ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ (СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 25
ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРОВ
Основные понятия: анализатор, орган чувств, сенсорная система, рецептор, адаптация рецепторов, генераторный потенциал, рецепторный потенциал, кодирование информации, бит, «пачка» импульсов, паттерн, рефракция, аккомодация, офтальморетинограмма, острота зрения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Понятие об анализаторе в физиологии. Общие черты строения и функции анализаторов.
2. Понятие о рецепторах, их характеристика и классификация. Адаптация рецепторов.
3. Кодирование информации в анализаторах.
4. Механизм возникновения возбуждения в первичных и вторичных рецепторах.
5. Зрительный анализатор:
· особенности светопреломления в оптических средах зрительного анализатора;
· рефракция и аномалии рефракции;
· механизм аккомодации и его значение;
· характеристика отделов;
· структура и функции отдельных слоев сетчатки. Фотохимические реакции зрительных пигментов;
|
|
· понятие об остроте зрения. Методы ее исследования;
· теории световосприятия и цветовосприятия.
6. Слуховой анализатор:
· функции наружного и среднего уха;
· рецепторный отдел слухового анализатора;
· проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.
7. Теории звуковосприятия.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выполнить задания к занятию:
1. Используя литературу (1), составить схемы, отражающие:
· общий принцип структуры и функции сенсорных систем;
· этапы деятельности сенсорной системы.
2. Выполнить и оформить работу
Обнаружение слепого пятна
Цель:
· доказать существование слепого пятна и вычислить его диаметр.
Оборудование и материалы: рисунок (черный прямоугольник размером 95 х 20 мм, в левом углу которого находится белый круг диаметром 13 мм, а правом - белый крест), лист бумаги размером А4, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.
Ход работы:
Обнаружение слепого пятна
1. Поместить перед глазами рисунок;
2. Закрыть правый глаз, а левым фиксировать крест, расположенный в правой стороне рисунка;
3. Приближать и удалять рисунок от глаза. На определенном расстоянии от глаза круг выпадает из поля зрения;
Вычисление размера слепого пятна
1. В левом верхнем углу листа бумаги нарисовать крест,, который фиксируйте правым глазом (левый глаз закрыт);
2. Из правого верхнего угла по направлению к кресту ведите карандаш, обернутый, кроме его кончика, белой бумагой;
3. На определенном расстоянии от креста (ВС) карандаш перестанет быть видным;
4. По мере дальнейшего приближения к нему, на расстоянии АС от креста, снова возникает изображение;
|
|
5. Построить изображение точек АВ на сетчатке. Из подобия треугольников АОВ и А О В вывести отношение:
АВ\А1 В1 = ОК\ОL, где
АВ - измеряется на бумаге;
ОК - расстояние от бумаги до глаза;
ОL - расстояние от узловой точки глаза до сетчатки (в среднем это расстояние равно 17 мм).
6. Определить длину найденного поперечника слепого пятна:
А1 В 1 = (АВ х ОL)\ОК
Примечание: в норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6,0 мм.
7. Вывод:
· сравнить полученные значения с нормой;
· ответить на вопросы: «Где находится слепое пятно?» и «Почему оно так называется?»
Лабораторная работа № 57
Определение остроты зрения
Цель:
· освоить методику определения остроты зрения по таблице Головина-Сивцева;
· определить остроту зрения для правого глаза и левого.
Оборудование и материалы: буквенная таблица Головина-Сивцева для определения остроты зрения, указка, щиток, рулетка.
Ход работы:
1. Измерить рулеткой расстояние от испытуемого до буквенной таблицы;
2. Испытуемый специальным щитком закрывает левый глаз, а экспериментатор указкой показывает ему буквы, начиная с верхних строк, постепенно переходя к нижним;
3. Записать значение остроты зрения для правого глаза или рассчитать по формуле:
V = d: D, где
V - острота зрения;
d - расстояние от испытуемого до таблицы;
D - расстояние, с которого прочитанная без ошибок строчка видна глазу с остротой зрения 1,0.
4. Определение остроты зрения провести для левого глаза;
Вывод:
· сравнить полученные значения остроты зрения с нормой;
· ответить на вопрос: «Острота зрения равна 1,0. Что это значит?»
Лабораторная работа № 58
Определение поля зрения
Цель:
· определить поля зрения для лучей разной длины волн.
Оборудование и материалы: периметр с объектами белого, красного, синего и зеленого цветов, щиток.
Ход работы:
1. Используя рисунок 22, познакомится с устройством периметра;
Рисунок 22. Периметр. А - подставка для подбородка, Б - зеркальце, В - ползунок.
2. Нарисовать диаметры карты для построения полей зрения для правого глаза (рис. 23);
Рисунок 23. Карта для построения поля зрения.
3. Посадить испытуемого спиной к свету;
4. Левый глаз закрыть щитком;
5.Установить подставку для подбородка так, чтобы правый глаз находился сразу над вырезом вертикальной пластинки. В течении всего определения смотреть в зеркальце, фиксируя изображение своего зрачка на центральной ямке сетчатки;
6. Установить дугу периметра вертикально;
7. Перемещать по верхней части дуги белый объект вниз от периферии к центру до тех пор, пока испытуемый не увидит его;
8. Запомнить число градусов по шкале;
9. Проверить полученный результат, повторив исследование. Нанести полученную величину на верхний вертикальный радиус карты для определения поля зрения;
10. Провести тоже исследование, ведя объект по нижней части дуги периметра от периферии к центру;
11. Проверить полученный результат, повторив исследование. Нанести полученную величину на нижний вертикальный радиус карты для определения поля зрения;
12. Установить дугу периметра горизонтально и провести исследование для правого и левого радиусов полей зрения;
13. Провести аналогичные исследования, располагая дугу периметра под углом 450 и 1350;
14. Соединить последовательно между собой точки радиусов для белого цвета (поле зрения для белого цвета);
15. Повторить определения для правого глаза с цветными объектами;
16. Повторить пункты работы 2 - 15 для левого глаза;
Вывод:
· проанализировать полученные поля зрения для разных цветов;
· ответить на вопрос: «Почему поля зрения для белого цвета больше, чем для других?»
Лабораторная работа № 59