Мелодия и речитатив в романсе

Слово «романс» в переводе с испанского означает песню на романском (испанском, родном) языке. Сейчас этим термином обозначают камерные вокальные произведения для голоса с сопровождением. В них по сравнению с песней более точно отражается текст в музыке. Сопровождение дополняет поэтические образы, иногда становится таким же значительным, что и мелодия.

Существует два основных способа отражения слов в музыке:

1 – передается общее настроение (в лирических романсах),

2 – как можно точнее следовать за каждым словом приводит к речитативу (от итал. слова «декламировать») – виду вокальной музыки, где интонации приближены к естественной человеческой речи.

Франц Шуберт. «Форель».

Австрийский композитор начала XIX века создал огромное количество песен. Песня «Форель» создана на стихи Шубарта, друга композитора. Она отражает образ хрупкой, беззащитной красоты. Простая мелодия близка народным австрийским и немецким песням. В ней чувствуется легкая танцевальность:

 

Михаил Иванович Глинка. Баллада «Ночной смотр» написана на стихи Цедлина в переводе Жуковского. Главная особенность мелодии – речитатив. Композитор сохраняет ритм стиха. Придавая ему триольную пульсацию с энергичным затактом в начале каждой строки:

 

 

Модест Петрович Мусоргский. «В углу» из цикла «Детская». Благодаря речитативу музыкальный язык настолько ярок и выразителен, что нам очень легко представить себе няню и напроказившего мальчугана. Гневные возгласы няни сменяются жалобными интонациями ребенка:

 

Кантилена

Певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания называется кантиленой (в переводе и итал. – пение, близко по значению термину bel canto – «прекрасное пение»). Гибкое, плавное соединение нескольких фраз создают ощущение бесконечной мелодии. Одна из самых прекрасных мелодий – ария Нормы (Casta diva) из одноименной оперы итальянского композитора Винченцо Беллини («О богиня, взор твой ясный»):

Среди знаменитых произведений с кантиленой мелодией особое место занимают молитвы на католический текст «.Ave Maria», созданные Каччини, Гуно, Шубертом и другими композиторами.

Выдающийся образец русской кантилены – «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова:

 

 

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

С древних времен музыка помогала людям объединиться в общем настроении, чувстве. Движении. Марш и танец – одни из древнейших жанров. Их назначение – организовать движения людей, поэтому в них главными выразительными средствами является ритм и темп.

 

Маршевая музыка.

В переводе с французского «марш» - «ходьба», «движение вперед».

 

Походные марши – самые распространенные. Их отличает волевой характер, четкий ритм, размер 4/4, темп энергичного шага. Исполняют такие марши духовые оркестры.

«Марш Преображенского полка» - обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В нем объединены жанры песни и марша. Черты военной музыки здесь – это бодрая, энергичная мелодия с фанфарными ходами, четкий ритм, опора на главные трезвучия:

«Прощание славянки» - 1912г. его сочинил трубач (будущий дирижер) Василий Иванович Агапкин. В марше две темы. Первая звучит мягко, задушевно, в высоком регистре:

Вторая тема контрастна первой. Она проходит в низком регистре, звучит мужественно и энергично:

 

Церемониальные и похоронные марши сложились в XVIII веке. Большое распространение получили в годы Великой французской революции (1789). Франсуа Госсек – один из видных композиторов этого времени.

Церемониальный марш в отличие от походного имеет более медленный темп, его мелодия отличается большей распевностью и плавностью.

«Скорбный марш» Госсека – здесь впервые появились черты, характерные для траурных маршей: медленный темп, минорный лад, речитативный склад мелодии.

Немецкий композитор (1770-1827) Людвиг ван Бетховен в Третьей симфонии и 12 фортепианной сонате создал шедевры в этом жанре.

Итальянский композитор XIX века Джузеппе Верди в опере «Аида» использует жанр церемониального марша.

Первый марш (в финале II действия) исполняется хором и оркестром. В нем кроме традиционных для церемониальных маршей черт – фанфарной мелодии, сдержанного ритма, аккордового сопровождения есть и другие своеобразные черты: красочные гармонии уменьшенных септаккордов, гармонический мажор (с VI низкой ступенью). Далее появляется женский хор, поющий по-итальянски гибкую кантилену и мрачный хор жрецов.

 

Центральный раздел финала – встреча военачальника. Это образец триумфального марша, которым с античных времен встречали въезд полководца-победителя:

 

 

Сказочные марши: «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Шествие царя Берендея» из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», его же марши из оперы «Золотой петушок».

 

Марш Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» звучит подвижно и динамично, мелодия угловато-капризная (резкие восклицательные интонации), аккорды сопровождения непривычно диссонирующие для марша. В повторяющемся рефрене (марш написан в форме рондо) утверждается настроение веселого праздника:

 

 

Танцевальная музыка.

 

Народные танцы (характерные особенности)

Русский хоровод - плавное, неторопливое движение, лирический характер.

Украинский гопак – живая, задорная музыка: острый ритм, быстрый темп, четкие акценты (№ гопак из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Сорочинская ярмарка»):

Русский трепак – задорный, ритмически четкий танец с лихими притоптываниями (№  из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик»):

Славянские танцы гопак, трепак, полька (чешский танец, название переводится как «половина»), краковяк (польский танец) имеют двудольный метр, выражают радость, ощущение полноты и красоты жизни.

Лезкинка – танец народов Кавказа. Лезгинка из балета Арама Хачатуряна «Гаяне» имеет очень быстрый темп, размер 6/8, острый ритм:

Тарантелла – итальянский танец, живой и страстный по характеру. Один из самых популярных примеров – тарантелла Джоакино Россини:

Сицилиана – мягкий, сдержанный характер, спокойный темп, пунктирный ритм, размер 6/8. Многие композиторы обращались к этому жанру. Сицилиана Иоганна Себастьяна Баха:

 

Разнообразны по характеру движений и ритмическому рисунку трехдольные танцы менуэт, лендлер, вальс, мазурка, полонез.

 

Западноевропейские танцы:

Менуэт – старинный трехдольный французский танец, в основе которого – мелкие шаги (мену – малый). Множество этих танцев сочинили композиторы – классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Они входили в состав симфоний и некоторых инструментальных сонат.

Вальс – самый популярный танец XIX века. Его предшественником был лендлер – немецкий крестьянский танец в неторопливом трехдольном движении.

Расцвет жанра – в творчестве Иоганна Штрауса-сына.

«На прекрасном голубом Дунае». Во вступлении как бы слышны звуки просыпающейся природы. Далее появляются, чередуясь, все новые и новые мелодии, одна прекраснее другой:

 «Сказки Венского леса» такая же сюита из пяти вальсов:

 

Вальс как символ лирики звучит в лучших произведениях XIX – XX веков. Оркестровый «Вальс-фантазия» Глинки, фортепианные вальсы Шопена, вальсы Чайковского в балетах, операх, симфониях, вальсы Прокофьева, Хачатуряна (из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»), Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель) – лучшие образцы жанра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: