте?

б)  Как связаны у Гёте слово и зримость?

в)  Как связаны чувство времени и зримость у Гёте?

г)  Каким образом Гёте видит время в пространстве?

5. Структурные особенности гётевского в и дения: существенный и живой след прошлого в настоящем; само прошлое должно быть творческим и действенным в настоящем.

  1. Слияние прошлого и настоящего как сложное чувство у Гёте. Романтический и реалистический компоненты в становлении этого чувства, их борьба.
  2. Хронотопичность в и дения местности у Гёте. Зримая внутренняя необходимость истории. Как вы понимаете следующий тезис: «Все в этом мире – времяпространство, подлинный хронотоп»? Что такое необходимость и полнота времени?
  3. Объясните: «Мир Гёте – это прорастающее семя, до конца реальное, налично-зримое и в то же время полное реальным же, растущим из него будущим».

9. Какова роль Руссо и Вальтера Скотта в становлении романной формы?

Литература:

1. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С.199-249.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: