Нормативно-правовая база

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Теория и практика анализа художественного текста»

название курса

для 10 - 11 класса

уровень образования

срок освоения: 1 год

 

 

Составители: Ревякина Н. И.,

                                                                                                                                        Широких Т.А.

учителя русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                     (ФИО авторов программы)

 

 

 

 

                                                                  Санкт-Петербург

                                                                           2020

  1. Пояснительная записка

 

 


Нормативно-правовая база

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов является частью Образовательной программы ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

Программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв, В. И. Коровин И. С. Збарский, В. П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы», Москва «Просвещение», 2014 г.

Зинина Е. А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10 – 11 класс»

- Учебный план ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 уч. г.

 

Элективный курс «Теория и практика анализа художественного текста»» адресован учащимся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев.

Программа курса рассчитана на 34 часа, может быть реализована как в 10, так и 11 классах.

На преподавание русского языка в учебном плане школ отводится по 2 часа в неделю. Но опыт показывает, что этого времени недостаточно для отработки написания развёрнутого сочинения.

Элективный курс ««Теория и практика анализа художественного текста»»» входит в образовательную область «Филология» и предполагает реализацию основной цели: на основе актуализации имеющихся теоретических знаний совершенствовать ранее приобретённые практические умения и навыки, связанные с овладением монологической речью, умением анализировать и комментировать содержание и проблематику прочитанного текста, определять позицию автора, аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Для реализации этой цели предполагается:

- повторить необходимые теоретические сведения о сочинении как жанре творческой работы;

- выработать алгоритм работы над сочинением-рассуждением;

- выработать навык самостоятельной работы с исходным текстом;

- сформировать умение выражать мысли в словесной форме в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- собрать рабочий материал для аргументации.

Актуальность и востребованность программы данного курса заключается в том, что её реализацияспособствует  систематизации теоретического материала и совершенствованию речевой деятельностиучащихся. Практическая направленность курса способствует развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Умение дать развёрнутый ответ в форме сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является одним из показателей коммуникативной компетентности, необходимой для успешной образовательной деятельности, профессионального становления. Учащиеся должны уметь понимать чужую речь, продуцировать собственное высказывание, формулировать своё мнение по одной из проблем исходного текста и доказывать его состоятельность, композиционно правильно оформлять текст, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.  

Программа курса основана на базовых знаниях, умениях учащихся, полученных за все годы обучения, и способствует развитию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей. Теоретический материал, включённый в программу, большая практическая часть, активное личностное участие каждого ученика в процессе освоения программы повышают познавательный интерес к курсу и показывают его практической значимости. Таким образом, данный элективный курс способствует повышению целостности обучения и может рассматриваться как составляющая часть области «Филология».

Программа курса имеет большой развивающий потенциал.

При разработке содержательной части курса учитывались возрастные и психологические особенности учащихся 15-16 лет.

Занятия предполагают разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные и групповые формы работы, аналитическую и исследовательскую деятельность, работу с разными видами источников, использование современных информационных технологий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Задания вариативны, предполагают индивидуальный подход в выполнении и презентации, имеют творческий и поисковый характер.

Теоретический материал подаётся дозированно, каждое занятие имеет обязательную практическую составляющую.

В качестве итоговой работы весь опорный теоретический материал оформляется в виде презентаций и выполняются письменные работы – развёрнутое сочинение в формате итоговых испытаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: