Вопросы для самоконтроля по дисциплине «Методика обучения и воспитания в начальной школе»

1. Что такое цель и задачи воспитания?

2. Чем отличаются между собой различные цели воспитания?

3. Сформулируйте закон цели воспитания.

4. Какова цель воспитания в современной отечественной школе?

5. Какие составные выделяются в цели воспитания?

6. Что такое умственное воспитание?

7. Каковы его задачи?

8. Что такое физическое воспитание?

9. Какие задачи оно ставит?

10. Что такое трудовое и политехническое воспитание?

11. Что такое нравственное воспитание? Перечислите его задачи.

12. Что такое эмоциональное (эстетическое) воспитание? Какие задачи оно ставит?

13. В чем сущность духовного воспитания школьников?

14. В чем сущность экологического воспитания школьников?

15. В чем сущность экономического воспитания школьников?

16. В чем сущность правового воспитания школьников?

17. Для чего предназначен педагогический процесс?

18. Что означает целостность педагогического процесса?

19. В чем специфика циклов (этапов), составляющих педагогический процесс?

20. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

21. Что такое прогнозирование, проектирование, планирование?

22. Сформулируйте закономерность динамики педагогического процесса.

23. В чем сущность закономерности единства внешней и внутренней деятельности?

24. Приведите примеры действия закономерностей педагогического процесса.

25. Дайте определения основных дидактических категорий. Что такое дидактическая система?

26. В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?

27. В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?

28. Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?

29. Какие этапы проходит процесс обучения?

30. Что делают учитель и ученик на каждом этапе?

 

31. Что такое содержание учебного процесса?

32. Какие элементы содержания выделяются?

33. Как формируется содержание начального образования?

34. Что такое государственный стандарт?

35. Какие требования предъявляются к содержанию обучения?

36. Какие схемы формирования содержания вам известны?

37. Что такое учебный план?

38. Каковы требования к учебным планам начальной школы?

39. Какую часть учебного плана можно изменить?

40. Что такое учебная программа?

41. Какие требования предъявляются к учебникам?

42. Что такое правила обучения?

43. Как рассматривали принципы обучения Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский?

44. Вспомните сущность системообразующего принципа природосообразности.

45. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

46. В чем сущность принципа сознательности и активности?

47. Приведите несколько правил его реализации.

48. В чем сущность принципа наглядности?

49. Назовите правила его реализации.

50. В чем сущность принципа систематичности и последовательности?

51. Приведите правила его реализации.

52. В чем сущность принципа прочности?

53. Какие правила реализации данного принципа вы знаете?

54. В чем сущность принципа доступности?

55. Назовите правила его реализации.

56. В чем сущность принципа научности?

57. В чем сущность принципа эмоциональности?

58. Назовите правила его реализации.

59. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

60. Приведите несколько правил его реализации.

61.  Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»?

62. Раскройте сущность функций учителя.

63. Раскройте содержание профессиональных качеств педагога.

64. Какова структура педагогических способностей?

65. Какова структура педагогического мастерства?

66. Что значит «педагогическая техника»?

67. Что означает выражение «ребенок – отражение семьи»?

68. В чем выражается взаимосвязь семьи и школы?

69. Каковы главные задачи педагогической поддержки семьи?

70. Назовите формы сотрудничества учителя с семьей.

71. Какие правила будет соблюдать учитель при посещении семьи?

72. Какие советы он даст родителям?

73. Что такое педагогическая диагностика семьи?

74. Как осуществляется анализ педагогического труда?

75. По каким критериям и направлениям осуществляется анализ?

76. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?

77. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?

78. Как осуществляется программированное и компьютерное обучение?

79. Что такое организационные формы обучения?

80. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

81. Каковы общие требования к современному уроку?

82. В чем сущность дидактических требований к уроку?

83. Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроках?

84. Чем обусловлено деление уроков на типы?

85. По каким критериям осуществляется классификация уроков?

86. Назовите основные типы уроков и их структуры.

87. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?

88. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

89. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

90. В чем сущность дифференцированного обучения?

91. Какие дети нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе?

92. Какие стадии выделяются в подготовке урока?

93. Что отражается в поурочном плане?

94. Назовите вспомогательные формы организации обучения.

95. Какие требования предъявляются к домашней работе учащихся?

96. Почему в гуманистическом воспитании больше говорится не о контроле, а о диагностике?

97. Что такое контроль знаний, умений?

98. Назовите функции контроля. Что такое проверка знаний, умений?

99. Что такое оценивание, оценка, отметка?

100. На каких принципах основывается диагностирование, контроль и проверка знаний?

101. Что означает гуманизация контроля?

102. Что такое диагностирование обученности?

103. Охарактеризуйте звенья проверки знаний, умений.

104. Какие типовые недостатки выявлены в массовой практике контроля, проверки, оценки знаний?

105. Что вы знаете о новых поисках в области контроля и проверки знаний?

106. Что такое тестирование обученности, достижений, развития?

107. Какие правила соблюдаются при составлении тестов?

108. Как производится оценивание письменных работ?

109. Какими правилами руководствуется учитель при выставлении оценок?

110. Как вы смотрите на отмену оценок в 1 классе?

111. Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности? В чем преимущества и недостатки?

112. Что такое комплекс «школа – детский сад», как он действует?

113. Какие особенности имеют уроки в малокомплектной школе?

114. Какие общие требования предъявляются к уроку в классе-комплекте?

115. Какие методы обучения применяются в малокомплектной школе?

116. Как избежать потерь времени на уроке?

117. Какие виды самостоятельной работы практикуются на уроках?

118. Выделите факторы эффективности самостоятельной работы.

119. Что будет делать учитель, предлагая самостоятельную работу?

120. Какова роль учебника в самостоятельной работе?

121. Раскройте последовательность подготовки учителя к уроку.

122. Как строятся уроки с общими этапами? Каковы особенности однотемных уроков?

123. Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе?

124. Как организовать личностно-ориентированное воспитание?

125. Как планируется воспитательная работа?

126. Что такое методы, приемы воспитания?

127. Как классифицируются методы воспитания?

128. Какие методы относятся к группе методов формирования сознания?

129. В чем смысл этических бесед?

130. В чем сущность метода примера?

131. Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

132. В чем сущность упражнений?

133. Что такое приучение? В чем сущность поручения?

134. Что такое воспитывающие ситуации?

135. Какие методы входят в группу методов стимулирования?

136. Как организовать соревнование школьников? Что такое поощрение?

137. В чем сущность метода наказания?

138. В чем сущность субъективно-прагматического метода?

139. Что такое воспитательные дела?

140. Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?

141. Как вырабатывается дисциплинированность школьников?

142. Какие воспитательные дела относятся к этическим, эстетическим, физкультурным, трудовым?

143. Объясните сущность воспитательного процесса.

144. Что означает целенаправленность воспитательного процесса?

145. Почему воспитательный процесс отличается сложностью?

146. В чем выражается комплексность воспитательного процесса? Какова структура воспитательного процесса?

147. Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.

148. Что такое принципы воспитания?

149. Какими особенностями они отличаются?

150. Что значит общественная направленность воспитания?

151. Каковы требования данного принципа?

152. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?

153. Каковы правила реализации данного принципа?

154. В чем сущность принципа опоры на положительное?

155. Каковы правила реализации данного принципа?

156. В чем сущность личностного подхода к воспитанию?

157. Каковы правила реализации этого принципа?

158. В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?

159. Каковы правила реализации данного принципа? Что такое содержание воспитательного процесса? Перечислите компоненты воспитания: а) гражданина; б) работника; в) семьянина.

160. Что такое духовное воспитание? Почему школа должна им заниматься? Как его следует организовать?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: