Современная философия

 

В XX веке произошло много исторических событий, свидетельствующих об особом, новом качественном состоянии мировой цивилизации. Две страшные мировые войны, революционный террор в ряде стран, тоталитарные режимы, фашистский геноцид, изобретение и применение ядерного оружия, всеобщий контроль над огромными массами людей с помощью современной электронной техники и современная экологическая проблема существовали и существуют наряду с выдающимися достижениями человечества. Это: прорыв в космос, достижения науки и техники, улучившившими быт людей, гуманизация политики и права, крушение диктаторских режимов, и, конечно же, дальнейшее развитие философии.

Современные философские направления продолжали и развивали предшествовавшие теории, используя их методологию. Вместе с тем в них проявился свой, оригинальный взгляд на мир, человека и общество, сформировавшийся под влиянием событий мировой истории.

По-прежнему значительной частью философской культуры является религиозная философия. На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим предметом теологии и религиозной философии остаётся проблема бытия бога. Религиозные мыслители наших дней полагают, что путь к принятию существования бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог и забот современного человечества. За основу принимаются те традиционные схемы доказательства бытия бога, которые вывел Фома Аквинский, поэтому последователей его философии называют томистами и неотомистами. Одни из них, используя новые данные естествознания о строении мира, толкуют религиозное учение в современном духе. Они работают над космологией, теорией познания и логикой. Другие стремятся выдвинуть на первый план проблему человека. Они признают, что в мире много зла, потому что много греха. Зло проистекает из того, как человек и человечество пользуется дарованной ему богом во благо свободой. Поэтому не бог, а человек ответственен за зло. Бог наказывает человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой. Эти испытания посланы богом человеку, чтобы подвигнуть его к добру.

Экзистенциальная философия после Кьеркегора была развита К. Ясперсом, а в XX веке М. Хайдеггером, Ж.П. Сартром и А. Камю. Центральной проблемой экзистенциализма становится проблема отчуждения человека от общества, что является общей характеристикой жизни человека в обществе на современном этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. При этом философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях. Основным принципом экзистенциализма является убеждение в обретении человеком своей сущности в процессе существования. Отсюда вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила не может осуществить превращение данного существа в человека, кроме его самого. Поэтому человек несёт ответственность за собственную сущность. Человек заранее обречён на свободу. Это его удел, ответственность и трагедия. Мир существует для человека постольку, поскольку он сам придаёт миру значение и смысл. Всё нечеловеческое становится символом отчуждённого и враждебного человеку мира. Человек должен заставить себя жить в этом мире, творить самого себя. Он страшится, опасается всего того, что есть мир вне человека, противостоя ему, бунтуя против него. Мир абсурден, но даже в ситуации абсурда жизнь человека является величайшей ценностью, Это жизнь всегда пограничная со смертью. Близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, повернуться от повседневности к самому бытию, собственной экзистенции– сущности, которая едина с существованием.

Последователи философии Конта в XX веке получили название «неопозитивисты», наиболее видными из которых были Р. Карнап и Б. Рассел. Они отстаивали идею подлинно научной философии, ориентировавшейся на строгие образцы естественнонаучного и математического знания. В неопозитивизме отрицаются не подкреплённые и не проверенные опытом рекомендации. К философии следует строже предъявлять требования научности. Вследствие этого наиболее сильное преобразующее влияние неопозитивизм оказал на логику и методологию науки.

Современная компьютерная эра потребовала более строгого анализа элементов, форм мысли и языка, а также таких его целостных образований, как тексты и документы. Всё это стало предметом изучения герменевтики. С её помощью были разработаны методы соотнесения исторических фактов с определённой исторической эпохой. В данном случае язык выступает как универсальное средство, позволяющее обобщить возможности разума и показать логическую связь развития языка и развития общества. Все эти достижения послужили базой для развития общественных наук.

Одновременно с названными направлениями в XX веке получил распространение психоанализ, развитый последователями Фрейда К. Юнгом и Э. Фроммом. Юнг разработал теорию коллективного бессознательного, в основе которой лежит учение об архетипах. Это безличные схожие у всех людей сны и образы. Фромм стремился выяснить взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе их формирования, связь между психикой человека и социальной структурой. Последователи психоанализа утверждали, что сложный пласт бессознательного вытесняется за порог сознания и обуславливает большинство психических действий человека. В результате, действия человека приобретают иррациональную окраску, потому что человек не может управлять своим подсознанием, а оно влияет на поступки человека. Бессознательное может быть источником и творческих и разрушительных явлений. Поэтому не только большинство действий человека, но и даже исторические явления зависят от подсознания, которое «сублимируется» или преобразуется в духовной деятельности. При этом существует противоречие между природой человека и общественной культурой, которая может противоречить человеческим желаниям, вызванным бессознательным началом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: