Тема 1. Понятие международного права

1.1. Международное право как особая система права и подсистема межгосударственной системы. Понятие и компоненты межгосударственной системы. Международное право — совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права. Специфический предмет регулирования. Особенности субъектов и процесса создания норм.

1.2. Нормы международного права: общее и специфической по сравнению с нормами внутригосударственного права. Международно-правовая норма как обобщенное правило поведения. Юридическая обязательность норм международного права. Диспозитивные и императивные нормы. Особенности принуждения для обеспечения международно-правовых норм. Международный контроль.

1.3. Международное публичное и международное частное право.

Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права. Монистическая доктрина соотношения международного и национального права, ее разновидности. Дуалистическая доктрина соотношения. Международное право и внутригосударственное право — самостоятельные взаимодействующие системы.

1.4. Применение норм международного права в сфере действия внутригосударственного права. Трансформация и ее объективная необходимость. Многообразие точек зрения по вопросу трансформации. Виды трансформации: инкорпорация, легитимация, отсылка. Несовершенство терминологии.

1.5. Коллизии как следствие несогласованности внутригосударственного права с международными обязательствами государства. Решение коллизий в рамках национальных правовых систем государств.

 

Учебная литература по теме:

1. Международное право: учебник для бакалавров: / А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, М.В. Андреев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Москва: Статут, 2017. – 496 с;

2. Международное публичное право: краткий курс / – Москва: РИПОЛ классик, 2015. – 142 с;

3. Савина, И.В. Международное публичное право: ответы на экзаменационные вопросы: / И.В. Савина. – Минск: Тетралит, 2019. – 160 с;

4. Международное право: учебник / отв. ред. С.А. Егоров; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. – Москва: Статут, 2016. – 848 с.

1.1. Во все времена существовали трудности в понимании международного права. На определенном этапе международному праву как системе обязательных юридических норм не придавали значения. В науке и практике бытовал международно-правовой нигилизм, считалось, что международное право – это нормы морали, обыкновений и вежливости. Не применялись и санкции в международном праве. Все это ушло в прошлое. В настоящее время международное право сформировалось как система со своими принципами, отраслями и институтами.

Международное право сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, входящей в международную систему. Международная система – более глобальное понятие. Она состоит из следующих элементов:

субъекты (государства, союзы, объединения, группировки государств);

международные межправительственные организации (ММПО) универсального и регионального характера;

народы и нации;

международные суды, арбитражи и трибуналы;

многочисленные международные немежправительственные организации (МНПО). В международную систему входят также международные движения, физические и юридические лица, различные организации, хозяйственные объединения, ТНК (транснациональные компании);

государственно- подобные образования;

международные отношения.

Международному праву присущи особый предмет регулирования, особые объекты, субъекты и источники. Оно имеет свои особенности правотворчества. Предметом регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, научно-технические, культурные – между государствами, другими субъектами международного права. Такие отношения выходят за рамки внутренней компетенции государства и его территории. Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями. Особую роль среди них играют суверенные государства.

Объектом международного права является все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные отношения.

Международная система – это отношения государственного и негосударственного характера. Отсюда выделяются две группы отношений: немежгосударственные и межгосударственные. В международной системе действуют различные нормы (правила поведения): обычаи, традиции, нормы вежливости, обыкновения, нормы международных организаций, нормы договоров и правового обычая. Общее понятие международного права в международной системе – это система правовых норм, регулирующих международные отношения. На первом месте стоят отношения между государствами. Международные отношения возникают за пределами внутренней компетенции и территории государств. Международные отношения – это предмет совместной деятельности государств, например, в области разоружения, прав человека, охраны окружающей среды, освоения Мирового океана и т.д. Деятельность государств порождает международные отношения. В зависимости от деятельности и форм сотрудничества государств международные отношения различаются по своим видам: политические, экономические, социальные, научно-технические, военные, культурные. Из видов выделяются сферы международных отношений: например, из политических отношений – дипломатические, из экономических – торговые.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Элементы системы связаны между собой едиными принципами и целями международного права. Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Система международного права объединяет, организовывает различные группы норм, как диспозитивных, так и императивных, т. е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Еще одним признаком системы международного права является иерархия норм, установление их соподчиненности. Первичный элемент системы международного права – норма. Отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулируют двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

Система международного права – это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления и в постоянном развитии. Наряду с возникшими в древности отраслями международного права (например, международным морским правом) существуют отрасли и институты, появившиеся в XX в.: отрасль международного космического права, институт запрещения оружия массового уничтожения. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права. Кроме того, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе. Сегодня в науке не существует какой-либо общепризнанной системы международного права, однако можно сказать, что международное право состоит из следующих отраслей:

• право международных договоров;

• право международных организаций;

• право внешних сношений;

• международное воздушное право;

• международное морское право;

• международное космическое право;

• право международной безопасности;

• международное гуманитарное право;

• международное экологическое право;

• мирное разрешение споров между государствами. Однако в последние годы сложился ряд отраслей, которые не вошли в этот перечень: международная правовая борьба с терроризмом, международное процессуальное право и др. Каждая отрасль включает ряд институтов. К примеру, такая отрасль международного права, как право международных договоров, включает институт действительности и недействительности международных договоров, институт оговорки и др.

Субъекты международного права. Субъекты международного права – это носители международных прав и обязанностей, участники правовых отношений. Международная правосубъектность включает в себя способность быть субъектом права и способность осуществлять правовые отношения, т.е. это единое понимание право- и дееспособности. Сюда можно отнести и деликтоспособность. Субъекты международного права обладают самостоятельной волей, иммунитетом и осуществляют юрисдикцию в определенных сферах международных правоотношений. В науке международного права до сих пор являются дискуссионными вопросы о понятии и видах субъектов международного права. В отличие от права внутригосударственного в международном праве нет конкретного нормативного определения субъекта права и его признаков. Субъекты международного права делятся на две категории: основные (первичные) и производные (вторичные). Главным признаком такого деления является суверенитет, который присущ государству и нации, борющейся за свою независимость (государство в процессе становления). К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные (межгосударственные) организации. Они создаются и признаются государствами, последние делегировали им функциональные права в области международной безопасности, экономики, культуры, науки, транспорта и т.д. К производным субъектам международного права относятся также государственно-подобные образования (например, вольные города, Ватикан).

Как видно, при характеристике названных видов субъектов международного права всем им присущи признаки государственности. Основными, универсальными и исторически первыми субъектами международного права являются суверенные государства. Сложнее вопрос о том, являются ли индивиды (физические лица) субъектами международного права. Этот вопрос имеет большую историю, и в свое время он нес идеологическую нагрузку. Во второй половине ХХ в. концепция о признании международной правосубъектности индивида получила свое распространение. В международном праве появились нормы о международной защите прав человека и праве индивида обращаться в международные инстанции по вопросу защиты своих прав и свобод. Взаимоотношения между государством и гражданином не могут быть только внутренним делом. Индивид подчиняется также международному правопорядку и в отдельных случаях несет юридическую ответственность по нормам международного права[1].

Выделяют следующие особенности международного права:

1) предмет и метод международно-правового регулирования;

2) субъекты международного права;

3) источники международного права;

4) пространственная (территориальная сфера) международного права;

5) реализация норм международного права;

6) международно-правовая ответственность и меры принуждения.

1.2. Норма международного права – это установленное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Норма международного права – это правило поведения субъектов международного права, которое признается ими в качестве юридически обязательного. Содержание нормы международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Назначение норм международного права заключается в том, что они упорядочивают отношения субъектов, являются критерием правомерности их поведения. Норма, как правило, представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Специфика международно-правовых норм определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы. Большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться и отдельными договорами.

Основные отличия международного и внутригосударственного права:

По предмету регулирования:

международное право - международные отношения;

внутригосударственное право - общественные отношения в сфере внутренней компетенции государства, в пределах его территории.

По субъектам:

международное право - государства; нации и народы, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования;

внутригосударственное право - органы государственной власти; местного управления и самоуправления; общественные объединения; юридические и физические лица.

По объекту регулирования:

международное право – выходит за пределы внутренней компетенции государства;

внутригосударственное право - относится к внутренней компетенции государства.

По порядку создания норм:

международное право - нет специальных законодательных органов, нормы создаются самими субъектами;

внутригосударственное право - есть специальные законодательные органы (например, парламент).

По порядку соблюдения норм:

международное право – соблюдаются в основном добровольно, принуждение осуществляется самими субъектами;

внутригосударственное право - создана система специальных органов для принуждения к исполнению.

По источникам:

международное право – международный договор, обычай, акты международных организаций и конференций

внутригосударственное право – законы и подзаконные акты.

Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация – один из источников действенности норм. Другой источник состоит в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств и являются результатом обобщения, формализации и типизации этого опыта, хотя в процессе применения нормы специфика каждого конкретного случая не может игнорироваться, поскольку в рамках, установленных нормой, субъекты обладают определенным уровнем свободы.

Существует несколько классификаций международно-правовых норм:

по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

по юридической силе – императивные и диспозитивные;

по функциям в системе – материальные и процессуальные;

по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы создаются и отменяются международным сообществом, обладают всеобщей обязательной силой и образуют общее международное право.

Региональные нормы создаются для обеспечения благоприятных условий для сотрудничества в отдельном регионе и не должны противоречить универсальным нормам, а должны содействовать их реализации. Наиболее показателен в этом плане Европейский союз.

Партикулярные, или локальные, нормы конкретизируют и дополняют нормы общего международного права, распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры либо региональные, локальные обычаи.

Императивные нормы обладают особой юридической силой. Не допускается отклонение от императивных норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы. Императивные нормы содержатся в Уставе ООН, который заложил основы нового миропорядка, Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя.

Диспозитивные нормы – это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. К процессуальным нормам относятся те нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов их неправомерного применения.

Выделяют также особый вид норм – нормы «мягкого права». Имеются в виду такие нормы, которые не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры». Такие нормы обычно признают международно-правовыми.

Процесс создания норм международного права отличается от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты придают тем или иным правилам своего поведения характер юридической обязательности. Так как в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм осуществляются субъектами на добровольной основе. Соглашение субъектов международного права может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае это договорные нормы, а во втором – нормы обычного права. В процессе участия в международном общении, постоянно вступая во взаимоотношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами, но и создают новые. Таким образом, создание норм международного права – это непрерывный процесс.

1.3. Международное право не принадлежит юридической системе конкретных государств и принципиально отличается от внутригосударственного по способу создания норм, субъектам и т. д. Соотношение этих прав можно свести к двум основным направлениям: дуалистическому и монистическому. Смысл первого направления заключается в том, что оно признает параллельное существование этих двух систем права; они развиваются в тесной связи друг с другом. Второе направление придает указанным системам иерархический характер соподчинения: или внутреннее право господствует над международным, или, наоборот, международное стоит над внутренним правом. Теория первенства международного права над национальным законодательством является наиболее распространенной. Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга, несмотря на то, что являются двумя разными системами права. Их взаимное влияние проявляется, в частности, в процессе создания норм, регламентирующих соответствующие отношения. Общепризнанным является примат международного права над внутригосударственным. В частности, международное право обязывает государство приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участником которых оно является.

Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер. Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:

по содержанию регулируемых отношений. Общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), — суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;

по субъектам отношений — основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;

по источникам — источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права — внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;

в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);

порядок рассмотрения споров — в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);

международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему.

 Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве. Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.

Международное частное право не входит в систему международного права и не представляет собой самостоятельной системы права. Международное частное право – категория норм, регулирующих международные отношения немежгосударственного характера, т.е. регулирующих внутригосударственные отношения «с иностранным элементом», а также норм так называемого транснационального права, не включаемых государствами в свою национальную систему права, но имеющих, по сути, внутригосударственный характер. Международное частное право иногда рассматривают как особую подсистему внутригосударственного права.

1.4. Внутригосударственное право должно быть согласовано с международным так, чтобы обеспечивать осуществление последнего. Если для выполнения положений международного права необходимо внутригосударственное правотворчество, происходит «переадресовка» положений международного права субъектам внутригосударственного права. Наименование этого процесса в юридической литературе вызывает значительные разногласия. Наиболее распространенным термином для его обозначения является «трансформация», хотя иногда этот термин употребляется в качестве наименования лишь одного из способов согласования международного и внутригосударственного права. Предлагаются также такие варианты, как «рецепция», «национально-правовая имплементация». Трансформация в указанном выше смысле происходит во всех случаях, когда внутригосударственное право приводится в соответствие с международным, даже и тогда, когда формулировки международного договора могут породить иллюзию непосредственного применения его положений для регулирования внутригосударственных отношений. Данный термин обозначает суть процесса, «переадресовку» независимо от того, как она осуществляется. Реально переадресуются не нормы международного права как таковые. На межгосударственном уровне они продолжают существовать и действовать. Просто во внутригосударственной сфере в результате «переадресовки» появляются правила, внешне повторяющие гипотезы международно-правовых норм, но уже применительно к субъектам внутригосударственного права. К санкциям международно-правовых норм, которые не находят отражения в международных актах и не переадресуются, относятся субъекты ответственности, и характер санкций во внутригосударственной сфере резко отличается от субъектов ответственности и характера санкций в межгосударственной сфере. С точки зрения формы следует различать официальную трансформацию, юридически оформленную, происходящую в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, и неофициальную, ad hoc, т.е. не оформленную юридически, происходящую не в силу того или иного правила либо комплекса правил, предусмотренных законодательством государства, а, так сказать, явочным порядком, по усмотрению каких-либо государственных органов. В последнем случае трансформация имеет место, если государство (т.е. само государство с международно-правовой точки зрения) хочет действовать согласно обязывающим это государство положениям международного права и внутригосударственное право ему в этом не препятствует, но никакого их осуществления не предусматривает. С точки зрения способа осуществления можно различать автоматическую трансформацию и неавтоматическую, требующую принятия специального решения. Так, если законодательство предусматривает, что все международные договоры, в которых участвует государство, являются частью его внутреннего права, то нормы международного договора, как только он вступает для данного государства в силу, автоматически трансформируются. Если законодательство требует для придания договору силы закона, например принятия специального парламентского акта, это будет уже неавтоматическая трансформация. С точки зрения масштабов процесса можно выделить общую, частичную и индивидуальную трансформацию. Так, трансформация на основании нормы внутригосударственного права, которая предусматривает, что все или большая часть положений международного права, обязывающих данное государство, являются частью его внутреннего права или его правовой системы, – это общая трансформация. Трансформация, которая осуществляется на основании нормы, предусматривающей необходимость в каждом случае вступления в силу для данного государства конкретного договора принятия специального парламентского акта, чтобы «превратить» его положения в нормы внутригосударственного характера, – это индивидуальная трансформация. Трансформация на основе положения о том, что правила соответствующих договоров имеют приоритет перед правилами какого-либо отраслевого закона, может рассматриваться как частичная. Наконец, с точки зрения юридической техники можно выделить следующие виды трансформации, представляющие собой механизмы взаимодействия международного и внутригосударственного права: инкорпорация, легитимация и отсылка. Инкорпорация – формальное «включение» норм международного договора во внутреннее право государства посредством «включения» самого договора в его законодательство. Конечно, ни сам международный договор, ни нормы, которые он содержит, не включаются соответственно ни в законодательство, ни в право данного государства. Международный договор продолжает оставаться международным договором, обязывающим это государство, а нормы, которые он содержит, остаются нормами международного права, распространяющими на указанное государство свое действие. По сути, принимается новый закон или подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору, повторяющий его наименование, структуру, формулировки и т.д.

Легитимация – принятие особого внутригосударственного акта с целью обеспечения выполнения государством норм международных или индивидуальных международно-правовых актов. Такой внутри государственный акт не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. Трансформация международного обычая не может осуществляться в виде инкорпорации, так как отсутствует международно-правовой акт. Легитимация (термин не общепризнанный) в отличие от инкорпорации − копирования в особом порядке внутригосударственным законодательством международно-правового акта − представляет собой нормальный процесс принятия внутригосударственного акта того или иного уровня. Соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый в порядке легитимации, нормативный или индивидуальный, выступает одновременно и как трансформационный акт.

Отсылка – использование для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями. При отсылке внутригосударственного права к международному особенно заметно различие между правом какого-либо государства и его законодательством. Отсылка составляет содержание трансформационной нормы, согласно которой правила и установки, являющиеся международно-правовыми, в определенных случаях начинают рассматриваться и как внутригосударственные. Внешне те же самые предписания, дозволения и запреты адресуются уже участникам других по своей природе отношений, становятся частью внутригосударственного права без инкорпорации в законодательство данного государства международно-правового акта, в котором они зафиксированы (если они содержатся в таком акте). Внутреннее право государства с помощью такого приема, как отсылка, обогащается новыми нормами, а законодательство остается без изменений.

1.5. Правовое регулирование международных частноправовых отношений всегда связывается с необходимостью решения, так называемого, коллизионного вопроса, т.е. вопроса о том, какая материально-правовая норма и какой правовой системы применима к данному отношению. Вопрос о применимом праве является основным вопросом международного частного права, решение которого осуществляется системой коллизионных норм международного частного права конкретного государства. Коллизионные нормы по своему характеру являются отсылочными (бланкетными) нормами и не содержат правил поведения, но это не означает, что коллизионные нормы не регулируют общественные отношения. Особая регулятивная функция коллизионных норм заключается в том, что с их помощью решается «коллизионный вопрос», т.е. вопрос установления права, применимого к существу того или иного отношения. Особенность правового регулирования международных частноправовых отношений заключается именно в том, что для их регулирования применение коллизионных норм необходимо, а решение коллизионного вопроса – основная стадия регулирования отношений, осложненных иностранным элементом. Непосредственное регулирование международных частноправовых отношений осуществляется материально-правовыми нормами того права, на которое указала коллизионная норма соответствующего внутригосударственного права. Обратимся к международному частному праву России и поясним сказанное следующим примером. Коллизионная норма ст. 1224 ГК РФ предусматривает: «Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество…» Если имущество находится, предположим, во Франции, для регулирования отношений по наследованию недвижимого имущества подлежит применению французское право, т.е. французские материально-правовые нормы получат юридическое значение в России в силу действия коллизионной нормы российского права, решающей вопрос о применимом праве в пользу иностранного права. Конкретное отношение будет регулироваться действием коллизионной нормы и материальной нормы, в нашем примере – российской коллизионной нормой и французской нормой материального права, сочетание которых образует общее правило поведения, связанное с наследованием недвижимого имущества. Нормы внутригосударственного права регулируют отношения в рамках юрисдикции соответствующего государства, а когда регулируемые внутригосударственным правом отношения гражданско-правового характера осложняются иностранным элементом в определенных случаях, на регулирование возникающих отношений «претендует» внутригосударственное право как минимум двух государств, что создает возможность применения иностранного права в рамках соответствующей юрисдикции. Взаимодействие национально-правовых систем в международном частном праве неизбежно, когда коллизионный вопрос решается в пользу иностранного права. Регулирование международных частноправовых отношений не всегда ведет к решению вопроса о применимом праве в пользу иностранного права. Нормы международного частного права могут выступать и как инструмент взаимодействия внутригосударственного и международного права. Это происходит тогда, когда внутригосударственная норма рассматривает нормы международного права в качестве источника права. Нормативные положения п. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы, т.е. признаются источниками правовой системы Российской Федерации.


[1] Международное право: учебник для бакалавров: / А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, М.В. Андреев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков; Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Москва: Статут, 2017. – С. 24-25.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: